Бумажная модель автомобиля РАФ (RAF) 977

РАФ: здравствуй, Latvija!

Самый массовый микроавтобус 1960-х — РАФ.

Маленькие щетки двигаются по стеклу не просто медленно, а преувеличенно медленно. Но вовсе не потому, что машина латышская. Такова уж конструкция узла 21-й «Волги». Было бы совсем смешно, кабы не ливень…

РИЖСКИЙ МАЛЫЙ

Создание первого в СССР микроавтобуса неслучайно доверили заводу в Риге, ведь автомобильные традиции здесь древние: еще до Октябрьской революции делали «лейтнеры» и «руссо-балты», в 1930-х собирали «форды» и монтировали собственные кабины на советских грузовых шасси, после войны производили полноразмерные автобусы РАФ (Рижская автобусная фабрика) с оригинальными кузовами на газовском шасси. Так что в прибалтийской республике были соответствующие инженерные и рабочие кадры.

Первый микроавтобус построили к московскому Фестивалю молодежи и студентов — потому и назвали «Фестиваль». Однако производство машин нового для СССР класса шло совсем не гладко. Автобусы с двигателями «Победы» (РАФ-10) и «Москвича» (РАФ-08, — таких создали совсем немного) имели несущий кузов. Не самый удачный: он требовал повышенного внимания, усиления и доводки. Кроме того, подвески, тормоза, рулевое управление легковых машин с трудом справлялись с нагрузками куда более тяжелого 11-местного автобуса.

Эта проблема преследовала рижан все четыре десятка лет, пока завод строил автобусы. Впрочем, тут не их вина: унификация была обязательной, любая попытка от нее уйти пресекалась сверху.

В 1958-м на рижской улице Дунтес начали выпуск модернизированного РАФ-977, дав ему не требующее перевода имя Latvija.

ПРОБЕГ В 1968-Й

У этого двухцветного автобуса сложная и запутанная судьба. По документам, он построен в 1962 году, к нынешнему хозяину попал уже с кузовом модели 977ДМ — с тремя (а не с пятью) боковыми окнами и широкой пассажирской дверью (такой вариант выпускали до 1976-го). Проще перечислить, что от машины дожило до наших дней, чем то, чего не хватало. По сути, автомобиль воссоздан заново. С начала второй жизни «рафик» прошел всего несколько сотен километров.

Кстати, об уменьшительном названии. Помню, как лет тридцать-сорок назад просвещенные мужчины и мальчишки смеялись над дамами, считающими, будто во фразе «За тобой заедет „рафик“ говорится о неком южном госте.

Залезть на водительское место непросто: высоко и надо еще протиснуться между большим волговским рулем и маленьким сиденьем. Его короткая спинка давит куда-то ниже лопаток. Но в целом даже менее тесно, чем ожидал. Нужно только привыкнуть к почти горизонтально расположенному рулю и педалям. Правую ногу, сняв с газа или тормоза, приткнуть сложно. А ведь педали при реставрации даже немного раздвинули — ступня нынешнего владельца машины больше моей.

Рычагом трехступенчатой коробки передач от ГАЗ-21 орудовать несложно. Даже ходы вполне приемлемые. Правда, ветераны РАФа посмеялись: «Покатался бы на сильно поезженной машине — там поискал бы передачи!».

«Рафик» куда поворотливее, чем я ожидал. Сижу, считай, на колесе — обзор вперед идеальный. Спереди, помимо тонкой стенки с решеткой радиатора, фарами и эмблемой, — ничего. Впрочем, с точки зрения безопасности современные автобусы недалеко уехали от 977-го.

Волговскому 75-сильному мотору нелегко разгонять машину, чья снаряженная масса более 1700 кг. Пусть и микро-, но автобус! А если заполнить его пассажирами и довести массу до паспортных 2550 кг? Тормоза — барабанные без усилителя — тоже очень далеки от современных стандартов. Давить на педаль нужно сильно и загодя.

Вот и шоссе — широкое и не слишком заполненное транспортом. Постепенно прибавляю скорость, но быстрее 80 км/ч ехать не хочется. Высокая машина на узеньких диагональных шинах так и норовит улизнуть с траектории. Только успевай ворочать тяжеловатым рулем с солидным люфтом. А тут еще дождь, с которым еле справляются слабенькие щетки и шумный вентилятор, пытающийся осушить изнутри ветровое и боковые стекла. Чтобы регулировать температуру и потоки в салоне, приоткрыли форточки — стекла дверей не опускаются. А на ранних машинах вместо дверных форточек были сдвижные стекла.

Конечно, в годы молодости «рафика» были другие скорость и интенсивность движения. Но дороги уж точно — не лучше. За рулем такой машины место не расслабленному пользователю, а собранному Шоферу!РАДОСТЬ И БЕДА

В 60-е и 70-е годы такие «рафики» привычно дополняли городские и сельские пейзажи огромной страны: служили в государственных учреждениях, иногда возили туристов, но еще чаще мелькали как маршрутки и кареты скорой помощи.

Первые приносили радость помешанным на машинах мальчишкам, — если удавалось уговорить родителей поехать на «рафике», уплатив по 10 копеек с человека, а не по пять, как в автобусе. Особое счастье — оказавшись рядом с водителем (понятия о безопасности тогда были совсем другие), смотреть на мир с этого взрослого места и, краем глаза, на умелые действия рулем, педалями и рычагом коробки.

А вот белые машины с красными крестами и надписями и оранжевой мигалкой на крыше вызывали беспокойство. Особенно если приезжали в родной двор.

Зато была еще одна радостная модификация «рафика» — автопоезд без дверей и боковых стекол. Такие работали в аэропортах и, на радость детворе, в парках. В комплект парковых радостей, наряду с мороженым и аттракционами, непременно должна войти поездка на автопоезде, ползущем свои несколько сотен метров чуть быстрее спешащих пешеходов.

ПУТЕВКА ВО ВТОРУЮ ЖИЗНЬ

Нынче никто уже не расскажет о первой жизни этого яркого и нарядного «рафика». Немало сил и времени понадобилось, чтобы его возродить. Некоторые элементы и детали хозяин заказывал на свой вкус, не скрывая, что отошел от оригинала. Однако рижские музейщики неспроста дали машине высокую оценку. Подлинные в ней не только главные части и узлы (кузов, основные элементы салона, силовой агрегат, ходовая часть), но и дух того далекого времени, ощущения и воспоминания, рожденные латвийским автобусом. А это трудно измерить лошадиными силами и километрами.

Переменчивая приморская погода опять шалит: после короткого ливня совсем летнее солнце. Вот и «Латвия» побежала веселее, а управлять ею вроде полегче. Мы, кажется, подружились. Не знаю, как ей, а мне — повод для некоторой гордости.

ЕЩЕ МИКРО-, НО УЖЕ АВТОБУС

Модель РАФ-977 с силовым агрегатом и передней подвеской «Волги» ГАЗ-21 появилась в 1958 году. С 1960-го выпускали модернизированный РАФ-977В, с 1961-го — 977Д со слегка иным дизайном и мотором в 75 л.с. вместо 70 сил. РАФ-977ДМ производили с 1968 года по 1976-й. Эта, последняя версия отличалась в основном кузовом.

На базе стандартного микроавтобуса выпускали туристические машины с люком в крыше, маршрутные такси, санитарные автомобили, автопоезда РАФ-980-979, экспортные и южные версии. В Риге создали прототип фургона РАФ-977К, который лег в основу ЕрАЗа-762. Некоторое время микроавтобусы под маркой ЛАРЗ-977 собирали на Украине, в Луганске.

В начале 1960-х рижские микроавтобусы возили по международным выставкам. Показывали даже на престижном автосалоне в Женеве.

Когда «железо» было железным…
Восстановленная «маршрутка» РАФ-977ДМ «Латвия»

Летом прошлого года наш журнал писал о самодельном пикапе на базе РАФ-977ДМ, построенном в начале 1980-х на АЗЛК под руководством Льва Железнякова. Ровно через год в Музее экипажей и автомобилей, который теперь возглавляет Железняков, мы смогли познакомиться с базовой моделью – микроавтобусом РАФ-977ДМ, каким он в начале 1970-х сходил с рижского конвейера.

Сегодня любой, хорошо восстановленный РАФ-977 – ретро-автомобиль, радующий глаз, всегда желанный на выставках автомобильной «экзотики», его хотят снимать в кино. Этот зеленый микроавтобус много лет был экспонатом Музея такси, созданного в середине 1970-х в 19-м таксомоторном парке. В то время «маршрутки» семейства РАФ-977Д меняли на новые РАФ-22032, и кому-то из руководителей пришла в голову здравая идея сохранить на память один старый «рафик» в недавно открывшемся музее. Поэтому через 30 лет уже в другом автомобильном музее мы можем увидеть живое маршрутное такси начала 1970-х.

В экстерьере РАФ-977ДМ «Латвия» можно найти сходство с микроавтобусом западногерманской фирмы Borgward. Но о заимствовании речь не идет, скорее, это общий стиль начала 1960-х. Дизайн автобусов семейства РАФ-977Д выполнен скромно, но со вкусом. Облик машины получился, как говорят сейчас, дружелюбным к окружающим – особый шарм придает симпатичная пухленькая добродушная «мордочка». Ресурсов кузовного производство рижского завода Rīgas Autobusu Fabrika хватило, чтобы выпускать переднюю панель сложной формы с заметно наклоненным назад ветровым стеклом. При этом качество получилось высокое: панель выполнена без видимых огрехов, а у проема ветрового стекла солидная для «вагонного» кузова жесткость. Опытный глаз отмечает, что передняя панель у РАФ-977Д и РАФ-977ДМ разная. У ранней модификации с узкими окнами средняя часть панели гладкая, а фары вынесены вперед. На середине передней панели РАФ-977ДМ появилась прямоугольная подштамповка, а «очки» фар меньше выступают над поверхностью панели.

Маленькие круглые подфарники и задние фонари стеклянные, а не пластмассовые и однотипные с теми, что устанавливались на ЗИЛ-130, ГАЗ-53 первых выпусков. Багажники легковых машин 1950–1960-х украшал корпус фонаря освещения номера, у каждой модели он был собственный. Сначала на РАФ ставили «фигурный» фонарь «Москвича-402», но позже он уступил место маленькому полукруглому оригинальному фонарю. Примитивные ручки и замки дверей от ЗИЛ-164 у первых РАФов позже были заменены ручками с замками «Москвича-407» и только к началу 1970-х на микроавтобус поставили ручки дверей от «Москвича-408». Они перешли по наследству на РАФ-2203.

Конструкторы, создававшие этот автомобиль, старались при небольших внешних габаритах получить максимально просторный пассажирский салон. Водителя и переднего пассажира компактно разместили по обе стороны от двигателя. В 1950–1960-х эта компоновка считалась прогрессивной. Ее недостаток в том, что водителю приходилось помещаться в ограниченном по ширине пространстве между дверью и капотом. Конструкторы РАФа мастерски выкроили немного места, срезав верхний левый угол капота.

Сиденье водителя примитивное, без регулировки наклона спинки, с тощими подушкой и спинкой. Зато в отличие от УАЗ-452 есть нормальный механизм, сдвигающий сиденье вперед и назад. Сидеть за рулем РАФ-977 даже удобнее, чем в ульяновской «буханке», поскольку рулевая колонка короче, чем у УАЗа, и баранка расположена не так высоко. Вместо примитивных круглых «грузовых» приборов – цивильная комбинация от «Москвича», выпускавшаяся в Риге, на заводе «Автоэлектроприбор» (АЭП). С правой стороны отсутствует перчаточный ящик, но под панелью сделана широкая полка для мелких вещей.

Педали тормоза и «газа» «зажаты» между рулевой колонкой и капотом. Оказывается, имеет значение размер обуви шофера. Максим Шелепенков жалуется: у него не получается быстро перенести ногу с «газа» на тормоз. Край широкого ботинка 43-го размера при отпускании «газа» цепляется за тыльную сторону тормозной педали. На дороге это опасно. А мне в узких мягких кроссовках 41-го размера абсолютно ничего не мешает нормально отпустить «газ» и нажать на тормоз!

При левом повороте руля я зацепился расстегнутой манжетой рукава куртки за рукоятку, открывающую изнутри дверь. Рукоятка очень близко от баранки. Будь машина моя, я бы вывернул винтик крепления и переставил рукоятку на несколько зубьев.

Зато старый РАФ порадовал отличным расположением рычага переключения передач. Длинный рычаг находится рядом с рулем, практически под рукой водителя. Он гораздо удобнее, чем на РАФ-2203, у которого, чтобы переключить передачу, надо тянуться вниз и назад. Схема перемещений, как у напольного рычага ГАЗ-69: первая – влево назад, задняя – влево вперед, вторая – вправо вперед, третья – вправо назад. Несмотря на дистанционный привод все передачи включаются очень легко и четко.

В машине вагонной компоновки жалюзи радиатора оказались под рукой водителя. Короткий рычажок управления, установленный прямо на жалюзи, надежнее, чем, тросовый привод, как в старых автомобилях «Волга» и «Москвич».

Довольно неудобное сиденье у пассажира, сидящего рядом с водителем. С его стороны капот выпирает прямым углом: справа под ним находятся карбюратор и воздушный фильтр. Поэтому крышку никак нельзя было уменьшить или скосить. Расстояние от капота до двери справа меньше, чем с водительской стороны. Сидеть действительно тесно, а забираться в кабину из-за соседства колесной арки не очень удобно, особенно нетренированному человеку. Представляю, как в 1960–1970-х тяжело было женщинам, работавшим врачами «скорой помощи» или экспедиторами на фургонах ЕрАЗ.

В тонких дверях, оставшихся от «рафиков» начала 1960-х, не поместились стеклоподъемники. Боковое стекло не опускается, открывается только поворотная форточка, как в УАЗ-469. Для вентиляции салона в крыше сделано два люка, каждый открывается длинным удобным рычагом. Раздвижные окна боковин позволяют обеспечить вытяжную вентиляцию. Второй отопитель пассажирского салона находится под передним пассажирским сиденьем. Два шланга, соединяющие печку с системой охлаждения двигателя, открыто висят над полом прямо под ногами пассажиров. Человеку, который садится за спиной водителя, приходится переступать через шланги, и многие конечно же спотыкаются о них. Особенно пассажиры маршрутки, которым надо быстро войти и выйти на остановке.

Читайте также:  Моддинг флешки своими руками

Зато пассажирский салон просторный, с абсолютно ровным полом. У сидений – открытый каркас из тонких трубок, тонкие подушки. Наверное, такие сиденья слишком аскетичны для служебного автобуса, особенно работавшего в «Интуристе». А в маршрутном такси простые сиденья в самый раз: это общественный транспорт, рассчитанный на короткие поездки.

Между задним сиденьем и багажной дверью оказался неожиданно большой багажный отсек. В задней части РАФ-977 и ЕрАЗа больше пространства, чем в других советских микроавтобусах. Задняя стенка РАФ-977 вертикальная, а не «заваленная» вперед, как у РАФ-2203. К тому же старый рижский микроавтобус и ереванский фургон заметно длиннее, чем УАЗ-452. Просторный салон особо важен для «скорой помощи» и различных лабораторий, которые монтировали в кузова микроавтобусов.

Две створки задней двери УАЗа и «ГАЗели» в эксплуатации провисают, перекашиваются, перестают совпадать друг с другом. Жесткость одной створки РАФ-977, по воспоминаниям водителей, тоже была недостаточной. Особенно это проявлялось на «скорой помощи», на пассажирской машине этой дверью пользовались реже.

Конечно, на кузове музейной машины есть следы грубой гаражной реставрации. Но я давно не видел ни одного РАФ-977 в лучшем состоянии, чем этот. Прежде всего у машины целы «родные» пороги кузова. Как правило, ремонтники не восстанавливали их, а заменяли уродливыми плоскими кусками стального листа.

Но главное – оказалось, что микроавтобус на ходу, были даже бензин в баке и вода в радиаторе. Удобно ли проверять уровень воды и масла, сидя на водительском сиденье? Из-за плотной компоновки стенка моторного отсека расположена очень близко к двигателю, поэтому вставить щуп на место и подкачать бензин рычагом бензонасоса, не испачкав руку и рукав, трудно.

Понадобился только аккумулятор, который я без колебаний снял со своего ВАЗ-21074. Доступ к аккумулятору – через люк на полу пассажирского салона. Небольшая современная батарея буквально провалилась в просторный ящик, рассчитанный на большой черный короб старого подольского аккумулятора. С поворотом ключа стартер легко раскрутил двигатель ЗМЗ-21. Когда в круглом окошке поплавковой камеры карбюратора К-126Г бензин поднялся до середины, двигатель завелся с первого нажатия на педаль «газа». Впечатление такое, будто автомобиль не стоял долгое время в музее, а ездил всего несколько дней назад.

На ходу «рафик» порадовал хорошей маневренностью. Выставляя его в выгодных для съемки ракурсах, мы с одного раза разворачивались в таких узких проездах, где не только на «Волге» – на «Жигулях» придется минимум дважды сдавать взад-вперед. Стоящую впереди машину удается объехать, почти вплотную прижавшись к ней, с минимальными дистанцией и интервалом. В сегодняшних транспортных пробках об этом можно только мечтать. Ездить на старом РАФе хочется неторопливо, не превышая скорости, не позволяя себе рискованных обгонов и прочих дорожных авантюр.

У модели РАФ-977 было три поколения. Машины первых выпусков (1959–1962 гг.) с передней панелью от опытного РАФ-10 внешне существенно отличались от более поздних. Второе поколение – РАФ-977Д 1962 года – с узкими окнами пассажирского салона, а третье – РАФ-977ДМ – с широкими окнами, который выпускали с декабря 1968-го и до появления РАФ-2203.

Годовой выпуск РАФ-977 на старой территории завода в Риге составлял около 5 тыс. машин в год, а серийные РАФ-2203 делали на новом заводе в Елгаве по 15–18 тыс.

Музейная машина требует обслуживания. Сцепление схватывает в самом конце хода педали, а в горку пустой микроавтобус трогается с секундным запозданием при полностью отпущенном сцеплении. Тормоза, как у многих долго стоявших машин, «ватные».

Из всех модификаций РАФ-977 в кино чаще снимали медицинский РАФ-977ИМ. Такую «скорую помощь» мы видим в фильмах 1970-х «Дела сердечные», «Белый Бим-Черное ухо», знаменитых кинокомедиях «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи». Даже в более позднем фильме «Третий в пятом ряду» 1984 года игровым автомобилем служил старый РАФ-977ИМ, хотя к тому времени вся московская «скорая помощь» давно пересела на РАФ-22031.

Наконец-то мы видим ретро-автомобиль, обутый в «родную» резину! На этом РАФе – диагональные шины размером 7.1015 от универсала ГАЗ-22. На ровном асфальте и маленькой скорости их свойств не оценишь, но мой друг, лет 15 коллекционирующий старые горьковские легковушки, рассказывал, что резина 7.10 мягче и легче меньших по размеру шин 7.0015 от ЗИМа. Дело в том, что шины для универсала и микроавтобуса проектировали на 10 лет позже, чем «баллоны» ГАЗ-12, а технический прогресс не стоял на месте даже в СССР.

За рулем тех РАФов работали опытные водителипрофессионалы с «автобусной» категорией. Их дисциплина и манера езды не идут ни в какое сравнение с поведением «наездников» сомнительной квалификации, севших через 20–30 лет за руль «ГАЗелей».

Особое мнение. Чуда не случилось

Небольшой тест-драйв маршрутки РАФ-977ДМ меня откровенно разочаровал. С точки зрения современного водителя посадка за рулем этой машины тесная и неудобная, обстановка вокруг примитивная, а обзорность, несмотря на бескапотную компоновку, оставляет желать лучшего: сказывается узкое ветровое стекло и толстые стойки кузова, находящиеся в поле зрения водителя. Единственное, что выглядит достойно даже сегодня, – это расположение и четкость работы рычага трехскоростной коробки передач. Все остальное навевает тихий ужас – как же целый день работали в таких условиях водители маршруток?

Так ведь и для пассажиров условия были не лучше! На высокопрофильной «волговской» резине машина сидит высоко, а сам кузов низкий. Чтобы забраться в салон, пассажир должен поднимать ногу как можно выше, а голову, наоборот, наклонить и при этом еще нырнуть внутрь кузова. Теперь я понимаю, что не самые лучшие с точки зрения посадки РАФ-2203 после старого «рафика» воспринимались как откровение. Пассажирские сиденья в РАФ-977ДМ больше напоминают автобусные, как будто их просто переустановили сюда от ЛАЗа или ЛиАЗа. Никакой комфортабельности легкового автомобиля, о чем так много говорили в РАФовских рекламных проспектах 1960-х годов, здесь нет и в помине. Хотя сама планировка салона сделана грамотно – ко всем местам свободный проход и нет ощущения скученности пассажирских мест. Особенно мне понравился задний трехместный диванчик – просторно и всех видно «с галерки». Но усидеть ровно на этих сиденьях да еще на скорости и ухабах невозможно в принципе… Говорите, туристские версии «рафиков» использовались в «Интуристе»? Ну-ну…

Из положительных моментов нельзя не отметить удобство обслуживания автомобиля – хороший доступ к двигателю открывается через капот в кабине, не то что в современной «ГАЗели», где к зажатому со всех сторон двигателю можно подобраться только спереди. Вообще заниматься с карбюратором, сидя на водительском сиденье, намного комфортнее, чем стоять на улице, да еще не дай бог под дождем. Только здоровенный металлический капот РАФа при этом нужно снять и передать в салон. В открытом состоянии он упирается в потолок и угрожающе нависает острыми кромками над шеей водителя, колдующего над двигателем.

Такие автомобили просто необходимо сохранять в качестве наглядной демонстрации автомобильного прогресса в области микроавтобусов. Что в 1950–1960-х годах воспринималось как верх совершенства, сегодня вызывает лишь сочувствие к тем, кто этой техникой пользовался, но именно РАФ-977 стал первым массовым микроавтобусом в нашей стране и благодаря ему многие узнали о самом факте существования в мире нового подвида транспорта.

РАФ-977

Производитель :
РАФ
Года пр-ва:
1959 — 1976
Класс :
Микроавтобус
Иные обозначения:
ЛАРЗ-977 «Луганск»
ЗМЗ-21 / 21А
Производитель:ЗМЗ
Марка:ЗМЗ-21 / 21А
Тип:бензиновый, карбюраторный
Объём:2445 см 3
Максимальная мощность:70-75 л.с., при 4000 об/мин
Максимальный крутящий момент:166,7 Н·м, при 2200 об/мин
Конфигурация:рядный, четырёхцилиндровый
Цилиндров:4
Клапанов:8
Макс. скорость:130 км/час
Ход поршня:92 мм
Диаметр цилиндра:92 мм
Cтепень сжатия:6,7
Система питания:карбюраторы К-22И, К-105 или К-124
(однокамерные);
Охлаждение:жидкостное
Клапанной механизм:OHV
Материал блока цилиндров:алюминий, мокрые гильзы из чугуна
Материал ГБЦ:алюминий
Ресурс:до капремонта — 250 тыс. км.
Тактность (число тактов):четырёхтактный
Порядок работы цилиндров:1-2-4-3
Рекомендованное топливо:А-72, А-76
Длина:
4900 мм

Связанные:
ГАЗ-21 «Волга»,
ЕрАЗ-762
Похожие модели:
Volkswagen Transporter T2

РАФ-977 «Латвия» — микроавтобус, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой в 1959—1976 годах на агрегатах автомобиля ГАЗ-21 «Волга».

Микроавтобусы РАФ использовались в качестве служебного и туристического транспорта, как маршрутные такси, автомобили скорой помощи, в качестве передвижных лабораторий. С конца 60-х микроавтобусы РАФ поставлялись на экспорт в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран, Нигерию, Финляндию и другие страны.

История модели Править

Опыт специалитстов РАФ, накопленный при разработке и доводке микроавтобусов РАФ-10 и РАФ-08, реализовался в модели РАФ-977 «Латвия» (латыш. «Latvija» ), построенной на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В 1958 году выпущены первые 10 экземпляров, с 1959 года развернуто полномасштабное серийное производство.

В 1960 году машины первого поколения были сменены модернизированными РАФ-977В.

С 1961 года начат выпуск модели РАФ-977Д, получившей полностью новый и более технологичный в производстве кузов. Двигатель был несколько смещён назад, чтобы уменьшить нагрузку на передний мост.

Модификации Править

МодельНазначениеГоды выпуска
РАФ-977Базовая модель1958 — 1960
РАФ-977ВМодернизированная базовая модель1960 — 1968
РАФ-977ДМодернизированная базовая модель. Новый кузов.1961 — 1968
РАФ-977Е «Турист»Девятиместный салон и отдельное место для гида, оборудованное микрофоном (мелкосерийный).1962 — 1968
РАФ-977ИМедицинский микроавтобус с носилками, специальным погрузочным устройством, радиостанцией, фарой-искателем1962 — 1969
РАФ-977КФургон с глухой перегородкой грузового отделения на базе РАФ-977Д1962, с 1966 на ЕрАЗ
РАФ-980/979 «Рига»Парковый автопоезд на базе РАФ-977В1960 — 1962
РАФ-980Д/979 «Рига»Парковый автопоезд на базе РАФ-977Д1962
РАФ-977ДММодернизированная базовая модель. Новый кузов, новая компоновка салона. 11 мест (10 пассажиров + водитель)1968 — 1976
РАФ-977ИММедицинский микроавтобус на базе РАФ-977ДМ1969 — 1976
РАФ-977ЕМТуристический микроавтобус на базе РАФ-977ДМ (мелкосерийный)1969 — 1976
РАФ-977ДМЮПассажирский микроавтобус на базе РАФ-977ДМ, экспортная модификация для стран с тропическим климатом.
РАФ-977ЕМЮТуристический микроавтобус на базе РАФ-977ДМ, экспортная модификация для стран с тропическим климатом.
РАФ-977ИМЮМедицинский микроавтобус на базе РАФ-977ДМ, экспортная модификация для стран с тропическим климатом.

Производство на других заводах Править

На базе РАФ-977Д была подготовлена серия развозных фургонов РАФ-977К, грузоподьемносью 850 кг. Пробная партия была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где был специально для этого построен новый завод ЕрАЗ.

В 1962 году сборка РАФ-977Д была налажена в Луганске на Луганском авторемонтном заводе под наименованием ЛАРЗ-977 «Луганск». Ввыпущено несколько десятков машин.

Глава 10. Модификации РАФ-977ДМ

На базе модернизированного микроавтобуса с 1969 года начался выпуск медицинского автомобиля РАФ-977ИМ и, в небольших количествах, «туристического» варианта РАФ-977ЕМ. Обе эти машины имели точно такие же отличия от базовой модели, как и их предшественники РАФ-977И и РАФ-977Е, но на туристическом микроавтобусе на пассажирских сидениях появились подголовники.

Опытный автомобиль РАФ-977ЕМ на Красной Площади в Москве, ноябрь 1968 года.
Туристические микроавтобусы РАФ-977ЕМ хоть и присутствовали в производственной программе РАФа, но не были массовыми машинами.
Автомобиль РАФ-977ЕМ на выставке в Сокольниках «Автосервис 73». Видно, что в 1973 году у автомобиля уже отсутствует обязательный для более ранних образцов верхний багажник.
Медицинский автомобиль РАФ-977ИМ.
Линейный автомобиль РАФ-977ИМ московской службы «Скорой помощи».
Автомобиль РАФ-977ИМ поздних серий на выставке в Москве.

На базе микроавтобуса РАФ-977ИМ с 1966 года Ворошиловградским Государственным автосборочным заводом изготавливался автомобиль АЦПК для централизованной перевозки донорской крови и ее компонентов со станций переливания крови в лечебные учреждения города, а также для доставки крови с места работы выездной бригады на станции переливания крови. Перевозка осуществлялась в термоизоляционных контейнерах. Количество перевозимых контейнеров – 16 штук на 14 флаконов или 7 штук на 28 флаконов.

Автомобиль АЦПК для централизованной перевозки крови на базе микроавтобуса РАФ.

Внешне автомобиль можно было легко отличить от медицинского автомобиля РАФ-977ИМ по отсутствию остекления медицинского отделения, причем без стекол они были прямо с завода в Риге – для Ворошиловградского завода специально изготовлялись такие кузова. На машине отсутствовала фара-прожектор и второй медицинский фонарь с красным крестом, а сбоку на кузове делалась надпись «медицинская служба». Здесь необходимо сделать небольшую ремарку – Ворошиловградский автосборочный завод, это тот же самый Луганский автосборочный завод, который в первой половине 1960-х годов самостоятельно изготавливал микроавтобусы ЛАРЗ-977 «Луганск».

Медицинские автомобили РАФ-977ИМ после нескольких лет службы в «Скорой помощи» часто передавались в другие организации для «хозяйственных нужд». На этой фотографии РАФ-977ИМ в качестве служебной машины дорожных рабочих.

Небольшой партией на РАФе в начале 1970-х годов были изготовлены специальные автомобили для перевозки гоночных болидов. У них была удлинена база, а вместо пассажирского салона устроена открытая грузовая платформа. Эти машины эксплуатировались в прибалтийских гоночных командах.

Специальный автомобиль для перевозки гоночных автомобилей на базе РАФ-977ДМ. Снимок сделан во время слета старинных автомобилей на гоночной трассе Бикерниеки в Риге в 1978 году.

В связи с увеличивающимися экспортными поставками, в производственной программе завода появилось несколько специальных экспортных вариантов микроавтобусов – РАФ-977ДМЮ (пассажирский), РАФ-977ЕМЮ (туристический), РАФ-977ИМЮ (медицинский) – все для стран с южным тропическим климатом. Из интересных моментов «забугорной» жизни РАФиков можно выделить один эпизод: когда в начале 1970-х годов болгарские альпинисты путешествовали к подножию горы Килиманджаро, они выбрали себе в качестве транспорта микроавтобусы «РАФ»!

Медицинские автомобили активно предлагались на экспорт. В данном случае автомобиль РАФ-977ИМ представлен на выставке советских автомобилей, устроенной «Автоэкспортом» и «Скалдия-Волга».

Справедливости ради все же стоит отметить, что, по сравнению с заграничными конкурентами, все микроавтобусы РАФ имели не очень экономичный двигатель, большую, почти на треть, массу. Еще одним минусом машин модели РАФ-977 было недостаточное охлаждение двигателя и неправильное распределение веса по осям. Передние колеса всегда несли более высокую нагрузку, чем задние, вследствие чего передний мост был постоянно в перегруженном состоянии.

Глава 11. Битва за новый завод

В 1963 году на РАФе озадачились разработкой перспективной модели микроавтобуса. Начало этой работы совпало с бурным развитием химической промышленности в Советском Союзе, поэтому кузов нового микроавтобуса было решено делать из пластмассы, армированной стекловолокном. Это была первая попытка в Латвии использования нетрадиционного материала для автомобильного кузова.

Группу химиков, работавших над технологией изготовления таких кузовов, возглавил А. Розкалнс (A. Rozkalns). Для проработки внешнего вида будущего микроавтобуса были приглашены художники и стилисты со стороны. Руководителем художественной группы был назначен И. Акис (I. Akis), а главным конструктором всего проекта стал В. Силс (V. Sils). Перспективному автомобилю, построенному в 1965 году, присвоили индекс РАФ-982 (позже, когда появились и другие опытные модели под этим индексом, данный автомобиль стали обозначать РАФ-982-0).

Опытный микроавтобус РАФ-982-0 образца 1965 года со стеклопластиковым кузовом.

Смещение лидера Советского Союза Н. С. Хрущева пагубно отразилось на этом проекте. В стране были приостановлены работы по изучению новых неметаллических материалов, и руководство РАФа свернуло работы по проектированию стекловолоконного кузова. А сама машина РАФ-982-0 со стеклопластиковым кузовом имела короткую жизнь. Во время возвращения в Ригу после показа в Москве автомобиль попал в серьезную аварию, в которой пострадали пассажиры. Это, собственно, и послужило толчком для прекращения на РАФе экспериментов с пластмассовыми кузовами.

Сразу после неудачи со стеклопластиком на РАФе начались работы по созданию микроавтобуса с металлическим кузовом. На конкурсной основе были сформированы две конструкторские группы (по четыре человека). Перед ними была поставлена одна и та же задача – создать опытный образец 12-ти местного микроавтобуса на агрегатах ГАЗ-21 «Волга». Причем, каждая бригада должна была сделать по два экземпляра своего автомобиля – в сумме 4 машины.

Автомобили группы под руководством А. Мейзиса (A. Miezis) были готовы первыми и получили цифровой индекс РАФ-982-1.

Изготовление первого опытного микроавтобуса РАФ-982-1, разработанного конструкторской группой под руководством А. Мейзиса.

Их микроавтобус имел полукапотную компоновку, наподобие американских машин Форд или Крайслер, где место водителя было перемещено за переднее колесо внутрь салона. Таким образом, улучшилось перераспределение веса между осями и снизилась нагрузка на переднюю ось. Кроме того, повысилась пассивная безопасность пассажиров на передних местах и сделан более легкий доступ к обслуживанию двигателя через передний капот. Внешний дизайн кузова был разработан непосредственно самой конструкторской группой, со стороны стилистов (слово дизайнер еще не употреблялось) не привлекали, а вот для проектирования салона микроавтобуса были привлечены специалисты из московского института НАМИ. В итоге всей работы, микроавтобусы получились очень тяжелыми, и чтобы в какой-то степени компенсировать это, пришлось на них установить более мощный двигатель от новой «Волги» – ГАЗ-24. Построенные экземпляры несколько отличались внешне друг от друга – у второго экземпляра изменилась отделка кузова и было только две фары (у первого четыре). Вместе с цифровым индексом им присвоили имя собственное – «Циклон», с соответствующей надписью латинскими буквами «Cyclone» на боку. Во многом благодаря этой надписи, на заводе эти микроавтобусы прозвали «Сусликами».

Опытный образец РАФ-982-1 получил свое имя собственное – «Циклон», о чем свидетельствовала надпись на заднем крыле микроавтобуса.
Два построенных микроавтобуса РАФ-982-1 внешне отличались между собой количеством фар.

Интересно, что в 1969 году в Москве, в НАМИ, был построен в единственном экземпляре опытный микроавтобус НАМИ-РАФ-982П с цельнопластмассовым бескаркасным кузовом, который в целом, по компоновке и пропорциям кузова, повторял концепцию рижских «Циклонов».

Первоначальный вариант НАМИ-РАФ-982П.

Вот только к самому заводу РАФ эта машина практически никакого отношения не имела, более того, к этому времени для самого РАФа «Циклоны» уже стали историей. Естественно, данный проект никакого продолжения не имел, и НАМИ-РАФ-982П, покрасовавшись пару лет на различных выставках, канул в Лету.

Публике первый раз РАФ-982П показали на выставке «Химия» в Сокольниках в 1970 году.
В следующем, 1971-м, году машина демонстрировалась на ВДНХ СССР.

В начале 1968 года, с некоторым запозданием, был готов и первый экземпляр РАФ-982-2, созданный в группе под руководством А. Бергса (A. Bergs). Он имел необычный и красивый кузов, нарисованный Артуром Эйсертом (A. Eiserts), членом Союза художников СССР. По сравнению с производившейся моделью РАФ-977, новый микроавтобус воспринимался просто футуристическим, хотя и оставался прежней компоновки, только стал чуть-чуть шире и немного короче. Из-за сохраненной компоновки одна проблема так и осталась нерешенной – перераспределение веса между осями не намного улучшилось по сравнению с РАФ-977, да и вопрос безопасности пассажиров на передних местах оставался открытым. Вместимость, в нарушение технического задания, осталась прежней – 11 человек, только по сравнению со старыми моделями здесь комфорт пассажиров был намного улучшен.

Первый экземпляр РАФ-982-2 отличался авангардными стилистическими решениями.
Первый опытный образец РАФ-982-2 в профиль. С этого ракурса видно, что РАФ-982-2, претерпев множество изменений во время подготовки к серийному производству, сохранил главное – необычную архитектуру кузова с наклонными стойками.

В Москву на показ в Министерство в 1968 году повезли оба варианта – РАФ-982-1 и РАФ-982-2 – чтобы продемонстрировать большие возможности небольшого завода.

В 1968 году РАФ-982-2 привозили показывать в Министерство в Москву. Данная фотография сделана в июне 1968 года в Москве на площади Воровского у здания Министерства автомобильной промышленности СССР.

Межведомственная комиссия, куда помимо сотрудников министерства входили сотрудники НАМИ и медики (завод РАФ был в стране основным поставщиком автомобилей «скорой помощи»), склонялись к тому, что бы запускать в производство более «приземленную» модель РАФ-982-1. Но таким решением министерства был очень недоволен тогдашний директор РАФа – Илья Иванович Позняк. Он полагал, что только ультрамодный РАФ-982-2 сможет подвигнуть министерство принять решение о строительстве нового автозавода. Дело в том, что производственные площади в Риге в конце 1960-х составляли всего 7000 кв.м, где было невозможно наладить массовое производство микроавтобусов, а расширить уже имеющиеся площади не позволяла окружающая застройка. А спрос на микроавтобусы, особенно на санитарную модификацию, оставался, мягко говоря, повышенным. Поэтому руководству РАФа, путем лоббирования своих интересов, удалось «убедить» министерство еще раз вернуться к вопросу выбора прототипа для серийной продукции.

Тем более, что ко времени повторного показа автомобилей в Москве, был уже готов второй экземпляр РАФ-982-2 (помните, что в задании конструкторским группам говорилось о двух экземплярах каждого вида?). Так вот, во втором экземпляре авторы проекта постарались учесть и исправить все недочеты первого образца. Второй образец уже не был столь авангардно-вызывающим и обладал более спокойными формами, хотя общая стилистика кузова сохранилась, просто линии кузова стали более строгими, и в нем уже более явственно проглядывали черты будущего серийного РАФа.

Второй образец РАФ-982-2 уже не был столь авангардно-вызывающим, и обладал более спокойными и строгими формами, хотя общая стилистика кузова сохранилась.
На боковом виде второго экземпляра РАФ-982-2 заметно, что выросла база и общая длина микроавтобуса по сравнению с первым образцом.

Конечно, такой «причесанный» автомобиль выглядел более выигрышно, и окончательное решение министерства не заставило себя ждать – под эту машину будут строить новый автозавод в 50-ти километрах от Риги – в Елгаве.

Торжественная закладка первого камня автозавода состоялась 25 июля 1969 года. На новой территории должно было разместиться все основное производство с самым современным, по тем временам, оборудованием: мощными прессами для штамповки крупных кузовных панелей, автоматизированными сварочными линиями для сборки кузовов, высокопроизводительными установками для грунтовки и окраски машин. А на старой территории в Риге оставалось конструкторское бюро, экспериментальное производство и бюро испытаний. После постройки автозавода расчетные производственные мощности должны были быть на уровне 25000 микроавтобусов в год, а на начальном этапе производства – 11000 штук. Но реально потом собирали от 12000 до 14000 микроавтобусов ежегодно, а к 1988 году вышли на уровень 18000 экземпляров. Для сравнения, на старой территории в Риге в середине 1970-х годов изготавливали 3800 микроавтобусов РАФ-977 ежегодно.

С пуском нового завода Елгава – древняя столица Курляндского герцогства – становилась основным местом производства микроавтобусов в Советском Союзе. На новом заводе должно было трудиться более 3000 человек, а его производственные площади составляли 25400 кв.м.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

РАФ-977

РАФ-977 «Латвия»
Общие данные
ПроизводительРАФ
Годы производства1959—1976
Сборка РАФ (Рига, СССР)
Классмикроавтобус
Иные обозначенияЛАРЗ-977 «Луганск», ЕрАЗ-762
Дизайн
ПлатформаГАЗ-21 «Волга»
Компоновкапереднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула4 × 2
Двигатель
ЗМЗ-21 / 21А
ПроизводительЗМЗ
Типбензиновый, карбюраторный
Объём2445 см 3
Максимальная мощность70—75 л. с. , при 4000 об/мин
Максимальный крутящий момент166,7 Н·м , при 2200 об/мин
Конфигурациярядный, 4-цилиндр.
Цилиндров4
Клапанов8
Макс. скорость115
Диаметр цилиндра92 мм
Ход поршня92 мм
Степень сжатия6,7
Система питаниякарбюраторы К-22И, К-105 или К-124
(однокамерные)
Охлаждениежидкостное
Клапанной механизмOHV
Материал блока цилиндровалюминий, мокрые гильзы из чугуна
Материал ГБЦалюминий
Ресурсдо капремонта — 250 тыс. км.
Тактность (число тактов)четырёхтактный
Порядок работы цилиндров1-2-4-3
Рекомендованное топливоА-72, А-76
Трансмиссия
механическая 3-ступ. синхронизаторы на II и III передачах
Массово-габаритные характеристики
Длина4900 мм
Ширина1815 мм
Колёсная база2700 мм
Динамические характеристики
Максимальная скорость115 км/ч
На рынке
СвязанныеГАЗ-21 «Волга»,
ЕрАЗ-762
Похожие моделиVolkswagen Transporter T1 / [[Volkswagen Transporter#T2 (1967—1979, 1997—н. в. )|T2]],
Nysa

РАФ-977 «Латвия» — серия микроавтобусов, выпускавшихся Рижской автобусной фабрикой в 1959—1976 годах на агрегатах автомобиля ГАЗ-21 «Волга».

Микроавтобусы РАФ использовались в качестве служебного и туристического транспорта, как маршрутные такси, автомобили скорой помощи, в качестве передвижных лабораторий. С конца 1960-х годов микроавтобусы РАФ поставлялись на экспорт в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран, Нигерию, Финляндию и другие страны.

Опыт специалистов РАФ, накопленный при разработке и доводке микроавтобусов РАФ-10 и РАФ-08, реализовался в модели РАФ-977 «Латвия» (латыш. «Latvija» ), построенной на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В 1958 году выпущены первые 10 экземпляров, с 1959 года развернуто полномасштабное серийное производство.

В 1960 году машины первого поколения были сменены модернизированными РАФ-977В.

С 1961 года начат выпуск модели РАФ-977Д, получившей полностью новый и более технологичный в производстве кузов. Двигатель был несколько смещён назад, чтобы уменьшить нагрузку на передний мост.

МодельНазначениеГоды выпуска
РАФ-977Базовая модель1958 — 1960
РАФ-977ВМодернизированная базовая модель1960 — 1961
РАФ-977ДМодернизированная базовая модель. Новый кузов.1961 — 1968
РАФ-977ДММодернизированная базовая модель. Новый кузов, новая компоновка салона. 11 мест (10 пассажиров + водитель)1968 — 1976
РАФ-977ДМЮПассажирский микроавтобус на базе РАФ-977ДМ, экспортная модификация для стран с тропическим климатом.
РАФ-977Е «Турист»Девятиместный салон и отдельное место для гида, оборудованное микрофоном (мелкосерийный).1962 — 1968
РАФ-977ЕМТуристический микроавтобус на базе РАФ-977ДМ (мелкосерийный)1969 — 1976
РАФ-977ЕМЮТуристический микроавтобус на базе РАФ-977ДМ, экспортная модификация для стран с тропическим климатом.
РАФ-977ИМедицинский микроавтобус с носилками, специальным погрузочным устройством, радиостанцией, фарой-искателем1962 — 1969
РАФ-977ИММедицинский микроавтобус на базе РАФ-977ДМ1969 — 1976
РАФ-977ИМЮМедицинский микроавтобус на базе РАФ-977ДМ, экспортная модификация для стран с тропическим климатом.
РАФ-977КФургон с глухой перегородкой грузового отделения на базе РАФ-977Д1962, с 1966 на ЕрАЗ
РАФ-977СОпытный санитарный армейский микроавтобус1960
РАФ-980/979 «Рига»Парковый автопоезд на базе РАФ-977В1960 — 1962
РАФ-980Д/979 «Рига»Парковый автопоезд на базе РАФ-977Д1962

На базе РАФ-977Д была изготовлена серия развозных фургонов РАФ-977К, грузоподъёмностью 850 кг. Пробная партия была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где был специально для этого построен новый завод ЕрАЗ.

В 1962 году сборка РАФ-977К была налажена в Луганске на Луганском авторемонтном заводе под названием ЛАРЗ-977 «Луганск». Выпущено несколько десятков машин.

РАФ-977 эксплуатировали в 60—70-х годах XX века различные государственные организации и предприятия. РАФ-977И (позже РАФ-977ИМ) являлись автомобилями скорой медицинской помощи, кроме того, на её базе Ворошиловоградским автосборочным заводом с 1966 года был налажен выпуск автомобиля для перевозки донорской крови АЦПК. РАФ-977Е, а позже и РАФ-977ЕМ, являлись туристскими автобусами и использовались в «Интуристе» и прочих туристических организациях СССР.

Пассажирские безоконные двух- и трёхсекционные автопоезда РАФ-980+РАФ-979 работали в аэропортах, перевозя авиапассажиров с аэровокзала на самолеты на лётном поле и обратно, а также на экскурсионном маршруте внутри территории московской ВДНХ.

В 1969 году базовый микроавтобус РАФ-977Д прошел модернизацию, и к индексу добилась литера М, что означало «модернизированный». Первые образцы обновленного микроавтобуса были представлены в 1968 году. Главным образом, изменилось количество окон по правому и левому борту — их число уменьшилось с 5 до 3, но они стали широкими, и у них появились форточки. Кроме того, по правому борту вместо узкой распашной двери в салон появилась более широкая. В таком виде автобус выпускался до 1976 года. РАФ-977ДМ в модификациях маршрутного такси, скорой медицинской помощи, автомобиля оперативных групп милиции и в качестве служебных микроавтобусов эксплуатировались в СССР до конца 1970-х — начала 1980-х годов. После чего основная масса была заменена на новые микроавтобусы РАФ-2203. Сегодня автомобиль является достаточно редким, хотя иногда ещё встречается.

РАФик

Самый красивый микроавтобус своего времени

Имя этого автомобиля в переводе с арабского означает «друг», а его тёзка – человек по фамилии Нишанов одно время возглавлял Совет Национальностей Верховного Совета СССР. По своей же аббревиатуре – RAF – он совпадал с аббревиатурой британских королевских ВВС (Royal Air Force), но поскольку в 50-х годах наш народ по еще не совсем старой памяти из иностранных языков знал, в основном, немецкий, на это совпадение никто не обращал внимания. На самом же деле такое название было всего лишь совпадением, и аббревиатура RAF по-латышски означала всего лишь Rīgas Autobusu Fabrika.

Служил он и в скорой помощи, и в милиции, и, главное, использовался в качестве маршрутного такси. Перестав выпускаться в 1997 году, он, тем не менее, кое-где еще выполняет свою нелегкую работу.

В некоторых городах использование РАФ-2203 в качестве маршрутного такси теперь запрещено административными распоряжениями местных властей, но в регионах с низким уровнем жизни РАФ ещё популярен. Например, в Абхазии, он до сих пор используется как маршрутное такси чаще чем «Газель».

История этого микроавтобуса началась в 1949 году, когда на базе Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ) был создан завод автобусных кузовов. Первой его продукцией была обыкновенная коробочка – 22-местный автобус капотной компоновки на базе ГАЗ-51 .

К выпуску микроавтобусов завод, переименованный в 1955 году в Rīgas Autobusu Fabrika, приступил в 1957 году, когда к VI международному фестивалю молодёжи и студентов открывшемуся в Москве 28 июля 1957 года, завод изготовил опытную партию микроавтобусов РАФ-10 для обслуживания фестиваля. Двигатель, трансмиссия, подвеска колес и ряд других агрегатов были взяты от автомобиля ГАЗ-20 Победа . Длина микроавтобуса составляла 4940 мм, ширина – 1700 мм, высота – 1900 мм, а колесная база – 2700 мм. Цельнометаллический несущий кузов был рассчитан на 11 человек. Снаряженная масса автобуса составляла 1640 кг. При 52-сильной мощности двигателя первый РАФик развивал максимальную скорость 80 км/ч.


РАФ-10 Фестиваль

Год спустя, 23 июля 1958 года, РАФ-10 был запущен в серийное производство под именем «Фестиваль», но уже в следующем году выпуск был прекращён. Причиной этого стало прекращение выпуска самой «Победы», из запчастей которой по большей части и состоял фестивальный микроавтобус.


РАФ-977ДМ

На смену «Фестивалю» должна была прийти «Юность» – микроавтобус, созданный на базе узлов и агрегатов правительственного автомобиля ЗИЛ-111. Однако массовым он не стал, да и не мог стать: слишком дороги были «исходные материалы», да и расход топлива 7-литрового двигателя – под 30 литров вряд ли бы обрадовал заведующих автохозяйствами. Поэтому ограничились мелкосерийным производством «Юности» на ЗиЛе под индексом ЗиЛ-118.

Однако уже в следующем году завод приступил к выпуску микроавтобусов РАФ-977, созданные уже на агрегатах легкового автомобиля «Волга» ГАЗ-21 . Длина микроавтобуса увеличилась до 4940 мм, ширина – до 1815, а высота – до 2110 мм.

Непрерывное конвейерное производство началось в сентябре 1961 года. Наряду с базовой моделью микроавтобуса 977Д был начат выпуск (с декабря 1962 г.) его медицинской модификации 977И, а также туристической 977Е. Они различались планировкой и оборудованием салона. У медицинской модификации – носилки, пять мест для водителя и медицинского персонала, опознавательные фонари на крыше. Для модификации 977Е предусмотрены сиденья с подголовниками, люк в потолке, багажная решетка на задней части крыши, радиоприемник.

Эти микроавтобусы, выпускались рижской автобусной фабрикой в 1959—1976 годах. С конца 60-х они поставлялись на экспорт в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран, Нигерию и Финляндию.

Серьезной модернизации семейство РАФов подверглось в 1969 году. Эта модернизация прежде всего затронула кузов. Значительно расширена входная дверь салона, а в боковине вместо шести окон, включая дверные, стало четыре. Возросла с 70 до 72 л. с. и мощность двигателя. Подвеска колес получила телескопические амортизаторы, а размер шин увеличился с 7,00-15 до 8,20-15 дюймов. Габариты модернизированного микроавтобуса остались неизменными, но снаряженная масса увеличилась. Так, для базовой модели 977ДМ она составила 1675 кг, для медицинской модификации 977ИМ – 1770 кг, для туристской, освоенной в 1972 году – 1735 кг.

Однако это были всего лишь полумеры. Всем было ясно, что пришло время создавать совершенно новую модель. Еще в 1964 году был создан футуристического вида микроавтобус «Старт», оснащенный кузовом из стеклопластика. Но в серию он не пошел.

Смену модели вновь подстегнул переход ГАЗа на выпуск нового автомобиля – в 1972 году было прекращено производства ГАЗ-21, и РАФу стало доставаться всё меньше базовых агрегатов. Выпуск продукции начал падать, вызывая озабоченность со стороны партии и правительства. До ХХV съезда партии оставалось всего-ничего, а план 9-й пятилетки летел ко всем чертям. И вот тогда в подарок съезду и решили запустить новую модель, которую впоследствии назвали самым красивым микроавтобусом планеты.

РАФ-2203 действительно был красив. Впервые увидев его на перекрестке проспекта Правды и улицы Шаляпина в четверг 12 июня 1980 года, в день, когда в Японии умер премьер-министр Охира Масаёси, а на подлёте к Душанбе разбился Як-40, летевший туда из Ленинабада. Тогда я подумал, что это случайно заехавшая в город «заграничная машина», а это оказалась первая алма-атинская маршрутка, ходившая по 155-му маршруту в «Орбиту» тогда еще от АХБК. После достройки в 1983 году нового автовокзала маршрут продлили до Комсомольской и Мате-Залки.лки.


РАФ-2203

Советская маршрутка. РАФ-2203 маршрута № 48 у станции метро Кировская, ныне – Чистые Пруды.

Почему же, появившись в 1976 году, новый РАФик дошел до Алма-Аты лишь в восьмидесятом? Да потому, что сделав подарок съезду, заводчане приступили к освоению массового производства, на что и ушло более четырех лет. На проектную мощность, а завод был рассчитан на производство 17 тысяч микроавтобусов в год, завод вышел лишь в апреле 1980 года – к 110-летию Ленина, и первая серийная партия ушла на обслуживание XXII Московской Олимпиады.

Маршрутки у стаорго алма-атинского аэропорта

У заводской модификации микроавтобуса, предназначенной для работы в режиме маршрутного такси, сидения располагались по бокам салона, в то время как в модификации, предназначенной для работы в качестве служебного транспорта сидения располагались поперечно. Однако позднее (в девяностых годах) многие служебные микроавтобусы также стали использоваться в роли маршрутного такси, поэтому на городских маршрутах работали машины с разной компоновкой пассажирских сидений.
Длина РАФ-2203 составляла те же 4,9 метра, что и у 977-й модели, но ширина увеличилась аж до 2,035 метров, что сделало салон заметно просторнее. По умолчанию салон по-прежнему комплектовался десятью сиденьями. Одиннадцатый пассажир мог ехать рядом с водителем. Двенадцатый же в нарушение всяких правил мог усесться на моторный отсек и ехать спиной вперёд до тех пор, пока не освободиться какое-нибудь сиденье.


В конце 80-х годов под горбачёвскую программу поддержки многодетных семей Рижская фабрика выпускала мелкой серией 8-местный вариант микроавтобуса с отделкой «люкс», управлять которым можно было с правами категории «В».
Двигатель от «Волги» ГАЗ-24 позволял автомобилю не только разгоняться до 120 км/ч, но и долго держать эту скорость на трассе, в чем я убедился, когда однажды летом 1990 года ехал на РАФике из Алма-Аты во Фрунзе. Кстати говоря, шофёра-азербайджанца, который вёл тот РАФик тоже звали Рафиком.

Были у РАФика и недостатки. Так, слишком тяжёлый двигатель, размещенный над передним мостом, создавал плохую развесовку – 55 % массы приходилось на передний мост, что вело к его повышенному износу и частым поломкам. По логике вещей, такой автомобиль должен был обладать передним приводом, но к началу 10-й пятилетки наш автопром ещё опасался пускать в серию переднеприводные маины. Кузов РАФа также отличался не слишком высоким качеством сварных швов и окраски, а также плохими антикоррозионными свойствами.

Несмотря на развал Советского Союза, Латвия продолжала экспортировать РАФ в страны СНГ. Спрос на него сохранялся до тех пор, пока не появилась ГАЗель. С августа 1996 года она стала поступать в таксопарки в качестве маршрутных такси. И хотя по комфорту она значительно уступала РАФику – слишком высокая ступенька, жёсткие неудобные сиденья – она быстро вытеснила РАФ. Дело в том, что именно в это время Ельцин призвал поддерживать отечественного производителя, и радые стараться таксопарки тут же отказались от закупок РАФа в пользу ГАЗели. В 1997 году сборка РАФов была прекращена, а в 1998 году Rīgas Autobusu Fabrika прекратила своё существование.

Читайте также:  Бумажная модель автомобиля Ваз 2113
Ссылка на основную публикацию