Бумажная модель автомобиля РАФ 22038

Бумажная модель автомобиля РАФ 22038

Декаль модели РАФ 22038 набор 2 Д063

Самовывоз от ГЗ МГУ метро Университет.

Доставка курьером по Москве в пределах МКАД до адреса 350 рублей, до Вашей станции метро 300 рублей.

При покупке на сумму выше 15000 рублей не скольких моделей отправка по России и доставка по Москве бесплатно.

Оплатить покупку можно банковским переводами по системам , Юнистрим, Золотая корона

почтовым переводом, или через на карточку мастер карт Сбербанка.

Также модель можно оплатить через КИВИкошелек или почтовым переводом на адрес.

Модель может быть отправлена по почте в пределах России 200-250 рублей в зависимости от места назначения и страховой оценки отправления.

При покупке не скольких моделей цена не сильно возрастет.

Модель может быть выслана за границу, стоимость отправки за границу оговаривается по каждой стране отдельно и зависит от способа пересылки АВИА или наземным способом.

Вроде бы совсем недавно его называли «новым „рафиком“», а ведь с тех пор как-то незаметно прошло четыре десятилетия.

miniaturazr03–15

Здание на улице Дунтес в Риге работы архитектора Гуревича, где некогда располагались НТЦ и экспериментальный цех Рижской автобусной фабрики и возле которого мы фотографировали РАФ-2203-01, выпущенный в 1990 году, появилось куда позже модели 2203. И все же у микроавтобуса и кирпичного корпуса есть много общего. И тот и другой выглядят необычно, оригинально. А все потому, что проектировали их с душой…

РИГА — МОСКВА — ЕЛГАВА

Жил-был небольшой завод на рижской улице Дунтес. Делали там около трех тысяч микроавтобусов РАФ‑977 в год. Конвейер — ручной: кузова перекатывали на тележках по рельсам, уложенным на бетонный пол. Конечно же, руководители завода — директор Илья Иванович Позняк и главный инженер Реджинальд Альбертович Баллод-Наградов — понимали: чтобы получить добро на строительство нового мощного предприятия (на Дунтес расширяться было некуда), нужно показать в Москве совсем новую модель. «Совсем новую» — конечно, относительно, поскольку узлы и агрегаты могли быть заимствованы только у серийных советских машин.

Рижане выбрали не самый обычный для СССР способ создания нового автомобиля — соревнование двух независимых групп художников и инженеров. В 1967‑м увидел свет микроавтобус группы Мейзиса с условным названием РАФ‑982‑I. Машина выглядела вполне современно, но неоригинально — напоминала Ford Transit.

Группа Артура Эйсерта закончила РАФ‑982‑II лишь в 1968‑м. Зато ее угловатый микроавтобус с прямоугольными фарами выглядел если и не пришельцем из другой галактики, то уж точно не менее смело, чем иные западные концепты. Агрегаты и узлы у обоих автобусов были, конечно, серийные. Кстати, на второй образец, футуристический, поначалу поставили не волговский двигатель, а совсем новый тогда 75‑сильный агрегат от «Москвича‑412», который мощностью не уступал мотору ЗМЗ‑21.

12 RAF2203 zr03–15

13 RAF2203 zr03–15

Прототип группы Эйсерта появился в 1968 году. На футуристической машине стоял двигатель от «Москвича‑412». Оба микроавтобуса погнали в Москву, где показали межведомственной комиссии, в которую входили даже медики — РАФы были основными санитарными машинами СССР. Начальство тогда одобрило образец с более традиционным дизайном, что не понравилось рижанам. Им был милее авангардный автомобиль. Кроме того, они считали, что именно под такую машину разрешат-таки построить большой и современный завод.

В итоге рижане победили. Немного приглаженный (в прямом смысле — линии кузова стали менее резкими) РАФ‑2203 с газовскими двигателем, коробкой передач и подвесками встал на конвейер нового завода в Елгаве, нареченного, как было принято в те времена, в честь ХХV съезда КПСС. Первые машины выпустили в 1975‑м, а крупносерийное производство начали в феврале 1976 года.

03 RAF2203 zr03–15

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Чтобы быстро занять или покинуть водительское место, нужны определенные навыки: кресло-то — над самым колесом. Но удобное: спина за пару сотен километров совсем не устала. К рычагу коробки передач, сильно смещенному назад (оригинальную крышку к стандартной волговской коробке делали в Риге), привыкнуть тоже недолго. Не очень сподручно включать четвертую и заднюю, но и с этим свыкнуться можно. Особенно учитывая, что конструкции четыре десятка лет.

Динамика, конечно, совсем не современная. Стосильный нижневальный заволжский мотор, подстегиваемый частым включением пониженных передач, как может удерживает автомобиль в городском потоке ХХI века. Но на шоссе идти на разрешенных правилами 90–100 км/ч нетрудно. Вот только машина шумит всем, чем может, — да так, что более-менее спокойным голосом можно разговаривать лишь с сидящим рядом. На пол идет неприятная вибрация — вероятно, от посредственно отбалансированного карданного вала. А если перевалить за 100 км/ч, автомобиль на вполне ровной дороге начинает плавать. Справедливости ради: на более низких скоростях РАФ‑2203 ведет себя вполне прилично.

05 RAF2203 zr03–15

РАФ, как и большинство советских автомобилей, соткан из противоречий. Плавность хода даже с четырьмя ездоками — отличная. А ведь машина рассчитана на двенадцать человек. Только вот волговская передняя подвеска родом из 1950‑х со шкворнями и резьбовыми втулками изнашивалась очень быстро. На негруженой машине тормоза работают вполне прилично, но если взять на борт те самые двенадцать персон, барабаны и колодки от «Волги» справляются со своей работой уже с трудом. Хотя под фанерным полом трудятся аж два москвичовских гидровакуумных усилителя (мягко говоря, далеко не самые надежные узлы в истории советского автопрома): один — на передний контур, другой — на задний.

Ну и последний штрих к беглому портрету: ноги водителя и переднего пассажира защищены лишь тоненькой стенкой с модными в 1970‑х прямоугольными фарами. Впрочем, в этом смысле современные автобусы уехали от «рафика» не очень далеко.

09 RAF2203 zr03–15

ОТ СЪЕЗДА ДО РАЗЪЕЗДА

Завод, рассчитанный на 16 тысяч машин, в год делал иногда под 18 тысяч. Потребность в микроавтобусах была огромна, поскольку у «рафика» аналогов в СССР, по сути, не было. Маршрутки и санитарки, спецмашины для милиции и просто «разгонные» автомобили на предприятиях… Чуть позже к ним прибавилась куча модификаций для Олимпиады‑80, опытные электромобили.

Рижане лучше других понимали, что машину надо модернизировать. Новые фонари и бамперы, рулевое и панель приборов (их постепенно все же внедрили) — это хорошо. Но машине нужен был более мощный двигатель, иная подвеска (хотя бы спереди) и тормоза. Пробовали импортные дизели, ЗМЗ‑406 и даже вазовский роторный мотор. В НАМИ под руководством конструктора В.А. Миронова создали оригинальную подвеску типа McPherson, но с вынесенными амортизаторами, прозванную в Риге «Мак-Мироном». Сделали образцы с дисковыми тормозами спереди с двумя суппортами от «Нивы». Таким вполне мог стать РАФ‑22038. Но не стал. В СССР никто не брался делать оригинальные узлы для столь небольшого автозавода с относительно скромными объемами выпуска.

10 RAF2203 zr03–15

А вскоре СССР стал распадаться, как сильно изношенный и плохо ухоженный «рафик».

Завод в Елгаве сотворил массу самых разных, порой причудливых модификаций. Скажем, грузовички с бортовой платформой и сомнительной управляемостью, передвижные лавки и другие спецмашины. Проектировали и совсем новые модели, но к середине 1990‑х предприятие фактически погибло. Грустная, но, в общем-то, логичная для той эпохи история.

Казалось бы, в неблагоприятном климате последних десятилетий оставшимся рижским микроавтобусам суждено было сгнить окончательно. Но некоторые из них сохранились, а этот, напомню, и 25 тысяч километров не прошел! Получается, он — почти новый РАФ. Вспомним, что так эти машины называли в 1970‑х, и порадуемся: на свете и сегодня есть рижский автобус, заслуживающий такого же эпитета.

Редакция благодарит Андриса Дамбиса за предоставленный автомобиль и Валдиса Бранта за помощь в подготовке материала.

На берегах Лиелупе

19 RAF2203 zr03–15

Еще до постройки РАФа в Елгаве были небольшие металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. С 2005‑го работает завод АMO-Plant, дособирающий импортные автобусы и тракторы. Основной владелец — департамент имущества правительства Москвы.

Выше, длиннее, сложнее

Место рождения Latvija

Модернизированный РАФ‑2203–01 имел 100‑сильный мотор и измененные детали экстерьера и интерьера, а версия РАФ‑22038- 02 — еще и иное рулевое управление, а также систему отопления. Помимо микроавтобусов выпускали санитарные машины, маршрутные такси, версии для спецслужб, автопоезда для парков, мелкосерийные машины для спортсменов, электромобили, позднее — модификации с высокой крышей, бортовые грузовики. Производство окончательно прекратили в 1997 году. За все время выпустили около 180 тысяч РАФ‑2203 всех модификаций.

Сайт об электронике, технике и ОС UNIX

09.01.2019 by admin | 0 comments

Сегодня подошла очередь 24 выпуска из серии «Легендарные советские автомобили». В этом выпуске представлена модель микроавтобуса «РАФ-22038 Латвия». Я себя не отношу к большим фанатам латвийского автозавода, поэтому, не могу сказать, что сильно ждал эту модель. Тем более, не у одного меня возник большой вопрос к Ашету — почему именно «РАФ-22038», а не самый массовый и распространённый в СССР «РАФ-2203»? Судя по сведениям из журнала, модификацию «РАФ-22038» сделали в 80-х годах, но на конвейер она встала в начале 90-х, когда ни о какой массовости на дорогах стран входивших в СССР уже не могло быть и речи. Эта модификация в основном каталась по странам прибалтики, но не России или Средней Азии. Я видел много «рафиков», но вот не могу вспомнить ни одного в модификации 22038.

В этом выпуске модель как обычно поставляется в блистере, и она довольно увесистая. Я даже при покупке немного удивился. Да и выглядит она не сильно маленькой.

Зеркала у модели прикрыты дополнительными вставками, поэтому, при транспортировке они не пострадали. Модель микроавтобуса установлена на подставке правой стороной. Но у Ашета это так почти со всеми моделями так.

Теперь можно рассмотреть модель со всех сторон без подставки. Сначала вид спереди:

Спереди можно увидеть панорамное лобовое стекло, установленное под небольшим углом. Показан резиновый уплотнитель лобового стекла, на стекле лежат хромированные стеклоочистители. Под «дворниками» видно расшивку небольшого капота, через который был доступ к радиатору и различным бачкам. Под капотом видно пластиковую облицовку радиатора чёрного цвета, сделана она на мой взгляд очень хорошо. По бокам облицовки можно увидеть прямоугольные фары, такие же как были на «Москвичах-412» или 2140. К фарам у модели микроавтобуса у меня никаких претензий. Под фарами расположены указатели поворотов, квадратные оранжевого цвета. Ниже указателей поворотов расположен «нивовский» бампер, алюминиевый верх и низ, пластиковые углы. На бампере закреплён номерной знак из 80-х, белый фон с чёрными буквами. Сделано всё хорошо, мне прям очень понравилось.

Отдельно хотелось бы сказать про эмблему на облицовке радиатора — сделана, как по мне, очень хорошо. На модели 2203 надпись «Latvija» была выполнена отдельным хромированным молдингом и крепилась под углом с правой стороны капота. На модели 22038 она переехала на решётку облицовки радиатора. Шрифт которым сделана надпись и эмблема выглядят очень реалистично.

Теперь можно взглянуть на модель микроавтобуса слева. Вид у модельки типично «маршрутный». Так как у машины был перегружена передняя ось, то при торможении она клевала передом.

Спереди на переднем крыле видно прямоугольный «прыщик» повторителя поворотов. Хорошо видно расшивку водительской двери. Ашет очень удачно угадал с цветом модели микроавтобуса. На мой взгляд у модели просто суперские дверные ручки — они сделаны отдельными элементами, такие же ручки кстати ставились на «Москвич-408» и «Москвич-412». Довольно странно их видеть на машине выпускавшейся в начале 90-х. А вот остекление двери уже более современное — нет форточки, сплошное стекло. В начале двери установлено зеркало заднего вида с возможностью регулировки из салона. Колёсные диски кстати напоминают таковые от 21 или 22 «Волги», ведь изначально «рафики» были построены на базе и агрегатах «ГАЗ-21 Волга». На этой же модели диск похож на таковой, например, как в недавно вышедшей «ГАЗ-22 Волга». Здесь же, диски от старой «Волги», но в центральной его части есть пластиковая вставка, как на «Москвиче-2140 SL».

В задней части кузова с левой стороны можно увидеть небольшую форточку в окне возле багажника. На самой массовой модели 2203 это заднее оконное стекло было цельным. Иногда оно было из двух частей, одна из которых могла сдвигаться. Возле задних фонарей можно увидеть крышку люка бензобака.

Теперь можно взглянуть на модель сзади. Тут можно увидеть багажную дверь, имитацию петель которыми она крепилась к кузову. В верхней её части имеется стекло, вокруг которого сделана имитация резинового уплотнителя. По-низу проходит пластиковый бампер, тут он полностью из пластика, хотя я не уверен, что у него не должно быть алюминиевых вставок.

Внизу двери расположена ручка для открытия двери багажника. Выполнена она в том же стиле, что и дверные ручки. Тут на ней, как можно заметить есть имитация скважины под ключ на кнопке. Под ручкой расположен номерной знак — тут он как и положено прямоугольный, черный буквы на белом фоне. Под номером можно заметить пару «прыщиков» — это плафоны системы освещения номерного знака.

Задние фонари тут сделаны из цветного пластика, и на мой взгляд выглядят они неплохо. У крайних фонарей видно «гвоздики», но на мой взгляд не критично. Нижний габаритный фонарь сделан белым и потом покрашен красной краской. Под ним видно нарисованный краской катафот.

Теперь можно взглянуть на модель справа. Можно заметить, что дверей для пассажиров тут больше. Кроме двери для переднего пассажира, с правой стороны микроавтобуса ещё имеется дверь для посадки и высадки пассажиров в салон за водителем.

У пассажирских дверей хорошо видно расшивку. Остекление тоже сделано на мой взгляд хорошо. На обоих дверях присутствуют дверные ручки, что придаёт модели более реалистичный вид. Вторая пассажирская дверь была не как сейчас сдвижная, а распашная. На крыле спереди как и с левой стороны видно прямоугольный «прыщик» указателя поворотов.

Ежели взглянуть на модель микроавтобуса сверху, то можно увидеть выштамповки для придания ей жёсткости. Судя по всему, крыша у микроавтобуса была сварная, из трёх частей. В средней части имеется потолочный люк. По краям крыши расположены прямоугольные «прыщики» дополнительных повторителей поворотов. По периметру крыши можно заметить водосточный желоб.

Теперь можно разглядеть что имеется в салоне. Ежели заглянуть через лобовое стекло, то можно заметить имитацию «щелей» обдува отопителем лобового стекла. За ними, напротив водителя, видно панель приборов. Видно руль, перед которым на рулевой колонке по бокам установлены подрулевые переключатели, которые как раз видно не очень хорошо.

В ногах у переднего пассажира можно заметить корпус печки и выступающий из неё мотор отопителя.

Руль в модели «классический», такой же как и был на всех маршрутках в советское время. А вот панель приборов в модели более современная, я её раньше не видел. В маршрутках в советское время стояли панели приборов со стрелочным «волговским» спидометром и панелями приборов от «ГАЗ-24». Справа от водителя видно «полку» на кожухе, которым был накрыт двигатель.

На это фотографии лучше видно «полку» — на ней в маршрутках у водителей лежал поролон с прорезями в которые были разложены монетки, для быстрого расчёта с пассажирами. Сразу за полочкой видно «кочергу» — рычаг переключения передач. Так как водитель сидел вровень с двигателем, а микроавтобус был заднеприводным, то коробка получалось, что находилась позади водителя. Поэтому, чтобы переключать передачи, правую руку приходилось достаточно далеко отводить назад. Рядом с водительским сиденьем сделан рычаг ручного тормоза.

Читайте также:  Бумажная модель автомобиля Ваз 2102

Автобус был 11-ти местным, одно место возле водителя и 10 мест для пассажиров в салоне.

В модели достаточно хорошо передана текстура сидений, которые были установлены в микроавтобусе. Поролоновые бруски обтянутые и обшитые кожзамом, из-за чего поверхность сидений имеет характерную форму.

А вот в салоне ручка открытия двери была сделана травмобезопасной, чего не скажешь о ручке снаружи. В модельке это все повторено. На дверях есть все необходимые элементы, но как это принято у Ашета, они никак не раскрашены.

Снизу у модели можно увидеть раму, на которую крепились основные агрегаты и кузов. Спереди видно поддоны картера двигателя и коробки передач. Видно коленчатый вал идущий к редуктору заднего моста. Видно сам задний мост закреплённый к кузову на рессорах. За задним мостом можно увидеть бензобак. Также показана система отвода выхлопных газов.

Вот такая вот модель получилась у Ашета в этом выпуске. Есть у меня конечно вопросы о «легендарности» именно «РАФ-22038». Но, должен сказать, что в этот раз на мой взгляд получилась модель без недостатков (внутренности салона в расчёт брать не будем), снаружи я не вижу каких-либо косяков. Возможно, что я не очень хорошо разбираюсь и помню «рафики», но мне модель понравилась. По-моему мнению, это лучшая модель в серии на данный момент.

А в следующем выпуске будет представлена модель правительственного лимузина «ЗИЛ-111Г», которую можно будет сравнить с уже вышедшей моделью «ЗИЛ-111Д».

Символ дружбы народов
Восстановленный РАФ-22038-02 «Латвия»

В коллекции владельца этого микроавтобуса все автомобили имеют свои имена, в основном связанные со славным советским прошлым, откуда они и происходят родом. РАФ-22038-02 «Латвия», о котором пойдет рассказ, назван в честь 90-летия СССР, а построен был уже на закате производства модели и самого производителя в 1995 году и уже в независимой Латвии.

Так как основа коллекции и любимый автомобиль Ивана из Москвы (фамилию он просил не называть) – классическая «Волга», то и в качестве универсального автомобиля для перевозки крупных вещей он искал «Волгу» с кузовом универсал, непременно чёрного цвета и с карбюраторным двигателем ЗМЗ-402. Вторичный рынок оказался небогат подобного рода предложениями, и месяцы поисков не увенчались успехом. После тщетных попыток найти универсал был рассмотрен вариант широко унифицированного с «Волгой» РАФа, и в итоге в декабре 2012 года коллекцию пополнил микроавтобус модели 22038-02, выпущенный в 1995 году.

Везучий автомобиль

Найти живой, не укатанный РАФ в наши дни – задача затруднительная: предложения либо впечатляют ценой, либо не впечатляют состоянием потенциального экспоната. Казалось бы ещё сравнительно недавно «рафиками» всё попросту кишело: их было много в медицине, они активно работали на пассажирских линиях по всему бывшему СССР, а кое-где продолжают работать и в наши дни. Впрочем, на этой ниве машины жили недолго: ритм эксплуатации в подобных сферах приводит к запредельному износу и последующему списанию без всякого сожаления.

Этому автомобилю определённо повезло больше. РАФы были распространены в качестве служебного транспорта, и этот экземпляр родом как раз оттуда. По легенде, переходящей из уст в уста, первоначально микроавтобус работал в аэропорту «Шереметьево» и обслуживал руководство службы охраны. Позднее его продали в частные руки, и он уехал в Тульскую область, потом вернулся в Москву, и после очередной продажи оказался в заботливых руках нынешнего владельца, подарившего автомобилю новую жизнь.

Процесс восстановления начался с поиска информации. РАФ широко унифицирован с другими отечественными автомобилями, но совместимость деталей и агрегатов иной раз непредсказуема: встречаются элементы как от «Волги» разных поколений, так и от «Жигулей», «Москвичей» и даже УАЗов.

Было бы наивно предположить, что автомобиль под реставрацию достался Ивану в идеальном состоянии. Несмотря на скромный пробег (на момент покупки менее 50 тысяч километров) и сравнительно хорошую сохранность кузова, пациент был скорее жив, чем мёртв, но за годы жизни явно успел многое повидать.

Активные действия начались с мойки: сначала был тщательно вымыт салон, чтобы осваивать уже чистое пространство, потом очередь дошла до кузова. Особенные затруднения вызвала крыша: пришлось приложить физические усилия и оттирать при помощи шампуня в течение нескольких часов – так сильно въелись отложения в лакокрасочное покрытие.

Отдельной строкой следует упомянуть неприятную деталь. К сожалению, приходится признать, что бюрократические проволочки в процессе регистрации микроавтобуса причинили её счастливому обладателю бо’льшую головную боль, чем работы непосредственно с машиной. Из-за того, что РАФ имеет свои тонкости, такие как нестандартный VIN-код из 18 символов и выгорающий WMI на заводской табличке, эпопея с постановкой машины на учёт заняла несколько месяцев, потребовала прохождения криминалистической экспертизы и множества визитов в различные регистрационные отделы. Но всё хорошо, что хорошо заканчивается: ценой многих потраченных нервных клеток эта проблема была всё-таки решена.

Интересно, что значительную часть работ на станции техобслуживания выполняли мастера, ранее работавшие в таксопарках с «Волгами» и РАФами; их опыт позволил решить ряд возникших проблем. Приходится признать, что людская память коротка, и в современной Москве уже далеко не везде готовы взяться за достаточно редкий, хоть и отечественный массовый автомобиль.

Из-за наплевательского отношения прежних владельцев пристального внимания потребовала передняя подвеска и рулевой механизм. Маятниковые рычаги, которые ни с чем не унифицированы, давно не выпускаются, и долго находились «в розыске», пока по случаю не удалось достать правый – на рынке, а позднее – комплект из левого и правого при разборе на запчасти «донора». С другими элементами дело решилось проще: они оказались взаимозаменяемы с «Волгой», а их поиск уже не вызвал затруднений.

Под замену отправились коробка передач (подошла подержанная с «Волги» ГАЗ-31029), рулевой механизм (почти весь – новый от «Волги» ГАЗ-2410), сцепление и стартёр. Далее ремонт дошёл до системы выпуска, которую восстанавливали «по месту» из новых деталей для «Волги». Без вмешательства не осталась система отопления: за салон отвечала ископаемая и давно не действовавшая «печка» от ГАЗ-69, которая была заменена современным устройством от «ГАЗели». Конечно, не обошлось без кропотливой работы над многочисленными мелочами, начиная от расшатанного механизма стеклоочистителей и неработавших стеклоподъёмников в дверях, заканчивая мелкими деталями, такими как фонарики, пластик и другие элементы наружного декора.

Возвращение ливреи

Когда машина была подготовлена к эксплуатации и стала уверенно ходовой, настала очередь кузовных работ. На фоне большинства собратьев кузов этого РАФа сохранился весьма достойно, но его внешний вид вовсе не впечатлял, и, взвесив «за» и «против», владелец отправил микроавтобус в руки кузовщиков и маляров. Если часть элементов от ржавчины спасла тщательная обработка химией, то в кузовном цеху работы приняли уже новый оборот. Очаги коррозии были вырезаны и заменены свежим металлом, пол водителя и подножка в салоне подварены, безнадежно испорченная пассажирская дверь заменена новой, завалявшейся на складе. Некто, не в меру длинноногий, вырезал за спиной водителя выемку в перегородке, отчего пострадала жёсткость кузова, но это тоже было исправлено.

После жестяных работ машину обработали кислотным грунтом, выровняли поверхности, в два приёма загрунтовали и отправили в окрасочную камеру. Перекрасили РАФ в три слоя, по новой для него, но привычной для нашего глаза схеме – в яркий голубой цвет «Адриатика» (№ 425) с белым поясом (цвет № 202). Уже на окрашенной машине были дополнительно обработаны колёсные арки, сварные швы и скрытые полости, дабы избежать проблем с коррозией в дальнейшем.

Ливрея, доставшаяся этой машине в процессе реставрации, присуща многим РАФам последних лет выпуска. Среди прочего стоит отметить, что именно с таких РАФов, тоже модели 22038, в середине девяностых начиналась деятельность крупнейшего частного транспортного оператора Москвы – нынешней компании «Автолайн».

Передние пластиковые элементы, которые были сравнительно целы, заменили новыми, в идеальном состоянии. На бампере поселились противотуманные фонари от «Волги» ГАЗ-3102. Единственный явно спорный элемент в экстерьере – это боковые зеркала, позаимствованные у ГАЗели. С одной стороны, они явно выбиваются из облика, а с другой – очень удобны, особенно при маневрировании задним ходом. У «донора» удалось позаимствовать и колёсные диски, унифицированные с «21-й» Волгой. На колёсах, положенных РАФу по заводской спецификации, машина приобрела совсем иной, куда более аккуратный и опрятный вид.

Финальным штрихом в работе над внешним видом стали наклейки с символикой «Аэрофлота» на бортах, которые точно дополнили образ. Первоначально их добавили для профессиональной фотосъёмки в компании самолетов в аэропорту, а позднее машина сыграла саму себя в кино – в том самом «Шереметьево», где когда-то начинала свой жизненный путь.

В сравнении с «Волгой» посадку за рулём РАФа можно охарактеризовать, как «высоко сижу – далеко гляжу». Весьма неожиданно было увидеть на «союзном» 22038 регулируемую по высоте рулевую колонку; судя по всему, это атрибут уже самых поздних экземпляров. Спорный момент – это расположение рычага переключения передач: хозяину этой машины вполне комфортно, несмотря на то, что для этого следует заводить руку за спину, а другим это вовсе неудобно. Во имя комфорта на водительской двери появился новый самодельный подлокотник, гармонирующий с цветом кузова: незначительные мелочи ощутимо влияют на комфорт за рулём.

Обращает на себя внимание и удобство моторного отсека для обслуживания: если снаружи под крышкой капота размещены только два радиатора, бачки для технических жидкостей и звуковой сигнал, то всё остальное вполне доступно прямо в кабине и с места водителя. Это позволяет устранить в любое ненастье мелкую неисправность, не вставая со своего кресла. Венчает капот в кабине столик-поднос, на котором размещена «музыка» и можно возить самые разнообразные мелочи, нужные в пути. РАФы позднего образца достаточно массово выпускались в 8-местном варианте, соответствующем категории «B», для продажи частным лицам – с 1987-го органы соцопеки даже выделяли подобные минивэны в распоряжение многодетных семей. Была ли эта машина таковой или переделана из полноценного микроавтобуса, выяснить уже не судьба; хозяин машины уверен, что «лишние» сиденья машина утратила уже в ходе эксплуатации у кого-то из прежних владельцев.

В целом интерьер «союзного» РАФа сохранился очень хорошо – сказывается малая интенсивность эксплуатации у прежних владельцев. Пассажирские кресла, обтянутые серым плюшевым материалом, не потребовали восстановления в полном смысле этого слова, а помимо мойки у них разве что были перекрашены каркасы. Единственное, явно заметное изменение – это самодельный столик на ножке, появившийся в салоне на каком-то из этапов жизненного пути. Понадобилось восстановить и крепление запасного колеса в отведённой нише, сразу за правой задней колёсной аркой. Помимо этого из-под обивки салона была удалена покоробившаяся с годами картонная «обесшумка», но комфорт пассажиров от этого не пострадал – РАФ остался очень мягкой и уютной машиной. А внутреннее пространство салона с оговоркой на то, что РАФ с таким салоном считается легковым автомобилем категории «B», поистине поражает.

Грустная нота

РАФ уходит в прошлое – не только как интересный и оригинальный образец техники, но и как памятник большому государству и один скромный символ большой дружбы народов. Пройдёт совсем немного лет, и этот привет из недавнего прошлого для массового сознания будет совсем забыт, а вопрос сохранения последних экземпляров, дошедших до наших дней, год от года будет стоять всё острее. Последние машины постепенно уходят на покой, многим выдалась не самая счастливая судьба, и лишь единицам повезло так, как этой машине, попасть в добрые руки. При этом опыт показывает: РАФ-2203 при грамотном подходе и бережном отношении даже в наши дни может полноценно служить в качестве большого и удобного семейного автомобиля, который ярко выделяется в сером транспортном потоке мегаполиса.

Что касается самого производителя латвийских микроавтобусов, то его судьба после падения Союза вышла достаточно печальной. По мере того, как нарушались связи со смежниками, а Латвия постепенно изолировалась от России, стареющий РАФ-22038 становился всё менее и менее востребован. Последним рынком, где на модель ещё сохранялся спрос, была небогатая Средняя Азия, но и там поставки сошли на нет. Попытки наладить производство наследников не уходили дальше прототипов, а привлечь инвестиции из-за рубежа никак не удавалось. Последним шансом могла стать попытка ГАЗа наладить сотрудничество в сфере производства медицинских и других специальных автомобилей на базе «ГАЗели», но, увы, этот проект сорвался по политическим причинам.

Результатом всех этих событий стал закономерный и грустный конец: в 1997 году, выпустив последнюю партию из 15 медицинских спецавтомобилей для Москвы, производство на заводе в Елгаве остановилось навсегда. Цеха завода быстро опустели: ценное оборудование было продано за рубеж, а всё остальное ждала судьба вторсырья. По рассказам свидетелей тех лет, после остановки производства неукомплектованные кузова микроавтобусов прямо в заводских корпусах грузили в ломовозы и отправляли в утиль.

В наши дни территорию РАФа частично занимают склады, ещё часть – индустриальный парк, где разместился ряд небольших производств. Самые большие корпуса бывшего завода по-прежнему пустуют. Помимо прочего, на территории есть пункт приёма чермета и, по своеобразной иронии судьбы, автомобильная свалка. А автомобильное производство живёт в Елгаве буквально через дорогу от РАФа – там родственный АМО ЗИЛ завод «Амоплант» тихо осваивает производство автобусов VDL, но эта история к РАФу отношения уже не имеет…

РАФ 22038 “Латвия”

Масштабная модель автомобиля РАФ 22038 “Латвия”

Модель новая в блистере (не вскрыт). С журналом.

РАФ 22038 “Латвия” отзывы и комментарии

ОтменитьДобавить комментарий

Похожие товары

Информация для коллекционеров и покупателей

Вы можете купить товар “Масштабная модель автомобиля РАФ 22038 “Латвия”” в Москве и с доставкой по России. В Москве товар “Масштабная модель автомобиля РАФ 22038 “Латвия”” можно забрать самостоятельно со склада магазина или заказать доставку курьером. Также мы можем отправить выбранную Вами модель Почтой по указанному Вами адресу. Для совершения покупки добавьте нужную позицию в корзину и оформите заказ, или свяжитесь с менеджером магазина по телефону, указанному в шапке сайта. Мы будем рады новому пополнению Ваших коллекций!

Доставка

  • Доставка Почтой РФ – 340р (в пределах РФ, независимо от количества товаров в заказе и габаритов посылки)
  • Доставка курьером по Москве в пределах МКАД – 300р (за МКАД по согласованию)
  • Самовывоз – бесплатно г.Москва ул.Ротерта д.2 обязательно созвониться с менеджером +7(499)409-59-17

Оплата

  • наличными при получении (в пункте самовывоза или курьеру)
  • при получении на почте (наложенным платежом +8% к сумме заказа)
  • на карту сбербанка (предоплата)

Сроки

  • в пункте самовывоза товар можно забрать в день заказа, но только после подтверждения заказа менеджером
  • почтой РФ посылки отправляются 2 раза в неделю
  • курьер доставляет заказы по вторникам и четвергам, другие дни возможна доставка по согласованию

Оформление заказа

  • добавьте товар в корзину и нажмите кнопку “Оформить заказ”
  • заполните необходимые поля и нажмите “Отправить”
  • запишите или запомните Номер Заказа, он может пригодиться для уточнения информации
  • менеджер свяжется с Вами по телефону для уточнения условий оплаты и доставки заказа
Читайте также:  Бумажная модель кошки

Упаковка и обращение с моделями

Каждая коллекционная модель индивидуальна и имеет свою историю. Мы хотим, чтобы модели пополнили Ваши коллекции в первозданном виде, без каких либо повреждений и радовали Вас долгие годы. Поэтому, мы очень ответственно относимся к процессу хранения и упаковки моделей.

Хранение

  • модели хранятся в упаковках, предохраняющих от попадания пыли и повреждений
  • все модели проверяются при приемке на склад на наличие дефектов и повреждений
  • в помещении поддерживается необходимая температура и влажность

Упаковка

  • работа с моделями ведется в перчатках выполненных из микрофибры и х/б материала
  • упаковка производится при достаточном освещении, чтобы избежать случайных повреждений
  • используются необходимые демпфирующие материалы, чтобы обеспечить сохранность модели при транспортировке
  • схема упаковки отработана таким образом, чтобы обеспечить максимальную сохранность модели при доставке к Вам

Сайт об электронике, технике и ОС UNIX

Сайт об электронике, технике и ОС UNIX

Легендарные советские автомобили РАФ-22038 Латвия, номер 24

09.01.2019 by admin | 0 comments

Сегодня подошла очередь 24 выпуска из серии «Легендарные советские автомобили». В этом выпуске представлена модель микроавтобуса «РАФ-22038 Латвия». Я себя не отношу к большим фанатам латвийского автозавода, поэтому, не могу сказать, что сильно ждал эту модель. Тем более, не у одного меня возник большой вопрос к Ашету — почему именно «РАФ-22038», а не самый массовый и распространённый в СССР «РАФ-2203»? Судя по сведениям из журнала, модификацию «РАФ-22038» сделали в 80-х годах, но на конвейер она встала в начале 90-х, когда ни о какой массовости на дорогах стран входивших в СССР уже не могло быть и речи. Эта модификация в основном каталась по странам прибалтики, но не России или Средней Азии. Я видел много «рафиков», но вот не могу вспомнить ни одного в модификации 22038.

В этом выпуске модель как обычно поставляется в блистере, и она довольно увесистая. Я даже при покупке немного удивился. Да и выглядит она не сильно маленькой.

Зеркала у модели прикрыты дополнительными вставками, поэтому, при транспортировке они не пострадали. Модель микроавтобуса установлена на подставке правой стороной. Но у Ашета это так почти со всеми моделями так.


Теперь можно рассмотреть модель со всех сторон без подставки. Сначала вид спереди:

Спереди можно увидеть панорамное лобовое стекло, установленное под небольшим углом. Показан резиновый уплотнитель лобового стекла, на стекле лежат хромированные стеклоочистители. Под «дворниками» видно расшивку небольшого капота, через который был доступ к радиатору и различным бачкам. Под капотом видно пластиковую облицовку радиатора чёрного цвета, сделана она на мой взгляд очень хорошо. По бокам облицовки можно увидеть прямоугольные фары, такие же как были на «Москвичах-412» или 2140. К фарам у модели микроавтобуса у меня никаких претензий. Под фарами расположены указатели поворотов, квадратные оранжевого цвета. Ниже указателей поворотов расположен «нивовский» бампер, алюминиевый верх и низ, пластиковые углы. На бампере закреплён номерной знак из 80-х, белый фон с чёрными буквами. Сделано всё хорошо, мне прям очень понравилось.

Отдельно хотелось бы сказать про эмблему на облицовке радиатора — сделана, как по мне, очень хорошо. На модели 2203 надпись «Latvija» была выполнена отдельным хромированным молдингом и крепилась под углом с правой стороны капота. На модели 22038 она переехала на решётку облицовки радиатора. Шрифт которым сделана надпись и эмблема выглядят очень реалистично.

Теперь можно взглянуть на модель микроавтобуса слева. Вид у модельки типично «маршрутный». Так как у машины был перегружена передняя ось, то при торможении она клевала передом.

Спереди на переднем крыле видно прямоугольный «прыщик» повторителя поворотов. Хорошо видно расшивку водительской двери. Ашет очень удачно угадал с цветом модели микроавтобуса. На мой взгляд у модели просто суперские дверные ручки — они сделаны отдельными элементами, такие же ручки кстати ставились на «Москвич-408» и «Москвич-412». Довольно странно их видеть на машине выпускавшейся в начале 90-х. А вот остекление двери уже более современное — нет форточки, сплошное стекло. В начале двери установлено зеркало заднего вида с возможностью регулировки из салона. Колёсные диски кстати напоминают таковые от 21 или 22 «Волги», ведь изначально «рафики» были построены на базе и агрегатах «ГАЗ-21 Волга». На этой же модели диск похож на таковой, например, как в недавно вышедшей «ГАЗ-22 Волга». Здесь же, диски от старой «Волги», но в центральной его части есть пластиковая вставка, как на «Москвиче-2140 SL».

В задней части кузова с левой стороны можно увидеть небольшую форточку в окне возле багажника. На самой массовой модели 2203 это заднее оконное стекло было цельным. Иногда оно было из двух частей, одна из которых могла сдвигаться. Возле задних фонарей можно увидеть крышку люка бензобака.

Теперь можно взглянуть на модель сзади. Тут можно увидеть багажную дверь, имитацию петель которыми она крепилась к кузову. В верхней её части имеется стекло, вокруг которого сделана имитация резинового уплотнителя. По-низу проходит пластиковый бампер, тут он полностью из пластика, хотя я не уверен, что у него не должно быть алюминиевых вставок.

Внизу двери расположена ручка для открытия двери багажника. Выполнена она в том же стиле, что и дверные ручки. Тут на ней, как можно заметить есть имитация скважины под ключ на кнопке. Под ручкой расположен номерной знак — тут он как и положено прямоугольный, черный буквы на белом фоне. Под номером можно заметить пару «прыщиков» — это плафоны системы освещения номерного знака.

Задние фонари тут сделаны из цветного пластика, и на мой взгляд выглядят они неплохо. У крайних фонарей видно «гвоздики», но на мой взгляд не критично. Нижний габаритный фонарь сделан белым и потом покрашен красной краской. Под ним видно нарисованный краской катафот.

Теперь можно взглянуть на модель справа. Можно заметить, что дверей для пассажиров тут больше. Кроме двери для переднего пассажира, с правой стороны микроавтобуса ещё имеется дверь для посадки и высадки пассажиров в салон за водителем.

У пассажирских дверей хорошо видно расшивку. Остекление тоже сделано на мой взгляд хорошо. На обоих дверях присутствуют дверные ручки, что придаёт модели более реалистичный вид. Вторая пассажирская дверь была не как сейчас сдвижная, а распашная. На крыле спереди как и с левой стороны видно прямоугольный «прыщик» указателя поворотов.

Ежели взглянуть на модель микроавтобуса сверху, то можно увидеть выштамповки для придания ей жёсткости. Судя по всему, крыша у микроавтобуса была сварная, из трёх частей. В средней части имеется потолочный люк. По краям крыши расположены прямоугольные «прыщики» дополнительных повторителей поворотов. По периметру крыши можно заметить водосточный желоб.

Теперь можно разглядеть что имеется в салоне. Ежели заглянуть через лобовое стекло, то можно заметить имитацию «щелей» обдува отопителем лобового стекла. За ними, напротив водителя, видно панель приборов. Видно руль, перед которым на рулевой колонке по бокам установлены подрулевые переключатели, которые как раз видно не очень хорошо.

В ногах у переднего пассажира можно заметить корпус печки и выступающий из неё мотор отопителя.

Руль в модели «классический», такой же как и был на всех маршрутках в советское время. А вот панель приборов в модели более современная, я её раньше не видел. В маршрутках в советское время стояли панели приборов со стрелочным «волговским» спидометром и панелями приборов от «ГАЗ-24». Справа от водителя видно «полку» на кожухе, которым был накрыт двигатель.

На это фотографии лучше видно «полку» — на ней в маршрутках у водителей лежал поролон с прорезями в которые были разложены монетки, для быстрого расчёта с пассажирами. Сразу за полочкой видно «кочергу» — рычаг переключения передач. Так как водитель сидел вровень с двигателем, а микроавтобус был заднеприводным, то коробка получалось, что находилась позади водителя. Поэтому, чтобы переключать передачи, правую руку приходилось достаточно далеко отводить назад. Рядом с водительским сиденьем сделан рычаг ручного тормоза.

Автобус был 11-ти местным, одно место возле водителя и 10 мест для пассажиров в салоне.

В модели достаточно хорошо передана текстура сидений, которые были установлены в микроавтобусе. Поролоновые бруски обтянутые и обшитые кожзамом, из-за чего поверхность сидений имеет характерную форму.

А вот в салоне ручка открытия двери была сделана травмобезопасной, чего не скажешь о ручке снаружи. В модельке это все повторено. На дверях есть все необходимые элементы, но как это принято у Ашета, они никак не раскрашены.

Снизу у модели можно увидеть раму, на которую крепились основные агрегаты и кузов. Спереди видно поддоны картера двигателя и коробки передач. Видно коленчатый вал идущий к редуктору заднего моста. Видно сам задний мост закреплённый к кузову на рессорах. За задним мостом можно увидеть бензобак. Также показана система отвода выхлопных газов.

Вот такая вот модель получилась у Ашета в этом выпуске. Есть у меня конечно вопросы о «легендарности» именно «РАФ-22038». Но, должен сказать, что в этот раз на мой взгляд получилась модель без недостатков (внутренности салона в расчёт брать не будем), снаружи я не вижу каких-либо косяков. Возможно, что я не очень хорошо разбираюсь и помню «рафики», но мне модель понравилась. По-моему мнению, это лучшая модель в серии на данный момент.

А в следующем выпуске будет представлена модель правительственного лимузина «ЗИЛ-111Г», которую можно будет сравнить с уже вышедшей моделью «ЗИЛ-111Д».

РАФ‑2203–01: хорошо забытое новое

Вроде бы совсем недавно его называли «новым „рафиком“», а ведь с тех пор как-то незаметно прошло четыре десятилетия.

miniaturazr03–15

Здание на улице Дунтес в Риге работы архитектора Гуревича, где некогда располагались НТЦ и экспериментальный цех Рижской автобусной фабрики и возле которого мы фотографировали РАФ-2203-01, выпущенный в 1990 году, появилось куда позже модели 2203. И все же у микроавтобуса и кирпичного корпуса есть много общего. И тот и другой выглядят необычно, оригинально. А все потому, что проектировали их с душой…

РИГА — МОСКВА — ЕЛГАВА

Жил-был небольшой завод на рижской улице Дунтес. Делали там около трех тысяч микроавтобусов РАФ‑977 в год. Конвейер — ручной: кузова перекатывали на тележках по рельсам, уложенным на бетонный пол. Конечно же, руководители завода — директор Илья Иванович Позняк и главный инженер Реджинальд Альбертович Баллод-Наградов — понимали: чтобы получить добро на строительство нового мощного предприятия (на Дунтес расширяться было некуда), нужно показать в Москве совсем новую модель. «Совсем новую» — конечно, относительно, поскольку узлы и агрегаты могли быть заимствованы только у серийных советских машин.

Рижане выбрали не самый обычный для СССР способ создания нового автомобиля — соревнование двух независимых групп художников и инженеров. В 1967‑м увидел свет микроавтобус группы Мейзиса с условным названием РАФ‑982‑I. Машина выглядела вполне современно, но неоригинально — напоминала Ford Transit.

Группа Артура Эйсерта закончила РАФ‑982‑II лишь в 1968‑м. Зато ее угловатый микроавтобус с прямоугольными фарами выглядел если и не пришельцем из другой галактики, то уж точно не менее смело, чем иные западные концепты. Агрегаты и узлы у обоих автобусов были, конечно, серийные. Кстати, на второй образец, футуристический, поначалу поставили не волговский двигатель, а совсем новый тогда 75‑сильный агрегат от «Москвича‑412», который мощностью не уступал мотору ЗМЗ‑21.

12 RAF2203 zr03–15

13 RAF2203 zr03–15

Прототип группы Эйсерта появился в 1968 году. На футуристической машине стоял двигатель от «Москвича‑412». Оба микроавтобуса погнали в Москву, где показали межведомственной комиссии, в которую входили даже медики — РАФы были основными санитарными машинами СССР. Начальство тогда одобрило образец с более традиционным дизайном, что не понравилось рижанам. Им был милее авангардный автомобиль. Кроме того, они считали, что именно под такую машину разрешат-таки построить большой и современный завод.

В итоге рижане победили. Немного приглаженный (в прямом смысле — линии кузова стали менее резкими) РАФ‑2203 с газовскими двигателем, коробкой передач и подвесками встал на конвейер нового завода в Елгаве, нареченного, как было принято в те времена, в честь ХХV съезда КПСС. Первые машины выпустили в 1975‑м, а крупносерийное производство начали в феврале 1976 года.

03 RAF2203 zr03–15

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Чтобы быстро занять или покинуть водительское место, нужны определенные навыки: кресло-то — над самым колесом. Но удобное: спина за пару сотен километров совсем не устала. К рычагу коробки передач, сильно смещенному назад (оригинальную крышку к стандартной волговской коробке делали в Риге), привыкнуть тоже недолго. Не очень сподручно включать четвертую и заднюю, но и с этим свыкнуться можно. Особенно учитывая, что конструкции четыре десятка лет.

Динамика, конечно, совсем не современная. Стосильный нижневальный заволжский мотор, подстегиваемый частым включением пониженных передач, как может удерживает автомобиль в городском потоке ХХI века. Но на шоссе идти на разрешенных правилами 90–100 км/ч нетрудно. Вот только машина шумит всем, чем может, — да так, что более-менее спокойным голосом можно разговаривать лишь с сидящим рядом. На пол идет неприятная вибрация — вероятно, от посредственно отбалансированного карданного вала. А если перевалить за 100 км/ч, автомобиль на вполне ровной дороге начинает плавать. Справедливости ради: на более низких скоростях РАФ‑2203 ведет себя вполне прилично.

05 RAF2203 zr03–15

РАФ, как и большинство советских автомобилей, соткан из противоречий. Плавность хода даже с четырьмя ездоками — отличная. А ведь машина рассчитана на двенадцать человек. Только вот волговская передняя подвеска родом из 1950‑х со шкворнями и резьбовыми втулками изнашивалась очень быстро. На негруженой машине тормоза работают вполне прилично, но если взять на борт те самые двенадцать персон, барабаны и колодки от «Волги» справляются со своей работой уже с трудом. Хотя под фанерным полом трудятся аж два москвичовских гидровакуумных усилителя (мягко говоря, далеко не самые надежные узлы в истории советского автопрома): один — на передний контур, другой — на задний.

Ну и последний штрих к беглому портрету: ноги водителя и переднего пассажира защищены лишь тоненькой стенкой с модными в 1970‑х прямоугольными фарами. Впрочем, в этом смысле современные автобусы уехали от «рафика» не очень далеко.

09 RAF2203 zr03–15

ОТ СЪЕЗДА ДО РАЗЪЕЗДА

Завод, рассчитанный на 16 тысяч машин, в год делал иногда под 18 тысяч. Потребность в микроавтобусах была огромна, поскольку у «рафика» аналогов в СССР, по сути, не было. Маршрутки и санитарки, спецмашины для милиции и просто «разгонные» автомобили на предприятиях… Чуть позже к ним прибавилась куча модификаций для Олимпиады‑80, опытные электромобили.

Рижане лучше других понимали, что машину надо модернизировать. Новые фонари и бамперы, рулевое и панель приборов (их постепенно все же внедрили) — это хорошо. Но машине нужен был более мощный двигатель, иная подвеска (хотя бы спереди) и тормоза. Пробовали импортные дизели, ЗМЗ‑406 и даже вазовский роторный мотор. В НАМИ под руководством конструктора В.А. Миронова создали оригинальную подвеску типа McPherson, но с вынесенными амортизаторами, прозванную в Риге «Мак-Мироном». Сделали образцы с дисковыми тормозами спереди с двумя суппортами от «Нивы». Таким вполне мог стать РАФ‑22038. Но не стал. В СССР никто не брался делать оригинальные узлы для столь небольшого автозавода с относительно скромными объемами выпуска.

Читайте также:  Бумажная модель автомобиля Ваз 2101

10 RAF2203 zr03–15

А вскоре СССР стал распадаться, как сильно изношенный и плохо ухоженный «рафик».

Завод в Елгаве сотворил массу самых разных, порой причудливых модификаций. Скажем, грузовички с бортовой платформой и сомнительной управляемостью, передвижные лавки и другие спецмашины. Проектировали и совсем новые модели, но к середине 1990‑х предприятие фактически погибло. Грустная, но, в общем-то, логичная для той эпохи история.

Казалось бы, в неблагоприятном климате последних десятилетий оставшимся рижским микроавтобусам суждено было сгнить окончательно. Но некоторые из них сохранились, а этот, напомню, и 25 тысяч километров не прошел! Получается, он — почти новый РАФ. Вспомним, что так эти машины называли в 1970‑х, и порадуемся: на свете и сегодня есть рижский автобус, заслуживающий такого же эпитета.

Редакция благодарит Андриса Дамбиса за предоставленный автомобиль и Валдиса Бранта за помощь в подготовке материала.

На берегах Лиелупе

19 RAF2203 zr03–15

Еще до постройки РАФа в Елгаве были небольшие металлообрабатывающие и машиностроительные предприятия. С 2005‑го работает завод АMO-Plant, дособирающий импортные автобусы и тракторы. Основной владелец — департамент имущества правительства Москвы.

Выше, длиннее, сложнее

Место рождения Latvija

Модернизированный РАФ‑2203–01 имел 100‑сильный мотор и измененные детали экстерьера и интерьера, а версия РАФ‑22038- 02 — еще и иное рулевое управление, а также систему отопления. Помимо микроавтобусов выпускали санитарные машины, маршрутные такси, версии для спецслужб, автопоезда для парков, мелкосерийные машины для спортсменов, электромобили, позднее — модификации с высокой крышей, бортовые грузовики. Производство окончательно прекратили в 1997 году. За все время выпустили около 180 тысяч РАФ‑2203 всех модификаций.

Модификации РАФ-2203

РАФ 2203 “Латвия”

Модификации РАФ-2203 было очень много и у каждого модификации была своя функция. Рижская автомобильная фабрика не переставала экспериментировать над РАФом 2203 до 1992 года.

Семейство 2203Х (1975-97) Править

Базовая модель семейства 2203. Микроавтобусы использовались как маршрутные такси, автомобили скорой помощи, а также в роли служебного транспорта. Кроме стандартного 11-местного варианта, выпускался 8-местный вариант “люкс”. Иногда такие автомобили передавались в личное пользование многодетным семьям.

РАФ 22031 “Латвия”

В конструкции РАФ 2203 широко применялись агрегаты от ГАЗ 24. Ежегодно выпускалось более 10 000 РАФ 2203, а сам завод был рассчитан на производство 17 000 автомобилей в год. Эта машина стала самым массовым советским микроавтобусом.

Версия скорой помощи по индексом 22031 была оснащен всеми медицинскими принадлежностями, которые должны были прилагаться в автомобили, что дало авто долго жить.

Версия такси по индексом 22032 тоже была слегка изменена от базовой модели. Места были вдоль кабины.

РАФ 22032 “Латвия”

Оперативный автомобиль ГАИ – РАФ-22033 – имел соответствующую окраску: желтый автомобиль с синими полосами, надписями «ГАИ» и «Милиция» и гербом СССР на боковинах кузова. Автомобиль оборудовался соответствующими средствами связи, поворотными прожекторами и синими проблесковыми маяками. Внутри автомобиля были созданы условия для работы оперативной бригады на месте ДТП. Но самое интересное, что эти автомобили были оснащены специальной фотостереосистемой для фиксации места ДТП на пленку в стереоизображении. Такая система позволяла составлять схему ДТП без обязательного в таких случаях замера расстояний между объектами. Для установки этой системы в рабочее положение на крыше микроавтобуса предусматривался сдвижной люк.

РАФ 22033 “Латвия”

Служебный автомобиль для пожарный под индексом 22034, способный перевозить до 5 человек вместе с оборудованием. Но все закончилось опытными образцами. Модель была нерентабельна.

РАФ 22034 “Латвия”

РАФ-22035 для центролизованной перевозки крови, грузовое помещение отделено от кабины водителя перегородкой; на перегородке имеется окно со сдвижным стеклом.Внутренняя отделка обеспечивает мойку и дезинфекцию автомобиля.

РАФ 22035 “Латвия”

Оборудование грузового отделения: стеллажи; два, расположены у перегородки; один у задней двери и один средний стеллаж над осью задних колес. Термоизоляционные контейнеры ТКМ-7 – 7 шт. ; ТКМ-3,5 – 16 шт. Наибольший объем перевозимой крови (физиологических жидкостей) 82,5 л. Число мест (включая место водителя) 2

РАФ 22036 “Латвия”

РАФ-22036 – это очередная модификация автомобилей линейки РАФ-2203. Особых отличий от РАФ-2203 нет. Незначительные изменения только в конструкции кузова и внутреннего обустройства для нужд ГАИ.

Основное предназначение РАФ-22036 – это патрулирование на дорогах вдали отнаселенных пунктов. Автомобиль был оснащен всем необходимым для работы на месте ДТП и оказания доврачебной медицинской помощи. Специальное оборудование включало в себя выдвиижную каретку для установки носилок с пострадавшим. Помимо этого, в кузове распологался набор специального травмотологического и реанимационного оборудования.

РАФ 22038 “Латвия”

Т.е. можно сказать, что РАФ-22036 одновременно являлся и санитарным и патрульным автомобилем. В состав экипажа обязательно входил фельдшер или сотрудник ГАИ, прошедший специальную медицинскую подготовку. Еще из отличий этой модели – обязательная установка УКВ – радиостанции для связи с диспетчерской скорой медицинской помощи.

Модернизированный вариант микроавтобуса 2203 имел индекс 2203-01. Подобно предшественнику, модель использовала агрегаты от автомобиля Волга, но более современной ГАЗ 24-10.

РАФ 22039 “Латвия”

Внешне РАФ 22038 отличался от прародителя облицовкой передней части со скошенной назад фальшрадиаторной решёткой, иными бамперами, ручками дверей и зеркалами.

РАФ-22039 – версия такси на базе 22038, которая продолжала традиции модели 22032

Семейство 29ХХ (1979-94) Править

В преддверии Олимпиады-80 Рижскому заводу было поручено подготовить несколько специальных модификаций микроавтобусов для обслуживания Олимпиады. Всего с 1979 г. по январь 1980 г. было изготовлено около 300 олимпийских автомобилей семи различных модификаций. Все они были разработаны рижскими конструкторами и изготовлены в цехе мелких серий на старой территории. Известно, что Олимпиада начинается с традиции зажигать олимпийский огонь в Олимпии. Почётную миссию обеспечить сохранность огня на всём пути следования в 1980 году возложили на специальные автомобили сопровождения олимпийского огня – РАФ 2907. На эту машину установили радиаторы большого объема и электрические вентиляторы системы охлаждения для того, чтобы машина не перегревалась, т.к. она двигалась в сопровождении факелоносца и должна была двигаться с его скоростью. В задней части микроавтобуса располагался отсек для хранения шести олимпийских факелов. Доступ к факелам осуществлялся как изнутри кабины, так и снаружи, через заднюю подъемную дверь. В факельном отсеке, помимо газовых баллонов, питающих запасной огонь, имелись средства пожаротушения и принудительная вентиляция.

В хорошо оборудованном салоне микроавтобуса со всеми удобствами работали два водителя и наблюдатель за огнём. В их распоряжении были два дивана, стол с поворотным креслом, небольшой гардероб, холодильник и кондиционер.

РАФ 2908 – оперативный автобус для сотрудников оргкомитета Олимпиады-80 и представителей международных спортивных федераций. Имел 5-местный салон с двумя рабочими столами, отделенный от кабины сплошной перегородкой со сдвижным стеклом. В состав оборудования машины входили радиостанция 40 РТМ-А2М “Алтай”, холодильник ХАТЭ-12, магнитофон “Весна 403”, цветной телевизор, портативная пишущая машинка “Эврика”.

Для технической поддержки спортсменов-велосипедистов непосредственно во время соревнований небольшой партией был изготовлен цельнометаллический пикап РАФ 2909 с грузовой платформой и двойной кабиной на пять человек. В кузове размещались запасные велосипедные колеса и необходимый инструмент для ремонта двухколесных машин, а на заднем борту на специальных кронштейнах навешивались ещё и четыре запасных велосипеда. При необходимости ремонт велосипедов мог производиться прямо во время движения, на платформе было достаточно для этого места. Причём из салона на платформу можно было попасть, не выходя из машины, через внутреннюю двустворчатую складную дверь. В случае дождливой погоды кузов пикапа закрывался специальным тентом. Эти автомобили были окрашены на заводе в зелёный цвет с белыми полосами. После Олимпиады автомобили несколько лет успешно эксплуатировались Спорткомитетом СССР в различных городах страны.

РАФ-2910 – судейский автомобиль, созданный специально для проведения Олимпиады – 80. Машина должна была обслуживать соревнования по марафонскому бегу и спортивной ходьбе, а потому быть бесшумной и желательно без отравляющего выхлопа. Для этих целей конструкторами рижского завода был разработан электромобиль, оснащенный дверями с обеих сторон, поворотным сиденьем, откидными столом и креслом, холодильником в салоне. В задней части кузова имелся герметичный отсек для аккумуляторных батарей, на крыше устанавливалось (не на все машины) массивное информационное поворотное табло, которое управлялось из салона.

РАФ 2911 – обычная судейская машина — РАФик с табло на крыше. В салоне этой машины был установлен стол с магнитофоном и секундомерами, пульт управления табло. Табло показывало время старта, результат лидера и точное время.

РАФ-2912 – очередная модификация РАФ-2203. Разработан как криминалистическая лаборатория на колесах для служебных нужд милиции. Предназначалась для выезда на места происшествий экспертов-криминалистов, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и вещественных доказательств.

То же самое касается и других модификаций известной модели РАФ-2203, все они имели разные индексы – для скорой помощи, для пожарной службы, для маршрутных такси и т.д.

В салоне автомобиля-лаборатории установлены: рабочий стол криминалиста (в передней части салона, за кабиной водителя), 2 одноместных сиденья (поворотное – за столом и откидное – у входной двери), шкафы со спецоборудованием (вдоль бортов), умывальник и холодильник (в задней части). На крыше кузова установлена площадка для осмотра и фотографирования места происшествия, электрический вентилятор салона, сигнально-громкоговорящая установка, три фары прожектор-искатель (в передней части крыши). Вход на площадку осуществляется с помощью съемной лестницы, которая в транспортном положении размещается в задней части салона спецавтомобиля. Отопление салона осуществляется отопителем с отбором тепла от системы охлаждения двигателя. Общее количество мест для сидения – 4.

Специально для проведения Московской Олимпиады-80 на Рижской автобусной фабирике была разработана специальная модификация микроавтобуса, получившая индекс РАФ-2913. Это был специальный автомобиль для медицинского обследования спортсменов и для контроля за их подготовленностью к соревнованиям. В салоне этих автомобилей предусматривалось два рабочих места для медицинских работников и разнообразное дополнительное оборудование: от тестирующей медицинской аппаратуры до мини-телевизора с видеомагнитофоном.

Первый собственный реанимобиль завода по типу РАФ-TAMRO. По сравнению с линейной машиной РАФ 2915, у РАФ 2914 прежде всего повысили уровень крыши на 400 мм – это позволило медикам работать в салоне, стоя в полный рост. В комплектацию реанимационного автомобиля для оказания экстренной помощи входили вакуумные шины, ковшовые носилки, дополнительные складные носилки и баллоны для кислорода и закиси азота. В салоне машины устанавливалась специальная гидросистема, которая помогала поднимать носилки с больным на требуемый уровень, изменять угол их продольного наклона и перемещать их в поперечном направлении. Одновременно гидросистема выполняла роль дополнительных амортизаторов.

С 1989 года, после запуска в производство новой базовой модели РАФ 22038, на заводе были обновлены и различные выпускаемые модификации микроавтобуса. Как и раньше, наиболее массовой модификацией оставалась санитарная машина, только теперь она стала называться РАФ 2915.

РАФ 2917 – автомобиль уникальный. Созданный для спортивного комитета гребного канала в г. Москва. Всего было выпущено 5 экземпляров. Внутри стол и стулья, которые разбираются в спальные места.

В опытном порядке на заводе создали социальный микроавтобус РАФ 2921 для инвалидов с увеличенной не только высотой салона, но и высотой дверного проема и остекления, а так же лифтом для колясок. В результате получился микроавтобус, который оказался выше стандартной модели почти в полтора раза. И таком увеличении высоты машины ее пропорции остались приятными для восприятия. И все же изготовление таких социальным машин дело хлопотное и дорогостоящие, поэтому дальнейшего распространения эта тема на заводе не получила.

Автомобиль РАФ-2925 в полицейском исполнении. Такие автомобили выпускались серийно прежде всего для Прибалтики, но партию из 50 машин приобрела Украина. Помимо специальной окраски и оборудования, автомобиль имел в салоне два металлических «пенала» на двух задержанных каждый с решеточными металлическим дверьми. Перед ними в средней части салона стояло сидение на трех полицейских, которые располагались спиной к движению. Со стороны задней двери был доступ к небольшому отсеку, где могла находиться собака.

Отдел учета и анализа смертности и перевозки тел умерших службы Станции скорой и неотложной помощи г.Москвы был создан по решению Департамента здравоохранения Москвы был создан в 1995 году “с целью улучшения санитарного состояния Москвы и упорядочения перевозки тел умерших и погибших граждан в морги и трупохранилища города”. В 1996 году для отдела был изготовлен 21 специальный автомобиль РАФ 2926. Автомобиль представляет собой шасси автомобиля РАФ 3311 с двухрядной пятиместной кабиной и изолированным грузовым отсеком в виде изотермического фургона. В фургоне размещены четыре пластиковых корыта для трупов.

По признанию медиков, эксплуатирующих эти машины, они оказались очень неудачными. По специфике работы автомобилю часто приходится заезжать в лесопосадки и на пустыри, а с тяжелым фургоном РАФ-2926 терял способность самостоятельно передвигаться вне асфальтовых дорог. Из-за больших размеров фургон сильно выступал за габариты кабины, что не способствовало его экономичной эксплуатации. Были и другие нарекания на этот автомобиль. В результате эти машины очень быстро сняли с эксплуатации. Последние машины данного типа перестали встречаться в Москве в 2000-2001 году. Рафовский катафалк по иронии судьбы стал последним автомобилем завода, произведенным для экспорта в Россию.

Прочие Править

LABBE-РАФ-2203 Править

Шести зарубежным фирмам («Лаббе», «Манюфруа», «Тиле», «Аккерман», «Фрюхов», «Бедвас» и «Фонтауто») для бронирования было предложено шасси РАФ. Условие – три человека экипажа и 300 кг перевозимого груза. Через некоторое время все шесть фирм представили свои варианты бронированных РАФиков. По итогам конкурса неожиданно был выбран автомобиль французской компании «Лаббе» (LABBE).

Дело в том, что этот автомобиль проигрывал своим конкурентам по многим основным показателям, и все-таки выбрали его. Почему? Официально Лаббе-РАФ победил соперников по полной массе, набрав 2950 кг при трех тоннах с лишним у всех остальных машин. По неофициальной версии, это был политический ход, связанный с приездом премьера Франции Ж. Ширака в Москву.

Как бы там ни было, компания «Лаббе» изготовила и поставила в СССР большую партию бронеавтомобилей на шасси РАФ (62 экземпляра).

Эти машины работали в Москве и других крупных городах страны в службе инкассации Госбанка. Это был первый массовый пример использования бронированных автомобилей в этих целях на территории СССР! Поэтому сам факт эксплуатации этих автомобилей получил большой резонанс в прессе и у населения. Не заметить на улице эти крепости на колесах было невозможно, автомобиль имел непривычные рубленные очертания кузова, и внешне с РАФ-2203 его роднили только фары головного света. Автомобиль получился на редкость неудачным. Слабое шасси, даже с замененным передним мостом от Mercedes 408, было не способно выдержать тяжелый бронированный корпус, к тому же на броневике остались стандартные тормоза, и нормально остановить претяжеленный автомобиль они были просто не в состоянии. Нонсенс, но на этом бронированном автомобиле пол оставался таким же, как и на базовой модели – из толстой фанеры! Из-за конструктивных недостатков эти машины очень быстро сошли со сцены, в 1993 году в Москве находились в эксплуатации уже только 12 автомобилей. Последние машины были списаны в 1997 году.

Ссылка на основную публикацию