Бумажная модель автомобиля УАЗ 450

Легенда отечественного автопрома УАЗ-450 отмечает юбилей

В конце января 1958 года с конвейера Ульяновского автозавода сошел первый серийный автомобиль , именуемый в простонародье «Буханкой». Ульяновские конструкторы создали единственную в мире машину вагонной компоновки, малой грузоподъемности и повышенной проходимости.

На протяжении уже 60 лет остается востребованной моделью на отечественном авторынке. Компоновка с плавными переходами линий кузовных деталей, цельное гнутое лобовое стекло, обеспечивающее хороший обзор, два ведущих моста, а также неприхотливость и надежность обеспечили многолетнюю стабильную популярность этих машин, особенно в условиях бездорожья.

Первые сходят с конвейера 1958 г.

Первые опытные образцы с различными вариантами кузова прошли заводские и межведомственные испытания на проходимость мостов по бездорожью и комфортабельность езды еще в 1957 году. успешно пересек Каракумы, побывал на Памире и в Казахстане, а также на самой северной точке России — в Оймяконе. Испытания подтвердили, что полноприводные грузовики способны передвигаться в любых дорожных и климатических условиях.

После испытаний в жарких песках конец

на Крайнем Севере

К январю 1958 года заводские мощности уже были подготовлены к сборке 4 тысяч грузовиков в год. От опытных партий завод перешел к серийному выпуску автомобилей, обладавших высокими эксплуатационными качествами, а главное — имевшими повышенную проходимость.

Впоследствии на базе фургона были изготовлены другие модификации. Производством были освоены: бортовой грузовик , цельнометаллический фургон , санитарный автомобиль . Затем появился микроавтобус .

В 1959 году был подписан первый контракт об изготовлении на экспорт 35 «санитарок». Машины отправились бороздить просторы дорог Албании, Индонезии и Сирии.

На базе автомобилей с колесной формулой 4×4 с 1960 года выпускались заднеприводные машины: бортовой автомобиль , фургон и санитарный .

Семейство выпускалось вплоть до 1965 года. Всего было произведено более 55 тысяч автомобилей различных модификаций.

В 1966 году семейство подверглось модернизации — автомобили получили более мощный верхнеклапанный двигатель, четырехступенчатую коробку передач, было изменено внешнее оформление кабины водителя. В результате всему семейству полноприводных машин был присвоен индекс .

В 2007 году легендарная «Буханка» обрела «второе дыхание». В рамках национального проекта «Здоровье» автозавод осуществил поставку 2304 санитарных машин во все уголки России. Первые 45 автомобилей, оснащенные гидроусилителем руля, ведущими мостами типа «Спайсер», многофункциональным рулевым переключателем и замком зажигания с запираемым противоугонным устройством, предприятие поставило в медучреждения Ульяновской области.

УАЗ Буханка в наше время

Сегодня Ульяновский автомобильный завод продолжает производство этих автомобилей, незаменимых в народном хозяйстве и прекрасно адаптированных к российским дорогам. Только за последние 5 лет предприятие выпустило более 156 тысяч автомобилей классического коммерческого ряда.

Интересные факты из истории

Прозвище «Буханка» автомобиль получил за своеобразную форму кузова, напоминающую буханку хлеба. Еще по одной версии «Буханкой» называли автомобиль, который перевозил продукты, а санитарный автомобиль называли «таблеткой», тем самым подчеркивая предназначение фургона.

В 1959 году самая первая модель Ульяновского электромобиля была разработана на базе серийного и . Предназначалась она для обслуживания аэродромов. На электромобилях применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на 2 секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках.

по сей день используются для перевозки туристов на вулканы Везувий и Этна. На базе ульяновских внедорожников в Италии создаются пожарные машины, «дачи на колесах». Их используют для горноспасательных работ, геологической разведки, доставки воды и продовольствия в отдаленные горные селения.

В годах на заводе выпущены первые образцы санитарных машин для районов Крайнего Севера и Сибири — с дополнительным отоплением, двойными стеклами в салоне, усиленной термоизоляцией пола, крыши и боковин. Работа велась при температурах, доходящих до 60 градусов мороза. При таких условиях не могла функционировать санитарная авиация.

В 1963 году ульяновский внедорожник снялся в культовом советском фильме «Королева бензоколонки». Также снимался в кинофильмах «Тридцать три», «В Москве проездом», «Жил певчий дрозд».

В конце 1960 года началась работа над снегоходным автомобилем , который был укомплектован сменным сезонным оборудованием для преодоления снежного бездорожья и целины. Вместо передних колес у него устанавливались металлические управляемые лыжи, а вместо задних — гусеничные движители.

Автомобиль содержит 1026 оригинальных деталей и узлов, 491 деталь шасси и 535 деталей кузова. Для сравнения, в современных автомобилях количество деталей колеблется от 5000 до 7000 штук.

Автомобиль УАЗ-450: технические характеристики, фото

После войны Ульяновский автозавод, ранее носивший название УльЗИС, представлял собой что-то вроде филиала ГАЗа. УАЗ, по разработанной горьковчанами технической документации и предоставленному оборудованию, наладил на своих производственных площадях выпуск армейских внедорожников (джипов) ГАЗ-69. Готовые машины покидали завод уже под другой маркировкой – УАЗ-69. А вот первой моделью, которую ульяновские конструкторы разработали самостоятельно, стал УАЗ-450.

Начало пути

Весной 1955 года перед КБ автозавода УАЗ, возглавляемого главным конструктором Иваном Алексеевичем Давыдовым, была поставлена задача: разработать, на основе шасси легкового внедорожника УАЗ-69, автомобиль, который мог бы перевозить багаж массой до 800 кг.

Длина колесной базы «газика» составляла только 2300 мм, поэтому традиционная, последовательная конструкция машины: двигатель-кабина-грузовая платформа, для проекта не годилась. В связи с этим было решено в постройке автомобиля использовать вагонную компоновку, которая ранее применялась только в автобусах.

Работа продвигалась довольно быстрым темпом. Уже в том же году автозавод собрал первые пять опытных УАЗ-450, который сразу же за свои округлые формы получил новое народное имя – «буханка».

Устройство «буханки»

Благодаря тому, что в машине использовалась бескапотная схема, автомобиль получился при своей компактности довольно вместительным. По сути, УАЗ-450 (фото ниже) представлял собой полноприводный цельнометаллический микроавтобус, передние двери которого открывались против его движения, а посадка пассажиров или погрузка багажа должна была осуществляться через задние двойные распашные двери.

Плавность хода обеспечивала рессорная подвеска и рычажно-поршневые амортизаторы.

В качестве силового агрегата в машину установили расточенный аналог четырехцилиндрового двигателя от «Победы» (ГАЗ М-20). Диаметр цилиндров в нем был увеличен с 82 до 88 мм. Из-за этого рабочий объем мотора стал 2432 см куб., соответственно, возросла и его мощность, теперь она составила – 62 л/с. У «Победы» также позаимствовали и трехскоростную КПП.

Двухступенчатая «раздатка», штампованная рама и оба неразрезных моста УАЗ-450 получил от УАЗа-69. Передний привод, также как и у «шестьдесят девятого», был отключаемый.

Тормоза барабанного типа, оборудованные системой гидропривода.

УАЗ-450: технические характеристики

  • Габариты машины – 4360мм х 1940 мм х 2300 мм.
  • Полная масса – 1950 кг.
  • Колесная формула – 4х4.
  • Колея (мм) – 1436.
  • Колесная база (мм) – 2300.
  • Радиус разворота (м) – 6,8.
  • Дорожный просвет (клиренс) мм – 210.
  • Мест в кабине – 2.
  • Мест в салоне – 9.
  • Грузоподъемность – 800 кг.
  • Предельно возможная скорость – 90 км/ч.
  • Общий объем двух баков для бензина – 96 литров.
  • Расход горючего на 100 км – 14 литров.
  • Запас хода (усредненная величина) – 500 км.

Заводские варианты нового УАЗа

Массовый выпуск УАЗ-450 начался осенью 1958 года. Сперва семейство серийных «буханок» включало в себя три модели: медицинский автомобиль УАЗ-450А, малый грузовик – УАЗ-450Д, и базовый «450-й» – закрытый фургон.

Санитарная машина предназначалась для обслуживания пунктов скорой медпомощи, прежде всего, в сельских районах, не отличавшихся хорошим качеством дороги.

Конструкция автомобиля представляла собой цельнометаллический кузов с боковыми окнами, который внутри делился перегородкой на два отсека: кабину водителя и санитарное помещение. В медицинской части машины вдоль бортов располагалась пара откидных скамеек, по одной на каждой стороне, на которых могло разместиться по три человека. Еще одно сиденье закреплено непосредственно на самой перегородке. Для лежачих больных предусматривались специальные кронштейны с ременными креплениями, на которых можно было в два яруса установить четверо носилок. Кроме того, даже при полной загруженности автомобиль мог транспортировать прицеп, масса которого не должна была превышать 850 кг.

Второй моделью стал УАЗ-450Д («головастик»), который представлял собой небольшой грузовичок с двухместной цельнометаллической кабиной и деревянной бортовой платформой, у которой все три борта откидывались.

Немногим позднее появился экспериментальный одиннадцати местный микроавтобус УАЗ-450 В, в котором по правому борту была установлена распашная дверь, наряду с боковыми, в скаты крыши установили целый десяток маленьких окошек. Правда, в серию машина пошла только с шестью окнами, но немного больших размеров, а передние двери в ней стали открываться не против движения, как у базового «450-го», а традиционно.

Заводские изменения и обновления «450-го»

С 1961 года на основе УАЗ-450 началось производство УАЗ-451, отличавшегося от базовой модели отсутствием полного привода. Ведущим остался только задний мост. Однако при этом машины немного прибавили в грузоподъемности. Никаких других изменений автомобиль не претерпел.

В 1965 году вся выпускаемая линейка УАЗ была усовершенствована: на машины стали устанавливать двигатель с верхним расположением клапанов, превосходящий по мощности своего предшественника. Трехскоростную КПП заменила четырехступенчатая коробка передач. Кроме того был переработан и внешний облик внедорожника и хотя, по сути, это остался тот же УАЗ-450, только модернизированный, индекс машина получила уже новый – УАЗ-452.

Заводские модификации, не вошедшие в серию

В самом начале 60-х автозавод сделал попытку повысить плавность хода у «санитарки», установив на нее подвеску с гидропневматикой, однако, для того времени узел вышел слишком сложным и дорогостоящим для массового производства, поэтому от такого усовершенствования конструкторы отказались.

В начале 70-х заводчане на базе УАЗ-450 попробовали построить трехосный мини-автобус на 16 мест, но до серийного выпуска он также не дошел.

Не увидела свет и еще одна, немного странная для традиционного автомобиля модификация – гибрид автобуса и рельсобуса, то есть машины, которая была бы способна передвигаться и по рельсам, и по обычной дороге.

Для заснеженных, труднопроходимых территорий страны заводчане на базе УАЗ-451Д, спроектировали снегоход, в котором, передние колеса заменили лыжами, задние – резиногусеницами, а также снегоболотоход с гусеницами на обеих осях. Но дальше создания опытных образцов дело не продвинулось.

В 80-х серийно выпускаемые модели на базе «450-го» вновь прошли модернизацию, которая коснулась двигателя, тормозной системы и ведущих мостов. Также автомобили получили и новые индексы. Однако, несмотря на переделки и доработки, во всех новых моделях «буханок», «санитарок» и «головастиков» легко угадываются черты их прототипа из 50-х годов.

Читайте также:  Пудель в пластиковом чехле от диска CD

УАЗ-450: тюнинг своими руками

Как известно, цель тюнинга автомобиля не только улучшить технические характеристики машины, но и придать индивидуальности внешнему виду.

Если иные модели порой перерабатывают до такой степени, что в них становится тяжело узнать базовую модель, то с «буханкой», как правило, таких глубоких модернизаций не проводят – этот внедорожник и без того имеет отличные качества по проходимости, за что его так уважают любители активного отдыха.

Обычно тюнинг «буханки» сводится к покраске под камуфляж, установку больших колес с грязевой резиной (ведь даже оригинальный диск УАЗ-450 имеет размер R15), силовой бампер (кенгурятник), и, конечно же, лебедку, а на крышу монтируется длинный внешний багажник. Кроме того, к стандартной световой оптике владельцы внедорожников добавляют еще несколько фар-прожекторов. Словом, самостоятельная доработка «буханки» скорей направлена на практичность, чем на красоту. Хотя тюнингованный УАЗ-450 и внешне выглядит настоящим королем бездорожья.

УАЗ-450 («Буханка», «Батон»)

УАЗ-450 — первая самостоятельная серийная модель автозавода. Создан на узлах и агрегатах ГАЗ-69, но с двигателем увеличенного рабочего объема. К 1966 году, когда начался выпуск нового семейства автомобилей — УАЗ-452, из ворот завода выехало 55319 автомобилей УАЗ-450 различных модификаций.

В 1958 году Ульяновский автозавод приступил к серийному выпуску семейства легких полноприводных грузовиков с кабиной, расположенной над двигателем. Автомобили базировались на агрегатах джипа ГАЗ-69. Силовой агрегат представлял собой нижнеклапанный двигатель УАЗ-450, в трансмиссию были включены трехступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка.


Эскиз УАЗа-450 работы Владимира Арямова, дизайнера НАМИ

Хотя полноприводный микроавтобус УАЗ-450 и не являлся первой конструкторской разработкой завода, но он стал первым серийным автомобилем, конструкция которого в основе своей родилась в Ульяновске, а не пришла «со стороны». Кроме того, УАЗ-450 являлся первой отечественной развозной малотоннажной базовой моделью и первым советским серийным автомобилем с кабиной над двигателем.

Еще в 1954 году на базе КЭО был создан отдел главного конструктора, который после И. А. Давыдова возглавил П. И. Музюкин. А уже в следующем году приказами министра автопрома СССР заводу поручалось провести в сжатые сроки полный цикл опытно-конструкторских работ по созданию серии малотоннажных автомобилей повышенной проходимости.

Конструкторами прорабатывалось два варианта: моделирование традиционных капотных версий на основе ГАЗ-69 или создание на его узлах принципиально новой машины. Ульяновцы выбрали второй путь, и как показало время, совершили настоящий новаторский прорыв в отечественном автопроме.

За основу приняли компоновку с кабиной над двигателем, позволявшую вынести вперед места для водителя и пассажира, ощутимо увеличив этим объем кузова при неизменной длине автомобиля. После ожесточенных дебатов в НАМИ именно эта схема одержала вверх над капотной, так как точные расчеты показали, что передний мост выдержит дополнительную нагрузку, а передний привод не даст скатиться к «паркетной» машине. За счет новой подвески и шин 8,40-15 грузоподъемность нового автомобиля удалось повысить до 750 – 800 кг. В это же время были определены основные разновидности «450-го»: грузовик, цельнометаллический фургон, санитарный автомобиль и микроавтобус.


Опытные образцы УАЗ-450 по проекту Владимира Арямова


Опытные образцы УАЗ-450 по проекту Владимира Арямова

Заместителем главного конструктора по шасси был В. И. Подольский, по двигателю – Г. К. Шнейдер, по кузовным работам – В. П. Тюрин, а вопросами испытания занимался Г. П. Мелешин. Изначальный вариант машины был изготовлен по проекту известного отечественного художника-конструктора (термина «автодизайнер» тогда еще не существовало) В. И. Арямова. Прототип отличался скошенной к задней части линией крыши и боковин, а за своеобразную облицовку передка получил прозвище «Сорока».


Опытные образцы УАЗ-450 по проекту Владимира Арямова

Однако заводские конструкторы Е. Я. Старостин и Л. Е. Шемарин существенно изменили первоначальный вариант в сторону большей простоты и технологичности. Были сделаны десятки макетов и эскизов, но окончательный вариант внешности родился у Шемарина буквально за несколько часов до отправки проекта на утверждение в Москву.

К осени 1957 года опытные образцы автомобилей с различными вариантами кузова, которые сами заводчане окрестили «буханкой», проходили заводские и межведомственные испытания в различных дорожных и климатических условиях, в том числе и по бездорожью. УАЗ-450 успешно пересекли Каракумы, побывали на Памире и в Казахстане, а также на самой северной точке России – в Оймяконе.

Подготовка кузовного и каркасного производства для первых «буханок» проводилась в считанные месяцы. На первом этапе крупные кузовные детали изготавливались по хорошо известной в прошлом «болванной» технологии, методом выстукивания на деревянных и металлических моделях.

К концу 1958 года заводские мощности уже были подготовлены к сборке 4 тысяч грузовиков в год. От опытных партий завод перешел к серийному выпуску автомобилей, обладавших высокими эксплуатационными качествами и имевшими повышенную проходимость. С июня эти машины были представлены на ВДНХ (ныне ВВЦ) в Москве, в Сокольниках.

Компоновка с плавными переходами линий кузовных деталей, цельное гнутое лобовое стекло, обеспечивающее хороший обзор, два ведущих моста, а главное – неприхотливость и надежность, обеспечили многолетнюю стабильную популярность этих автомобилей, особенно – в условиях бездорожья. Сказать, что «буханкой» мы обогнали весь мир, было бы все же неверно, но уж, по крайней мере, шли в ногу со временем, а также с такими корифеями в этой области, как австрийский «Штеер-Пух» и западно-германский «Мерседес» (приватизировавший незадолго до этого знаменитый «Унимог»).

Серийно автомобили УАЗ-450 (колесной формулы 4х4) выпускались в 1958-1966 г.г. на базе автомобиля УАЗ-450Д (грузовая модификация).

Кузов автомобиля – цельнометаллический, вагонного типа, с двумя боковыми дверьми в кабине водителя, с перегородкой внутри кузова и задней двустворчатой дверью. Боковая распашная дверь появилась только на моделях УАЗ-451М и УАЗ-452.

Двигатель: УАЗ-450, карбюраторный, нижнеклапанный, рядный, 4-цилиндровый; рабочий объём – 2432 см/куб; мощность – 62 л.с. при 3800 об/мин.

Коробка передач – 3-ступенчатая с механическим приводом выключения сцепления; раздаточная коробка – 2-ступенчатая, с муфтой включения переднего моста; управление коробкой передач и раздаточной коробкой осуществляется через систему тяг с промежуточными рычагами. Крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке передаётся через промежуточный карданный вал. До IV квартала 1964 года на автомобиль устанавливали разъёмные ведущие мосты, позже – неразъёмные.

Рабочие тормоза – барабанные, с гидравлическим приводом; стояночный тормоз – барабанный, расположен на раздаточной коробке и приводится в действие рычагом при помощи гибкого троса. Подвеска – зависимая, рессорная с рычажно-поршневыми амортизаторами. До января 1964 года между листами рессор устанавливались фанерные прокладки. Шины – Я-192 размером 8,40-15. Ёмкость двух топливных баков – по 48 л. На автомобилях выпуска до июля 1960 года с “массой” соединялся положительный полюс аккумуляторной батареи.

В электрооборудовании УАЗ-450А применены: фара-прожектор, передний и задний фонари освещения санитарного знака, штепсельная розетка прицепа, 4 плафона освещения санитарного отсека, электрический стеклоочиститель.

Привод включения стартера – механический, от ножной педали.

Фотографии из справочников НИИАТ иллюстрируют, по-видимому, автомобили разных лет выпуска. На одной (справочник НИИАТ 1971 года) двери открываются ПРОТИВ хода движения, иначе расположена заправочная горловина бензобака, прикрытая к тому же крышкой, установлены иные зеркала заднего вида, сразу за водительской дверью имеется открывающийся люк, на колесных дисках установлены декоративные колпаки.

Модификации:

УАЗ-450А — санитарный
УАЗ-450В — микроавтобус
УАЗ-450Д — грузовик (бортовой) с двухместной кабиной и деревянным кузовом
УАЗ-450П — экспериментальный седельный тягач с полуприцепом УАЗ-752

УАЗ-450Д колесной формулы 4х4 выпускался в 1958-1965 г.г. Кузов – деревянная платформа с тремя открывающимися бортами. Кабина – двухместная, цельнометаллическая, расположена над двигателем.

Прототип 11-местного микроавтобуса УАЗ-450В отличался дверями, открывающимися против хода и десятью окошками в крыше. Серийная версия, появившаяся в том же году, получила традиционные двери и 6 окошек в крыше.

УАЗ-450А – санитарный автомобиль на базе УАЗ-450, отличается двойным остекленением и установленным медицинским оборудованием. Первые прототипы санитарных машин УАЗ-450А поступили в вооруженные силы.

Санитарный автомобиль выпускался Ульяновским автомобильным заводом с 1958 года. Предназначен для перевозки больных и обслуживания пунктов скорой медицинской помощи в городах и сельских местностях.
Автомобиль способен передвигаться по дорогам всех классов и бездорожью, и может буксировать безтормозной прицеп общей массой 850 кг.
Цельнометаллический закрытый кузов вагонного типа закреплён на раме в 10 точках. Кабина водителя отделена металлической перегородкой с окошком от помещения для больных.
Санитарный отсек оборудован двумя боковыми 3-местными откидными сиденьями и одним откидным сиденьем на перегородке; кронштейнами и ремнями для крепления носилок и задней откидной подножкой. Четверо носилок размещаются вдоль кузова в подвешенном состоянии в два яруса, по двое с каждого борта.
Внутренняя обивка боковин, крыши и пола кузова в отделении для больных позволяет производить дезинфекцию и влажную уборку. На боковинах кузова имеется по два окна, из которых переднее – раздвижное.

УАЗ-450А был оборудован обдувом ветрового стекла, а также отопительным и вентиляционным устройствами. В проеме задней двери кузова устанавливалась подножка, служившая для погрузки носилок с больными. Автомобиль мог вмещать девять человек сидя либо троих сидя и четверых на носилках. УАЗ-450А составил конкуренцию выпускавшемуся в то время ПАЗ-653 и в скором времени заменил его, так как был лучше по многим параметрам. А в 1966 году на смену УАЗ-450А пришел УАЗ-452Г с новым верхнеклапанным двигателем.

Кроме того, проводились эксперименты по постановке УАЗ-450 на железнодорожный ход с целью использования его в качестве дрезины в случаях невозможности дальнейшего продвижения на штатных колесах.

Первоначально производством были освоены: бортовой автомобиль УАЗ-450Д, фургон УАЗ-450, санитарный автомобиль УАЗ-450А. Затем появился микроавтобус УАЗ-450В.

На базе автомобилей с колесной формулой 4×4 с 1960 года выпускались заднеприводные машины: бортовой автомобиль УАЗ-451Д, фургон УАЗ-451 и санитарный УАЗ-451А.

На основе УАЗ-451Д в свое время (1962 год) был разработан даже снегоходный вариант «451С» с управляемыми лыжами вместо передних колес и резинометаллическими гусеницами. При необходимости автомобиль легко становился обычным колесным «головастиком».

В 1966 году все семейство было подвергнуто модернизации – автомобили получили более мощный верхнеклапанный двигатель УАЗ-451, четырехступенчатую коробку передач, было изменено также внешнее оформление кабины водителя. В результате всему семейству полноприводных машин был присвоен индекс УАЗ-452.

Читайте также:  Объемные цветы из бумаги

УАЗ 450

Автомобиль УАЗ-450, создавался на базе узлов шасси автомобиля «ГАЗ-69».

1956 год. За двухцветную окраску и необычную решетку радиатора опытный образец УАЗ, разработанный художником Владимиром Арямовым, прозвали «сорокой»

УАЗ-450А — санитарный
УАЗ-450В — микроавтобус
УАЗ-450Д — грузовик (бортовой) с двухместной кабиной и деревянным кузовом
УАЗ-450П — экспериментальный седельный тягач с полуприцепом УАЗ-752

Разработку полноприводного автомобиля грузоподъёмностью 800 кг на Ульяновском автомобильном заводе начали в 1954 году. Чтобы разместить на коротком шасси легкового внедорожника «ГАЗ-69» вместительный кузов решено было принять бескапотную схему. Таким образом, УАЗ-450 стал первым в мире массовым полноприводным автомобилем вагонной компоновки, а спроектированный на его базе автомобиль с грузовой платформой — первым отечественным грузовиком с кабиной над двигателем.

Разработкой автомобиля занимался ульяновский конструктор Иван Алексеевич Давыдов. В 1955 году было собрано пять прототипов для испытаний.

УАЗ 450В

1959 год. Прототип 11-местного микроавтобуса УАЗ-450В отличался дверями, открывающимися против хода и десятью окошками в крыше.

УАЗ 450А

УАЗ 450А — санитарный автомобиль на базе УАЗ 450, отличается двойным остекленением и установленным медицинским оборудованием. Первые прототипы санитарных машин УАЗ 450А поступили в вооруженные силы. Также этот санитарный автомобиль мог буксировать прицеп массой до 850 кг. УАЗ 450А был оборудован обдувом ветрового стекла, а также отопительным и вентиляционным устройствами. Кабина водителя была конструктивно отделена от помещения для больных металлической перегородкой с окном, оснащенным форточкой. В проеме задней двери кузова устанавливалась подножка, служившая для погрузки носилок с больными. Автомобиль мог вмещать девять человек сидя либо троих сидя и четверых на носилках. УАЗ 450А составил конкуренцию выпускавшемуся в то время ПАЗ 653 и в скором времени заменил его, так как был лучше по многим параметрам. А в 1966 году на смену УАЗ 450А пришел УАЗ 452Г с новым верхнеклапанным двигателем.

Теперь такая стоит в музее УАЗа:

УАЗ 450Д — бортовой грзовик, модификация УАЗ 450.

Опытные образцы УАЗ-450Д, испытывавшиеся в 1956-1957 гг., имели ветровое стекло с центральной перемычкой, двери с расположенными сзади петлями и 16-дюймовые шины. Серийные образцы получили цельное лобовое стекло, переднюю навеску дверных петель, шины размером 8,40-15″.

В 1958 году Ульяновский автомобильный завод начал выпускать грузовики УАЗ-450Д, грузоподъемностью 0,8 т и способные буксировать бестормозной прицеп общей массой 0,85 т. В конструкции УАЗ-450Д был применен 4-цилиндровый нижнеклапанный двигатель с вертикальным рядным расположением цилиндров, аналогичный по своей конструкции устанавливавшемуся на ГАЗ-69, но имевший увеличенный с 82 до 88 мм диаметр цилиндров.

Грузовик получил двухместную цельнометаллическую кабину, расположенную над двигателем, а также отопитель салона и устройство для обдува ветрового стекла теплым воздухом.

УАЗ-450П — экспериментальный седельный тягач.

С ним использовался полуприцеп УАЗ-752 грузоподъемностью 2,25 т.

Технические характеристики УАЗ450

В целях улучшения вентиляции кузова с IV квартала 1962 года все боковые окна имеют поворотные форточки. Задняя двухстворчатая дверь имеет окна в створках. Система отопление кузова и кабины не имеет привычной сегодня «печки»: нагретый воздух подаётся от радиатора охлаждения вентилятором двигателя в короб отопителя, а оттуда через выходные патрубки на ветровое стекло и кабину/кузов автомобиля. Для удобства обслуживания двигателя сиденья водителя и пассажира выполнены легкосъёмными, а крышка капота установлена на петлях и откидывается назад.

Габариты — 4360 Х1940 Х 2050 мм; база — 2300 мм;
внутренние габариты помещения для больных — 2733 Х 1818 Х 1315 мм;
высота пола над уровнем дороги — 675 мм;
дорожный просвет — 220 мм;
угол въезда с полной нагрузкой — 36 град, съезда — 33 град;
колея — 1436 мм;
наибольший подъём, преодолеваемый автомобилем на твёрдом грунте — 30 град;
наименьший габаритный радиус поворота 6,8 м;
глубина преодолеваемого брода — 0,7 м.
Грузоподъёмность — 550 кг;
число мест — 9 для шести сидячих больных, двух сопровождающих и водителя, или 6 мест для четырёх больных, лежащих на носилках, двух сопровождающих и водителя; число мест в кабине -2;
сухая масса — 1735 кг,
снаряжённая — 1950 кг,
полная — 2625 кг;
максимальная скорость — 90 км/час;
контрольный расход топлива — 14л/100 км;

Двигатель: УАЗ-450, карбюраторный, нижнеклапанный, рядный, 4-цилиндровый; рабочий объём — 2432 см/куб; мощность — 62 л.с. при 3800 об/мин.

Коробка передач — 3-ступенчатая с механическим приводом выключения сцепления; раздаточная коробка — 2-ступенчатая, с муфтой включения переднего моста; управление коробкой передач и раздаточной коробкой осуществляется через систему тяг с промежуточными рычагами. Крутящий момент от коробки передач к раздаточной коробке передаётся через промежуточный карданный вал. До IV квартала 1964 года на автомобиль устанавливали разъёмные ведущие мосты, позже — неразъёмные.

Рабочие тормоза — барабанные, с гидравлическим приводом; стояночный тормоз — барабанный, расположен на раздаточной коробке и приводится в действие рычагом при помощи гибкого троса. Подвеска — зависимая, рессорная с рычажно-поршневыми амортизаторами. До января 1964 года между листами рессор устанавливались фанерные прокладки. Шины — Я-192 размером 8,40-15. Ёмкость двух топливных баков — по 48 л. На автомобилях выпуска до июля 1960 года с «массой» соединялся положительный полюс аккумуляторной батареи.

В электрооборудовании УАЗ-450А применены: фара-прожектор, передний и задний фонари освещения санитарного знака, штепсельная розетка прицепа, 4 плафона освещения санитарного отсека, электрический стеклоочиститель.

Привод включения стартера — механический, от ножной педали. УАЗ-450А также широко применялся как санитарный транспорт в армии. После модернизации в 1966 году санитарный автомобиль высокой проходимости получил обозначение УАЗ-452А. На первых образцах также не было правой боковой двери салона и устанавливались шины размером 6,50-16.

И напоследок видео с УАЗ 450:

И ещё один тест-драйф:

Ретротест грузовика УАЗ‑450Д

Противники отечественных автомобилей часто упрекают выпускаемые модели в том, что их конструкция слишком архаичная. Например, бытует мнение, что нынешние малотоннажные грузовики семейства УАЗ-3303 мало чем отличаются от УАЗ-450, появившегося в 1958 году. А когда вы последний раз видели живой УАЗ-450? Знаете ли вы, чем он действительно отличался от сегодняшних «буханок» и «головастиков»?

В 1970‑х советские автомобили делились на парочки: старая «Волга» – новая «Волга», старый «Запорожец» – новый «Запорожец», старый «газик» – новый «газик», потом добавились старый «рафик» – новый «рафик», старая «Чайка» – новая «Чайка». Тогда же по дорогам бок о бок бегали старые и новые «уазики», хотя разница между ними была не такая существенная, как между прежними и нынешними моделями других марок. Просто у автомобилей, которые уже тогда звали «буханками» и «головастиками», было два варианта лицевой панели кузова – старая и новая. С приходом 1980‑х старые УАЗы с двумя овальными окнами облицовки, перекрытыми тремя горизонтальными перемычками, стали исчезать с городских улиц. Казалось, они пропали совсем. Но не спешите их хоронить! Когда собирание ретроавтомобилей вошло в моду, то тут, то там стали появляться забытые машины. Оказалось, их не так уж и мало сохранилось. И вот накануне 50‑летия ульяновских грузовиков мне удалось познакомиться с уцелевшими экземплярами УАЗ‑450.

«Головастик» УАЗ‑450Д 1963 года выпуска никогда не реставрировали, но сохранился он великолепно. Машина дожила до нового века в Эстонии, затем попала в Латвию, а года два назад своим ходом приехала в Москву, в автомобильный музей «Моторы Октября». Уверенно заводится двигатель, включаются все передачи, в рабочем состоянии электрооборудование и тормоза. При желании можно легально пройти техосмотр. Сотрудники музея предполагают, что «уазик» взят с армейской консервации. Но машину точно кто‑то использовал как обычное транспортное средство и дорабатывал для себя! Ни на какой консервации не установили бы магнитолу, причем старую, начала 1990‑х, не вывели бы на приборную панель несколько нештатных переключателей, не поставили бы на капот вещевой ящик, а главное – не оснастили бы машину вторым фаркопом под легковой прицеп, изготовленным очень аккуратно. Все‑таки в Прибалтике умеют беречь старые автомобили, как нигде в бывшем Советском Союзе! Европейский стиль обращения с олдтаймерами там прижился еще в 1970‑х.

Музей «Моторы Октября» несколько лет назад был основан Дмитрием Октябрьским. Будущую экспозицию готовит грамотная команда администраторов и реставраторов, отлично разбирающихся в советских автомобилях. В фондах «Моторов Октября» несколько десятков легковых автомобилей и мотоциклов. Есть грузовые автомобили и автобусы: ЗИС-5В, Урал-355М, ЗИС-150, МАЗ-200, ЗИЛ-157, ПАЗ-672, заводской КАвЗ-651 и версия Щёкинского ДОКа, три РАФ-977ДМ, пожарные машины: лестница ГАЗ-51, цистерны ГАЗ-63, ГАЗ-53 и ЗИЛ-164. Из экзотики недавнего прошлого – инкассаторский броневик Labbe. Помимо «головастика» УАЗ-450Д в музее есть грузовая «буханка» УАЗ-450. В свое время «ГП» писал об одном из экспонатов «Моторов Октября», микроавтобусе «Старт».

На первый взгляд кажется, что за 50 лет УАЗ в самом деле не изменился. Те же формы кабины, та же колесная база, та же деревянная платформа. Сзади УАЗ‑450Д не отличить от нынешнего УАЗ‑3303. Неужели за полвека вся модернизация ограничились рестайлингом облицовки? Ничего подобного! Даже беглый осмотр показывает, что современный УАЗ это совсем не тот автомобиль, который выпускали в Ульяновске в годы «оттепели».

Для начала откроем дверь кабины. Дверь совсем не та, что на УАЗе нынешнего выпуска. Снаружи опытный глаз замечает иную форму окна – более резко очерчены углы. А открыв дверь, понимаешь, в чем дело. На УАЗ‑450 нет стеклоподъемников, только поворотная форточка и неопускаемое стекло. То же мы видели у РАФ‑977ДМ «Латвия». Соответственно внутренняя панель и усилитель двери совсем не те, что у сегодняшних машин.

Интерьер кабины УАЗ‑450 разительно отличается от УАЗ‑452 и УАЗ‑3303. Даже подножка другая – есть вторая ступенька. Арка колеса УАЗ‑450 полукруглая, а у УАЗ‑452 – угловатая. Только аккумулятор там же, за сиденьем.

Нетождественна и панель приборов. «Торпедо» выполнено не в виде горизонтальной и вертикальной плоскостей, как сейчас, а имеет мягкую скругленную форму. Набор круглых приборов знакомый: большой спидометр и малые указатели уровня бензина, давления масла, температуры воды и амперметр. Но если четыре малых прибора на нынешнем УАЗе расположены у левого края панели, то на 450‑м они вместе со спидометром находились посередине, над крышкой капота на отдельном овальном щитке. Такое не самое удобное для водителя расположение шкал дожило до наших дней на UAZ Hunter, прямом наследнике УАЗ‑469.

Читайте также:  Бумажная модель кита

Но радикальные перемены произошли не только в дизайне. Рулевая колонка сильнее смещена к середине кабины, рулевое колесо стоит ниже, чем у нынешних УАЗов, и под большим углом наклона. Рулевой редуктор на УАЗ‑450 находится с внутренней стороны лонжерона рамы, а не с внешней, как у нынешней модели. Поэтому колонка уходит в пол кузова не между педалями сцепления и тормоза, а между газом и тормозом. Но педали расположены так, что колонка совсем не мешает водителю быстро переносить правую ногу с газа на тормоз и обратно.

Здесь уместно заметить, что рулевой привод с двумя поперечными тягами на УАЗ‑450 такой же, как на ГАЗ‑69 и УАЗ‑469. На современных бескапотных УАЗах конструкция привода иная – редуктор находится с внешней стороны лонжерона рамы, и от него к большой поперечной тяге идет короткая продольная.

У старого УАЗа оригинальные подвесные педали сцепления и тормоза, резиновые накладки у них от педалей «Победы». Педаль газа, похожая на ложку, взята от 401‑го «Москвича».

Непривычно расположен рычаг переключения передач – не на полу и не совсем на руле, а вертикально рядом с рулевой колонкой. Но оперировать тремя передачами достаточно удобно – рычаг находится под рукой и работает информативно. Принцип работы рычага: задняя – первая слева и вторая – третья справа напоминает алгоритм работы рычага на руле ГАЗ‑21 и на полу ГАЗ‑69.

А вот рычаги включения переднего моста и управления раздаточной коробкой оказались в непривычном месте – у самой задней стенки кабины.

Среди сохранившихся в Москве УАЗ‑450 есть санитарная «буханка» самого раннего выпуска, принадлежащая собирателю ретроавтомобилей Олегу Воробьеву. Двери у этой машины навешены на задние петли. Уже к 1960 году у всех УАЗ‑450 двери навесили на нормальные передние петли. Второй правой двери салона на «буханке» не было до момента замены УАЗ‑450 на УАЗ‑452. Откидная крышка на левой стороне кузова прикрывала запасное колесо, которое находилось под левым бортом, а не в заднем свесе, как это сделано сейчас.

На УАЗ‑450 была оригинальная система вентиляции кабины. Над ветровым стеклом под козырьком крыши находится небольшая решетка забора воздуха в вентиляционный короб, установленный посередине потолка кабины. В коробе сделаны отверстия и заслонки, распределяющие воздух или при необходимости перекрывающие ему дорогу. На санитарной «буханке» УАЗ‑450А короб тянулся по всей длине крыши в салон.

Кожух капота УАЗ‑450 совсем не похож на современный. Вместо небольшой объемной крышки – огромный угловатый «сундук», занимающий место от панели приборов до задней стенки. Кажется, что он должен стеснять водителя и пассажира. Простора в кабине, особенно справа, в самом деле поменьше, но не катастрофически.

Кстати, с уменьшением размеров капота отчасти был связан рестайлинг передней панели. У старой модификации решетка с облицовкой была установлена слишком высоко, и вентиляционный короб, через который идет воздух для охлаждения радиатора, такой большой. С внедрением на УАЗ‑452 расположенной низко облицовки появилась возможность сделать этот короб низким, компактным, не занимающим лишнего места.

Почти плоская крышка капота откидывается назад и в открытом положении удерживается защелкой, расположенной на потолке. Открыв капот, оцениваю главное отличие УАЗ‑450 от УАЗ‑452 и его потомков – нижнеклапанный двигатель. В его основе лежал мотор «Победы», но рабочий объем был увеличен с 2111 до 2435 см 3 за счет увеличенного с 82 до 88 мм диаметра цилиндра.

Двигатель заметно меньше по размеру, чем верхнеклапанный мотор «Волги». К тому же он несколько смещен вперед по сравнению с нынешним УАЗом. Поэтому на УАЗ‑450 он целиком помещается в кабине. В задней стенке у «головастика» и в перегородке «буханки» во времена «450‑х» не было такого выступа, какой появился на УАЗ‑452. Поэтому при ремонте двигателя на старых УАЗах не было проблем со снятием головки цилиндров.

Агрегаты трансмиссии старого УАЗа существенно отличаются от узлов сегодняшней модели. Трехступенчатая коробка, которую на УАЗ‑450Д легко рассмотреть в проеме между кабиной и платформой, не просто меньше, чем четырехступенчатая УАЗ‑452. Она установлена отдельно от раздаточной и соединена с ней коротким и мощным промежуточным карданным валом. Так же было сделано на ГАЗ‑69 и полноприводной «Победе» ГАЗ‑72. Соответственно карданный вал привода переднего моста длиннее, чем у сегодняшней модели. Что бы ни говорили конструкторы о преимуществах коробки, совмещенной с раздаткой, а при ремонте снимать два небольших отдельных узла, без сомнения, легче, чем громоздкий и тяжелый блок из двух коробок. Тем более что у «головастика» УАЗ‑450Д к креплению «раздатки» легко подобраться с гаечным ключом.

Под кузовом старого УАЗа можно найти и другие отличия от современного. Например, рычажные амортизаторы. Слева, в отличие от УАЗ‑3303, нет бензобака. Он расположен в заднем свесе, а к левому борту выведена длинная труба с заправочной горловиной. В отличие от современного УАЗа, на «450‑м» были не 15‑дюймовые, а 16‑дюймовые колеса от ГАЗ‑69. Правда, новые колеса без проблем встанут на место старых, и наоборот.

Разница между старыми и новыми УАЗами понятна. УАЗ‑450 был построен на готовых узлах ГАЗ‑69, приспособленных к автомобилю вагонной компоновки. Конструкторы завода не побоялись отказаться от унификации и создали новое шасси УАЗ‑452 с оригинальными агрегатами, специально спроектированными для внедорожного грузовичка с учетом всех его конструктивных и эксплуатационных особенностей. Кроме того, они грамотно доработали кузовное «железо». Удивляться нечему: в то время на УАЗе руководил опытный конструктор Пётр Музюкин, прошедший на ГАЗе школу Андрея Липгарта, перед войной возглавлявший работу над первыми полноприводными грузовиками ГАЗ‑62, ГАЗ‑63, ГАЗ‑33 и ГАЗ‑34, а потом создавший серийный ГАЗ‑63. Музюкину и его коллегам повезло – они создали «автомобиль на века», менеджеры компании Sollers, которой теперь принадлежит УАЗ, признают, что на «буханки» и «головастики» сохраняется огромный спрос, и поэтому снимать их с производства нецелесообразно.

УАЗ – 450. Самая первая «Буханка»

В 1954 году на Ульяновском автозаводе приступили к разработке первого своего автомобиля. Почему своего? Потому что до этого в Ульяновске выпускались машины ГАЗовской разработки.

Конечно, полностью отказаться от ГАЗовских решений не смогли, фактически базой для «буханки» стал всё тот же ГАЗ-69, знакомый заводчанам до последнего болтика. Немного видоизмененная рама, объем нижнеклапанного двигателя был увеличен, коробка передач трёхскоростная и двухступенчатая раздатка.

Кстати, машины первых выпусков имели стартер, который запускался нажатием ногой на его механическую кнопку, заменявшую втягивающий соленоид, но вскоре появился привычный стартер, с соленоидом.

Всё просто и привычно, а вот кузов уже был уникальным.

Работу над кузовом ульяновцы вели совместно с НАМИ. Из-за габаритных ограничений принятой за основу базы конструкторы решили строить новую машину с двигателем, расположенным под кабиной. Первоначально эскиз нового кузова, работы Владимира Арямова, дизайнера из НАМИ выглядел вот так:

Стремительные, как бы ускоряющие и в то же время плавные формы сочетали в себе амбициозность задумки и модный во времена освоения космоса аэрокосмический дизайн. 1955 год запечатлен на рисунке, на номерной табличке. Видно, что по задумке дизайнеров машина должна была блистать обилием хрома.

Но уже первые опытные образцы «буханки» образца 1956 года выглядели куда более утилитарно. От задуманного обилия хрома не осталось и следа.

Обратите внимание, навеска дверей на всех прототипах передняя, а вот первая партия в несколько тысяч машин выпускалась с обратным открыванием передних дверей, что в немалой степени облегчало посадку водителя и пассажира в салон, но такие двери считались опасными, из-за ненадёжных замков могли открываться на ходу.

В 1957 году опытные «буханки» уже полным ходом проходили испытания в различных дорожных условиях и климатических зонах. Особое внимание уделялось бездорожью.

География испытаний была обширна – пески Каракум, Казахстан, Памир, север России – Якутия. Ну, помимо стандартных испытаний в средней полосе.

Кузовные детали ходовых образцов производились фактически вручную, их выстукивали на деревянных и металлических формах, но для массового производства такая технология не подходила, машина готовилась идти в массы, а деньги от её продажи, в том числе и за рубежом – в кассы.

УАЗ-450 присутствует в одном из культовых кинофильмов советской эпохи – «Королева бензоколонки». Премьера фильма была в 1963 году, «Буханка» на ней уже имеет переднюю навеску дверей, сплошное ветровое стекло и опускаемые, а не сдвижные стёкла боковых дверей.

Щиток приборов располагался посередине.

Производство началось в 1958 году. Вскоре машина стала сходить с конвейера в четырёх модификациях, это УАЗ-450 – базовый цельнометаллический фургон, УАЗ-450А – санитарный микроавтобус, УАЗ-450В- просто микроавтобус и УАЗ-450Д – грузовичок с бортовой платформой и двухместной кабиной, прозванный в шоферской среде «головастиком» .

В какой-то мере именно УАЗ-450Д, а не «Колхиду» можно назвать первым советским грузовиком бескапотной компоновки, только вот, полноценным грузовиком его назвать сложно, ведь грузоподъемность была всего 800 кг.

Были еще несколько экспериментальных модификаций, среди которых даже седельный тягач, но они в серию не пошли.

У первых серий фургона и микроавтобуса боковой двери не было, были только распашные задние.

В 1959 году разрабатывают улучшенный вариант микроавтобуса с панорамным остеклением салона, заходящим на крышу -УАЗ-450В. На первых образцах дверь еще открывалась против хода, а затем уже – обычная дверь и немного изменилось остекление. Боковая дверь уже имелась.

УАЗ-450 считается самым первым в мире полноприводным фургоном и микроавтобусом вагонной компоновки. Выпускался он с 1958 по 1966 год, всего было произведено около 55 тыс. этих автомобилей в различных модификациях.

До наших дней сохранилось очень мало этих машин, хотя в начале 90-х они еще встречались на задворках автобаз, а вот «буханок» самых первых выпусков, сохранилось и вовсе 3 штуки. Две из них не в лучшем виде, но для такой машины самое главное в том, что она вообще сохранилась, ведь утилитарный «уазик», исчерпавший весь запас прочности неоднократными ремонтами зачастую списывался в металлолом еще в 80-х.

Ссылка на основную публикацию