Бумажная модель автомобиля Заз 1103 Славута

ЗАЗ 1103 Славута уменьшенная в 43 раза – (автозавод на письменном столе. Часть 4)

В этой теме напишу более подробно как делалась модель автомобиля ЗАЗ 1103 “Славута”

Для тех, кто не знает, она выглядит примерно так:

Это такой себе дешевый народный автомобиль в Украине (после снятия с производства Таврии — самый дешевый), который многим дал возможность почувствовать себя автомобилистом за небольшие деньги. Конечно, Славута имела все недостатки Таврии, да еще и своих добавилось, но из позитивных моментов там были задние двери, довольно большой багажник и чуть более свежий, чем у Таврии дизайн.

На первом этапе разработки очень важно собрать максимум информации по автомобилю. К счастью Славута не редкий гость на дорогах, поэтому я лично бегал с камерой и снимал с разных ракурсов, здесь всего несколько фото, а сделано их было больше трех сотен…

Чуть другой ракурс.

Также очень важно учесть все нюансы и самые мелкие детали.

Не смотря на размер, они очень важны и формируют образ автомобиля.

Даже такие мелочи как фаска на заднем фонаре надо учитывать.

В процессе поисков информации, были найдены чертежи, но они на столько кривые, что толку с них мало.

Мы больше пользуемся фотографиями, но с поправкой на искажения, которые возникают по краям при фотографировании.

Как основа для модели была взята Таврия из серии “Автолегенды СССР”, от нее отпилили все лишнее и приклеили то, чего не хватало.

Такой себе хардтоп на базе Славуты.)

Пробная разметка швов и фонарей.

Далее, используя фотографии, воображение и фотошоп рисуем на фото линии для мастера, по которым он сможет сделать правильную форму модели.

Примерная разметка фонарей и номерного знака.

Переделали капот и сделали новую панель между фарами.

Бампер наростили из модельного пластика.

Далее, все шлифуем и грунтуем, еще без расшивки.
После этого видно что не так, где-то срезаем, где-то наращиваем.

Расшивку нанесем позже.

Выводим все плоскости кузова “по черновому”. После этого мастер-модель заливаем силиконом, с нее снимаем форму и делаем отливку, на которой уже будет выводиться окончательная форма и расшивка.

Все эти действия надо делать для того, чтобы обрабатываемая поверхность была однородна, что очень важно при тонкой обработке и расшивке.

Далее, по той же технологии, используя фотографии и воображение рисуем красные линии расшивки, мастер рисует расшивку карандашом и по ней делает прорези.

После того, как размечены швы и положение ручек, их вырезаем специальным инструментом, напоминающим скальпель.

Далее, один из самых сложных этапов производства, нужно сделать мастер-модель стекла подогнать его к проему и сделать отливки задних стекол с прозрачного пластика. Задача усложняется тем, что поверхности стекла должны быть абсолютно ровными и гладкими, а попадание внутрь пузырьков или пылинок приводит к отбраковыванию детали.

Мастер-модель стекла в проеме, примерка.

Также на этом этапе делаем все мелкие детали кузова.

На этом фото примеряем указатель поворота на крыле. Размер его виден по фото.

В качестве мастер-модели днища использовали днище от Таврии (Автолегенды СССР) с некоторыми доработками.

Выхлопная труба. Ее мастер-модель сделана из медной проволоки соответствующего диаметра.

Перед литьем все детали примеряем к кузову.
На этом этапе очень важно учитывать толщину слоя краски.

Параллельно с разработкой мастер-модели делается набор фототравления для каждой модели. Изображение нарисованное в векторном формате переносится на тонкие латунные пластины и вытравливается химическим способом. Решетки, молдинги, значки, шильдики и даже дверные замки диаметром менее 0,5 мм делаются этим методом. Сам процесс происходит не в мастерской, а на одном из бывших военных заводов.

Для покраски моделей используем ту же краску, что и для настоящих автомобилей. Для Славуты она выбиралась в магазине по кодам красок из рекламного буклета.

Далее отливаем весь тираж кузовов и мелких деталей.

Покраску делаем в специальной покасочной камере. Она имеет ту же конструкцию, что и покрасочные камеры для больших автомобилей, только уменьшена в размерах до 2х2 м. После покраски кузова проходят сушку и полировку.

Первые пять кузовов окрашены и подготовлены к сборке.

Сборка моделей происходит “конвейерным” способом и состоит из нескольких этапов:
1. Покраска кузова изнутри, вклеивание окон изнутри, установка внутренних панелей дверей.
2. Покраска и сборка салона.
3. Сборка днища с салоном вместе с кузовом.
4. Нанесение на кузов декалей, фототравленных и мелких деталей (внешние зекрала, фонари, фары и т.д.)
5. Финальная полировка и упаковка.

После сборки модели выглядят примерно так:

Задние фонари, передние и боковые указатели поворотов отлиты из прозрачного пластика а затем определенные секции окрашены в красный и оранжевый цвет.

Лобовое и заднее стекла отлиты из прозрачного пластика, а боковые вырезаны из тонкой прозрачной пленки.

Полоски на крышах, имитирующие пластиковые накладки, сделаны декалями.

Модель была выпущена в апреле 2013 года, в каждом из пяти цветов сделано по 10 экземпляров.

В каждой модели нашей мастерской внутри лежит какой-то маленький сюрприз для покупателя. Мы намеренно не сообщаем что это будет до момента получения модели, но это обязательно что-то, что ассоциируется с этим автомобилем.

Например в Славуте на переднем сидении лежит барсетка и газета “Комсомольская Правда”, а в универсале на базе Таврии (ЗАЗ 1105 Дана) на заднем сидении лежит коробка с дрелью. Видимо хозяин занимается ремонтом. 🙂

Для сравнения хочу показать Славуту другой мастерской, без указания авторства.

Проект ЗАЗ 1103 Славута 1.2S завершен, все модели проданы, но спрос превысил все наши ожидания и была выпущена новая вариация Славуты, ЗАЗ 1103 Славута 1.3L Спорт.

Если первая славута была самой дешевой версией этого автомобиля (с двигателем 1.2, колпаками от Таврии, без подголовников на задних сидениях, с зеркалами в цвет кузова и т.д.),
то это самая “дорогая” версия Славуты. На ней зеркала в цвет кузова, торпедо и колпаки оригинальные, так называемые “Люкс”, подголовники спереди и сзади, тахометр на панели приборов и спойлер на пятой двери.

Колпаки и торпедо делали путем 3D-моделирования и резировки на ЧПУ.

Славуты с 1,3 литровым двигателем, спойлером и гордой неофициальной приставкой к названию “Спорт” выглядят несколько комично, но такими уж они были. 🙂

На этом, пожалуй, и закончим. Спасибо всем за внимание.)

Что бы ты спросил

Молодцы парни! Я б так не смог даже покрасить

Тс супер,даже на заднем бампере контур под фаркон сделал. честно не нашёл до чего прицепиться
1,3L л- это люкс,у них торпеда нового образца но не имели тахометр, 1,3Li (люкс,инжектор) с Тахо ( даже на зеркала и антенну Тс обратил внимание)
про Славута спорт,никогда не слышал чтоб так называли

сравнивать Таврии до корейцев( инженеры Дэу) которые внесли больше 140 изменений в авто,и покупку ЗАЗом немецкой( не уверен) покрасочной линии,абсурдно,с двухтысячных годов Таврии стали на порядок лучше

Зы владел три года 1,3L в зелёным металлике ( как у Тс 1,2s,с Киевс..области.) ну после Ваз 2107,Славута выигрывала во всем
вообще авто хорошее тем что когда поюзал,оказалось намного лучше Чем я предполагал
жаль что перестали выпускать, обновить ( немного) дизайн и интерьер, и за 3-4 бакинских с радостью купил бы

Нигде не встречал моделей Lanos-Sens-Chance. Есть в планах?

PiBlack,
машина – для людей с небольим доходом,
модели – для коллекционеров.

Milker,
не у всех 1.3Li был спойлер и тахометр. А вот 1.3 с этими деталями неофициально называли Спорт. Хотя, например, спойлер можно было купить отдельно и поставить на любую комплектацию, а тахометр в любую комплектацию с люксовым торпедо.

Я не владел и не планирую покупать такую машину никогда, но вот в коллекцию себе, на полку поставил.)

Цена модели в 2013 году была 560 грн ($70).

SparkLord,
раньше был в планах, теперь – нет. Все из-за роста курса доллара.

Victuar,
это интернет-магазин, они вольны сами ставить цену, какую захотят.

Цитата (ukrlegend @ 26.12.2015 – 22:43)
PiBlack,
машина – для людей с небольим доходом,
модели – для коллекционеров.

Milker,
не у всех 1.3Li был спойлер и тахометр. А вот 1.3 с этими деталями неофициально называли Спорт. Хотя, например, спойлер можно было купить отдельно и поставить на любую комплектацию, а тахометр в любую комплектацию с люксовым торпедо.

Я не владел и не планирую покупать такую машину никогда, но вот в коллекцию себе, на полку поставил.)

Цена модели в 2013 году была 560 грн ($70).

SparkLord,
раньше был в планах, теперь – нет. Все из-за роста курса доллара.

ЗАЗ 1103 Славута в масштабе 1:43.

В этом посте вы узнаете о том как делают модели в масштабе 1:43 на примере ЗАЗ 1103 Славута. Для тех, кто не знает, она выглядит примерно так:

Это дешевый народный автомобиль в Украине (после снятия с производства Таврии — самый дешевый), который многим дал возможность почувствовать себя автомобилистом за небольшие деньги. Выпускался с 199 по 2011 год с двигателями объемом 1,2 и 1.3 литра. Конечно, Славута имела все недостатки Таврии, да еще и своих добавилось, но из позитивных моментов там были задние двери, довольно большой багажник и чуть более свежий, чем у Таврии дизайн. Всего было произведено около 142 тысяч штук и многие из них до сих пор ездят, не смотря на невысокое качество сборки и устарелость конструкции в общем.

На первом этапе разработки очень важно собрать максимум информации по автомобилю. К счастью Славута не редкий гость на дорогах, поэтому я лично бегал с камерой и снимал с разных ракурсов, здесь всего три фото, а сделано их было больше трех сотен…

Также очень важно учесть все нюансы и самые мелкие детали. Не смотря на размер, они очень важны и формируют образ автомобиля.

Даже такие мелочи как фаска на заднем фонаре были учтены.

В процессе поисков информации, были найдены чертежи, но они на столько кривые, что толку с них мало.

Чаще используются фотографии, но с поправкой на искажения, которые возникают по краям при фотографировании.

Как основа для модели была взята Таврия из серии «Автолегенды СССР», от нее отпилили все лишнее и приклеили то, чего не хватало.

Пробная разметка швов и фонарей.
Далее, используя фотографии и компьютерные программы, рисуем на фото линии для мастера, по которым он сможет сделать правильную форму модели.

Спереди тоже наращены нужные плоскости.

Далее, все шлифуется и грунтуется, еще без расшивки.
После этого видно что не так, где надо срезать еще, а где нарастить.

Далее, по той же технологии, используя фотографии и воображение рисуем красные линии расшивки, мастер рисует расшивку карандашом и по ней делает расшивку дверей, багажника и прочего.

После того, как размечены швы и положение ручек, они вырезаются специальным инструментом, напоминающими скальпель.

Далее, один из самых сложных этапов производства, нужно сделать мастер-модель стекла подогнать его к проему и сделать отливки задних стекол с прозрачного пластика. Задача усложняется тем, что поверхности стекла должны быть абсолютно ровными и гладкими, а попадание внутрь пузырьков или пылинок приводит к отбраковыванию детали.

Также на этом этапе изготавливаются все мелкие детали кузова. Указатель поворота на крыле, выхлопная труба, фары, фонари, панели дверей и прочее.

Параллельно с разработкой мастер-модели делается набор фототравления для каждой модели. Изображение нарисованное в векторном формате переносится на тонкие латунные пластины и вытравливается химическим способом. Решетки, молдинги, значки, шильдики и даже дверные замки диаметром менее 0,5 мм делаются этим методом. Сам процесс происходит не в мастерской, а на одном из бывших военных заводов.

Для покраски моделей используется та же краска, что и для настоящих автомобилей. Для Славуты она выбиралась в магазине по кодам красок из рекламного буклета ЗАЗ 1103.

Отлитые кузова для всего тиража. После обработки модели проходят покраску и передаются на сборку.

Сборка моделей происходит конвейерным способом, если это так можно назвать, и состоит из нескольких этапов:
1. Покраска кузова изнутри (крыша, стойки).
2. Установка внутренних панелей дверей
3. Вклеивание окон.
4. Покраска и сборка салона на днище.
5. Соединение днища и салона вместе с кузовом.
6. Нанесение на кузов декалей, фототравленных и мелких деталей (внешние зекрала, фонари, фары и т.д.)
7. Финальная полировка и упаковка.

После сборки модели выглядят так:

Для сравнения, эта Славута сделана другой мастерской, которая производит модели уже лет двадцать…

Проект ЗАЗ 1103 Славута 1.2S был на столько успешен, что менее чем через год был сделан еще один проект, самая дорогая комплектация Славуты, ЗАЗ 1103 Славута 1.3L Спорт. От первой версии (самой дешевой) она отличалась инжекторным двигателем 1,3л, улучшенной приборной панелью в салоне, зеркалами в цвет кузова, новыми колпаками колес и спойлером на багажнике.

Все модели этих проектов уже проданы. Но вы можете приобрести другие модели мастерской TMTmodels, для перехода в наш магазин нажмите на ЭТУ ССЫЛКУ.

Бумажная модель автомобиля Заз 1103 Славута

Нажимая кнопку «Скачать», вы даете согласие на обработку своих персональных данных, а также соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением.

ЗАЗ-1103 Славута — легковой переднеприводный автомобиль, который производился с 1999 по 2011 год.

У нас можно скачать бумажную модель автомобиля ЗАЗ-1103 Славута бесплатно, без регистрации и смс.

Бумага — главный материал, на нее наносятся все детали модели.

Ножницы понадобятся, чтобы вырезать из бумаги все детали модели.

Клей понадобится для склейки всех деталей модели!

Линейка пригодится для ровного сгибания деталей модели.

Пинцет пригодится для работы с мелкими деталями.

Нож для бумаги поможет вырезать самые мелкие детали.

Могут понадобится дополнительные материалы.

Архиватор понадобится для распаковки файла, содержащего модель.

PDF Reader может понадобится, чтобы открыть файлы модели.

PDO Viewer может понадобится, чтобы открыть 3D файлы модели.

В результате сотрудничества с южнокорейской компанией Дэу Моторс на АвтоЗАЗ-е с целью повышения комфорта и качества выпускаемых автомобилей, с 1998 года начали искать достойную замену ЗАЗ-1102 «Таврии». Вспомнили и про 5-ти дверную модель «Дана» ЗАЗ-1105, спроектированную еще в 1995-ом году, однако из-за многочисленных технических изъянов и непопулярного кузова «универсал» была неактуальна. После небольших доработок этого автомобиля получилась ЗАЗ-1103 «Славута». Официально началом его производства считается 17 марта 1999 года.

Конструктивные особенности

ЗАЗ-1103 имеет пять дверей и закрытый цельнометаллический кузов несущего типа. Задние двери багажника «Славуты» совмещены с задним стеклом. Пластиковые задний и передний бамперы окрашены под цвет кузова.

«Славута» ЗАЗ-1103 выпускалась в комплекте с несколькими видами двигателей:
  • МЕМЗ-245 – карбюраторный 8-ми клапанный двигатель, рабочий объем камер 1.1 л, мощность 51 л.сил;
  • МЕМЗ-2457 – аналогичный восьмиклапанный карбюраторный двигатель, но с увеличенными до 1.2 л объемом камер и мощностью агрегата 58 л.с.;
  • МЕМЗ-2477 – двигатель с инжекторной подачей топлива, камерами 1.1 л и имеющий мощность 62,4 л.с., оснащенный блоком электронного управления ЭБУ;
  • МЕМЗ-3011 – карбюраторный восьмиклапанный двигатель, с объемом камер 1,3 литра и развивающий 63 л.с. мощности;
  • МЕМЗ-3071 восьмиклапанный инжекторный двигатель с ЭБУ, мощностью агрегата 66 л.с. с рабочим объемом камер 1.3 л;

Характеристики ЗАЗ-1103 «Славута»

  • Размеры ЗАЗ-1103 «Славуты» (дл., шир., выс.), мм: 3980х1578х1425;
  • до скорости 100 км за час ЗАЗ-1103 разгоняется за 17 сек.
  • Базовое расстояние между колесами ЗАЗ-1103, мм – 2320;
  • Количество мест в салоне – 5;
  • Снаряженная базовая масса ЗАЗ-1103 – от 790 до 850 кг.;
  • Максимальная развиваемая скорость до 154 км/час.;
  • Вместимость бака для топлива «Славуты» – 38 л.;
  • Объём багажника ЗАЗ-1103 может изменяться переводом задних сидений в грузовое положение и составляет от 300 до 740 литров.

Варианты модификаций «Славута» ЗАЗ-1103:

  • ЗАЗ-1103 – базовая «Люкс» укомплектована карбюраторным агрегатом, мощностью 1,1 л;
  • ЗАЗ-1103-40 – модель аналогична базовой «Славуты» «Люкс», но с улучшенной системой распределительного впрыска горючего компании «Сименс»;
  • ЗАЗ-110307 – вариант «Полулюкс» с карбюраторным мотором мощн. 1,2 л.;
  • ЗАЗ-11030710 – модель «Стандарт» с силовым карбюраторным агрегатом 1,2 л.;
  • ЗАЗ-11030701, 11030702 – модификация «Славуты» «Люкс» с двигателем карбюраторной системы 1,2 л.;
  • ЗАЗ-1103078 — модель «Люкс» с установленным карбюраторным агрегатом мощн. 1,3 л.;
  • ЗАЗ-11030842 — вариант «Стандарт» с инжекторным двигателем мощн. 1,2 л
  • ЗАЗ-11030840 — авто «Люкс» с установленным инжекторным мотором мощностью 1,3 л.;

«Ладога» и «Славута-Нова»

Украинский Автопром, в последние года, чтобы оставаться на плаву, пытался хвататься за любые «соломинки» и разрабатывал все новые модели авто. Не лишне вспомнить созданную на базе «Славуты» еще в начале века ЗАЗ «Ладога». А совсем недавно совместно с китайцами была разработана «Славута Нова». Справедливости ради, следует отметить, что от ЗАЗ-1103 новая «Славута» унаследовала только название, и дальше презентации этого симпатичного автомобиля, похожего на Cherry, дело не пошло.

В этом посте вы узнаете о том как делают модели в масштабе 1:43 на примере ЗАЗ 1103 Славута. Для тех, кто не знает, она выглядит примерно так:

Это дешевый народный автомобиль в Украине (после снятия с производства Таврии — самый дешевый), который многим дал возможность почувствовать себя автомобилистом за небольшие деньги. Выпускался с 199 по 2011 год с двигателями объемом 1,2 и 1.3 литра. Конечно, Славута имела все недостатки Таврии, да еще и своих добавилось, но из позитивных моментов там были задние двери, довольно большой багажник и чуть более свежий, чем у Таврии дизайн. Всего было произведено около 142 тысяч штук и многие из них до сих пор ездят, не смотря на невысокое качество сборки и устарелость конструкции в общем.

На первом этапе разработки очень важно собрать максимум информации по автомобилю. К счастью Славута не редкий гость на дорогах, поэтому я лично бегал с камерой и снимал с разных ракурсов, здесь всего три фото, а сделано их было больше трех сотен…

Также очень важно учесть все нюансы и самые мелкие детали. Не смотря на размер, они очень важны и формируют образ автомобиля.

Даже такие мелочи как фаска на заднем фонаре были учтены.

В процессе поисков информации, были найдены чертежи, но они на столько кривые, что толку с них мало.

Чаще используются фотографии, но с поправкой на искажения, которые возникают по краям при фотографировании.

Как основа для модели была взята Таврия из серии «Автолегенды СССР», от нее отпилили все лишнее и приклеили то, чего не хватало.

Пробная разметка швов и фонарей.
Далее, используя фотографии и компьютерные программы, рисуем на фото линии для мастера, по которым он сможет сделать правильную форму модели.

Спереди тоже наращены нужные плоскости.

Далее, все шлифуется и грунтуется, еще без расшивки.
После этого видно что не так, где надо срезать еще, а где нарастить.

Далее, по той же технологии, используя фотографии и воображение рисуем красные линии расшивки, мастер рисует расшивку карандашом и по ней делает расшивку дверей, багажника и прочего.

После того, как размечены швы и положение ручек, они вырезаются специальным инструментом, напоминающими скальпель.

Далее, один из самых сложных этапов производства, нужно сделать мастер-модель стекла подогнать его к проему и сделать отливки задних стекол с прозрачного пластика. Задача усложняется тем, что поверхности стекла должны быть абсолютно ровными и гладкими, а попадание внутрь пузырьков или пылинок приводит к отбраковыванию детали.

Также на этом этапе изготавливаются все мелкие детали кузова. Указатель поворота на крыле, выхлопная труба, фары, фонари, панели дверей и прочее.

Параллельно с разработкой мастер-модели делается набор фототравления для каждой модели. Изображение нарисованное в векторном формате переносится на тонкие латунные пластины и вытравливается химическим способом. Решетки, молдинги, значки, шильдики и даже дверные замки диаметром менее 0,5 мм делаются этим методом. Сам процесс происходит не в мастерской, а на одном из бывших военных заводов.

Для покраски моделей используется та же краска, что и для настоящих автомобилей. Для Славуты она выбиралась в магазине по кодам красок из рекламного буклета ЗАЗ 1103.

Отлитые кузова для всего тиража. После обработки модели проходят покраску и передаются на сборку.

Сборка моделей происходит конвейерным способом, если это так можно назвать, и состоит из нескольких этапов:
1. Покраска кузова изнутри (крыша, стойки).
2. Установка внутренних панелей дверей
3. Вклеивание окон.
4. Покраска и сборка салона на днище.
5. Соединение днища и салона вместе с кузовом.
6. Нанесение на кузов декалей, фототравленных и мелких деталей (внешние зекрала, фонари, фары и т.д.)
7. Финальная полировка и упаковка.

После сборки модели выглядят так:

Для сравнения, эта Славута сделана другой мастерской, которая производит модели уже лет двадцать…

Проект ЗАЗ 1103 Славута 1.2S был на столько успешен, что менее чем через год был сделан еще один проект, самая дорогая комплектация Славуты, ЗАЗ 1103 Славута 1.3L Спорт. От первой версии (самой дешевой) она отличалась инжекторным двигателем 1,3л, улучшенной приборной панелью в салоне, зеркалами в цвет кузова, новыми колпаками колес и спойлером на багажнике.

Все модели этих проектов уже проданы. Но вы можете приобрести другие модели мастерской TMTmodels, для перехода в наш магазин нажмите на ЭТУ ССЫЛКУ.

Правильный подбор запчасти для ZAZ Slavuta I 1103 хэтчбек, зависит от правильного выбора марки модели и модификации автомобиля. Выполните идентификацию транспортного средства, используя параметры из свидетельства о регистрации:

  • Объем двигателя (например — 1,8 л.);
  • Мощность двигателя (например — 136 л. с.);
  • Тип двигателя (например — бензиновый);
  • Модель и код двигателя — данный параметр можно найти в птс, используется редко и, как правило, для идентификации авто без vin кода;
  • Важный параметр – Год выпуска (делит автомобили на первый и последний выпуск, а так же определяет дорестайлинг и рестайлинг);
  • Привод (передний, полный или задний).

Выберете модификацию т/с для поиска запчасти

Двигатель: объем — 1.1 л., мощность — 52 л.с., тип — бензиновый, модель — MZ2471. Привод: передний. Год выпуска: 1995-2001

Двигатель: объем — 1.2 л., мощность — 58 л.с., тип — бензиновый, модель — VAZ217. Привод: передний. Год выпуска: 2001

Двигатель: объем — 1.3 л., мощность — 60 л.с., тип — бензиновый, модель — MENZ310. Привод: передний. Год выпуска: 2001

ЗАЗ: ОТ «ТАВРИИ» ДО «СЛАВУТЫ»

Знаете ли вы, что первым отечественным автомобилем, ставшим героем тысяч анекдотов, стала легендарная микролитражка, созданная на Запорожском автозаводе? Если наскоро «перелистать» увесистый том полного собрания произведений изустного творчества советского народа, то одна из его наиболее значительных глав наверняка будет озаглавлена — «Анекдоты о «Запорожце» И в этом — признак небывалой популярности этой машины у советского человека, которая со временем перешла от «горбатого» ЗАЗ-965 и «ушастого» ЗАЗ-966 переднеприводным автомобилям, первым из которых стал ЗАЗ-1102 «Таврия».

Проектирование на ЗАЗе автомобиля с передним приводом началось еще в 1970 году Десятки вариантов перебрали конструкторы, прежде чем решили остановиться на единственной компоновке машины — с трехдверным кузовом типа хэтчбек и с поперечно расположенным четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Следует заметить, что точно такая же компоновка стала основной и при проектировании переднеприводной «восьмерки» на Волжском автозаводе.

Машина оказалась достаточно интересной Трехдверный кузов получился вполне прочным, жестким и достаточно легким, багажник — вместительным (250 л), а если сложить вперед заднее сиденье, то объем его увеличивался до 700 л, что даже больше, чем у ВАЗ-2108!

Под капотом автомобиля помимо двигателя с обслуживающими его агрегатами конструкторы разместили также и запасное колесо От этого багажник стал более вместительным, однако, по нынешним меркам, такое расположение «запаски» несколько снижает уровень пассивной безопасности автомобиля, который у «Таврии» и так не слишком велик.

ЗA3-1103 «Славутa»

Предок современных «таврий» и «славут» — ЗАЗ-965A по кличке «горбатый»—самый дешевый и самый популярный советский автомобиль

В отличие от всех «запорожцев», которые имели четырехцилиндровые V-образные моторы воздушного охлаждения, «Таврию» оснастили двигателем МеМЗ-245 — рядной «четверкой» жидкостного охлаждения с верхним расположением распределительного вала, ее рабочий объем составил 1,091 л, а мощность — 48 л с Двигатель расположен в моторном отсеке, в передней части кузова, поперечно, с наклоном назад в 10 градусов Конструктивно мотор увязан в компактный силовой агрегат, в который еще входят механизм сцепления, коробка передач и главная передача Приводы распредвала и насоса системы охлаждения производятся плоскозубчатым ремнем.

Сцепление сухое, однодисковое, с упругим ведомым диском, снабженным гасителем крутильных колебаний и с диафрагменной нажимной пружиной Привод управления сцеплением от педали к вилке — тросовый.

Коробка переключения передач — механическая, пятиступенчатая, причем четвертая и пятая передачи — ускоряющие КПП выполнена в одном картере с главной передачей Картер коробки отлит из магниевого сплава и имеет наружное оребрение, повышающее его жесткость.

Главная передача состоит из пары цилиндрических косозубых шестерен Коробка дифференциала литая, чугунная Привод передних колес осуществляется двумя шарнирными валами, каждый из которых представляет собой узел, состоящий из двух шарниров равных угловых скоростей — наружного и внутреннего.

Схема автомобили ЗАЗ-1102 «Таврия»

Хэтчбек ЗАЗ-1102 «Таврия» выпуска 1988 года — первенец нового семейства переднеприводных автомобилей Запорожского автозавода

3AЗ-1105 «Таврия» («Дана») — пятидверный универсал повышенной вместимости

Передняя подвеска у «Таврии» — классическая для автомобилей такого типа независимая, типа McPherson («качающаяся свеча») с амортизационными стойками, на каждой из которых установлена пружина и буфер сжатия, являющиеся упругими элементами подвески Кстати, эта подвеска в свое время стала основной почти для всех переднеприводных автомобилей, разрабатываемых советским автопромом.

Задняя подвеска — полузависимая, рычажная, со связующей поперечиной, изготовленной в виде балки из низколегированной стали, которая ко всему является стабилизатором поперечной устойчивости при движении автомобиля К балке приварены кронштейны, с помощью которых подвеска шарнирно, с помощью сайлент-блоков крепится к кузову Гидравлические амортизаторы — двустороннего действия телескопического типа — устроены они практически так же, как амортизаторы передней подвески.

В конструкции машины использовано немало нетрадиционных решений Одним из главных является устройство ступичных узлов, в которых применяются бездисковые колеса, что позволило уменьшить так называемые неподрессоренные массы.

Технические характеристики автомобилей «Таврия» и «Славута»

Сами же колеса состоят из штампованных колец и приваренных к ним ободов с посадочным диаметром в 13 дюймов (330 мм) Каждое из колес крепится тремя шпильками с использованием трех гаек с коническими опорными поверхностями: передние — к ступицам и задние — к тормозному барабану.

Снижению неподрессоренной массы способствует также оригинальная конструкция передних дисковых тормозов, имеющих диск-кольцо с внутренним обхватом тормозной скобой Тормоза задних колес — барабанные.

Рулевой механизм — реечного типа, обладающий повышенной надежностью и способствующий хорошему восприятию дороги водителем.

Система зажигания двигателя батарейная, бесконтактная, номинальное напряжение 12 В Состоит она из датчика-распределителя, коммутатора, катушки, свечей зажигания и высоковольтных соединительных проводов Цепь питания первичной обмотки катушки прерывается с помощью электронного коммутатора, управляемого электронным микропереключателем в датчике-распределителе зажигания.

Компоновка автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия»

Двигатель МеМЗ-245 (рабочий объем 1,091 л, мощность 53 л.с.)

Органы управления и контрольно-измерительные приборы автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия»:

1 — переключатель света фар; 2 — переключатель указателей поворота; 3 — противосолнечный козырек; 4 — комбинация приборов; 5 — звуковой сигнал; 6 — управление стеклоочистителем и омывателем стекла; 7 — зеркало; 8 — рулевое колесо; 9, 11 — регуляторы жалюзи дефлектора; 10 — магнитола; 12 — управление краном отопителя; 13 — пепельница; 14 — перчаточный ящик; 15 — рычаг КПП; 16 — воздухораспределитель отопителя; 17 — стояночный тормоз; 18 — педаль газа; 19 — управление вентилятором отопителя; 20 — включатель наружного освещения; 21 — педаль тормоза; 22 — управление воздушной заслонкой карбюратора (подсос); 23 — разъем подключения лампы-переноски; 24 — педаль сцепления; 25 — рукоятка защелки капота; 26 — замок зажигания; 27 — кнопка аварийной сигнализации.

Передняя подвеска автомобиля Таврия типа McPherson:

1 — верхняя опора телескопической стойки; 2 — пружина подвески; 3 — буфер сжатия; 4 — телескопическая стойка; 5 — нижний рычаг подвески; 6 — колесо; 7 — приводной вал с шарниром ШРУС; 8 — тормозной диск кольцевого типа.

Задняя подвеска автомобиля ЗАЗ-1102 Таврия:

1 — колесо; 2 — рычаг задней подвески; 3 — балка; 4 — пружина; 5 — амортизатор; 6 — ступица.

Комбинация приборов автомобиля Таврия:

1 — спидометр; 2 — контрольная лампа дальнего света; 3 — контрольная лампа неисправности тормозной системы; 4 — лампа-повторитель указателей поворота; 5 — указатель уровня топлива; 6 — термометр системы охлаждения; 7 — контрольная лампа аккумулятора; 8 — контрольная лампа аварийного давления масла.

Эргономика водительского места — на уровне современных автомобилей такого класса, а дизайн приборной панели хотя и предельно упрощен, но вполне удобен для обозрения водителем И на трассе, и на городских улицах машина ведет себя неплохо Небольшие габариты, хорошая обзорность и вполне приличные маневренность и приемистость позволяют водителю чувствовать себя на равных с владельцами других автомобилей, а хорошая устойчивость «Таврии» и большой диапазон регулировок передних сидений позволяют ему за один прием без утомления преодолевать значительные расстояния по загородным шоссе.

Благодаря ведущим передним колесам у «Таврии» достаточно высокая курсовая устойчивость и неплохие характеристики управляемости — даже на скользких дорогах.

Выпускалась и такая модель «Таврии» с задней дверью ковшового типа

Последняя модификация «Таврии» — пятидверный хпчбек в облике седана ЗАЗ-1103 «Славута»

Схема автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута»

Одним из главных элементов активной безопасности машины является двухконтурный привод тормозов с диагональной схемой трубопроводов Пассивная же безопасность обеспечивается конструкцией кузова, благодаря которой при аварии поглощается энергия удара и сохраняется заданное пространство в салоне Кроме того, автомобиль оборудован инерционными ремнями безопасности, мягкой обивкой стоек кузова, энергоемкими бамперами из ударопрочного модифицированного полипропилена, травмобезопасной рулевой колонкой и ветровым стеклом из трехслойного триплекса.

Интересно, что «Таврия» унаследовала от «запорожцев» вполне приличную проходимость — она неплохо ведет себя на проселке благодаря большому клиренсу, небольшим свесам и гладкому днищу.

При движении «Таврии» по загородным трассам двигатель расходует лишь 4,8 л топлива на 100 км (при 90 км/ч), а на городских улицах — 7,2 л Кстати, максимальная скорость «Таврии» составляет 132 км/ч, а время разгона машины до скорости 100 км/ч — 24 с.

Серийный выпуск модели ЗАЗ-1102 начался в 1987 году, а через шесть лет завод освоил еще одну модификацию машины, получившую название ЗАЗ-1105 «Таврия» (в дальнейшем она была переименована в «Дану») Пятидверный автомобиль с кузовом типа «универсал» имел тот же силовой агрегат и ту же ходовую часть.

Передняя часть салона автомобиля «Славута».

Багажник «Славуты».

Под капотом «Славуты» размещаются и двигатель, и запасное колесо.

Серийное производство следующей ипостаси «Таврии» — хэтчбека ЗАЗ-1103 «Славута», сконструированного с участием специалистов корейской компании Daewoo, — началось в 1997 году Машина хотя и получила новый 1,3-литровый двигатель мощностью 63 л с , однако конструкция ее по сравнению с ЗАЗ-1102 изменилась не слишком сильно Правда, в отличие от «Таврии», в стандартную комплектацию автомобиля модификации «люкс» (ЗАЗ-110308-01 «Славута») входят вакуумный усилитель тормозов, центральный замок, передние электростеклоподъемники, обогрев заднего стекла, магнитола и четыре динамика, а также воздуховод для обогрева ног задних пассажиров.

В профиль машину можно принять за седан, однако сзади находится не крышка багажника, а пятая дверь, так что формально «Славута» все же является хэтчбеком (иногда такие кузова-гибриды называют лифтбеком).

Вместимость салона по сравнению с «Таврией» не изменилась — четырем взрослым в «Славуте» также тесновато, но в варианте «2+2» (двое взрослых и двое детей) машина достаточно комфортабельна.

Панель приборов почти не изменилась и показания спидометра читаются по-прежнему легко Однако водителю все-таки не хватает тахометра Правда, радует появление так называемого эконометра, позволяющего выбирать наиболее экономичный темп движения.

Хэтчбек ЗАЗ-1102 «Таврия»

Универсал ЗАЗ-1105 «Таврия» («Дана»).

Автомобиль ЗАЗ-1103 «Славута»

Передаточные числа КПП подобраны неплохо, что позволяет машине разгоняться до «сотни» за 17,1 с Интересно, что уже после 80 км/ч машина «просит» включить пятую передачу Что же касается максимальной скорости, то, по утверждениям испытателей, двигаться на заявленных заводом 150 км/ч лучше не следует — уже при 145 км/ч легкая машина начинает буквально скользить над дорогой Так что максимум, который можно себе позволить на приличной трассе, — это 120 км/ч Именно на этой скорости стрелка эконометра указывает на оптимальный расход топлива — около 6,5 л/100 км.

Если перед читателем встанет вопрос о приобретении «Славуты», то, как утверждают знатоки, здесь нужно крепко подумать Дело в том, что машина эта была сконструирована весьма неплохо, но вот сборка После пробега в 1500 км после приобретения автомобиля владельцу придется провести ТО-1 — машине необходимы протяжка ходовой части, головки блока цилиндров, регулировка клапанов, замена масла в моторе и коробке передач и замена воздушного и масляного фильтров — все это будет стоить покупателю недешево Однако в дальнейшем ремонтные работы для сколько-нибудь технически подкованного автолюбителя не окажутся излишне сложными — машина весьма проста и ремонтопригодна Вот разве что запчасти отыскать в российских магазинах достаточно трудно Впрочем, цены «Славуты» и вазовской классики вполне сопоставимы, а ЗАЗ-110З по сравнению с ВАЗ-2105 выглядит не в пример современнее.

Бумажная модель автомобиля Заз 1103 Славута

Модель автомобиля ЗАЗ 1103 Славута 1.2S от мастерской TMTmodels. Проект завершен.

Модель выполнена в нескольких цветовых вариантах (в скобках приведено заводское название цвета):
темно-зеленый металлик (42U),
белый (202),
зеленый металлик (M60007),
красный (кармен),
синий (Синяя ночь)

Первые пять моделей TMT01-008 ЗАЗ 1103 Славута 1.2S готовы.

Исполнение:
Упаковка – пластиковый бокс с черным донышком.
Материал кузова – французская смола.
Фототравлением выполнены: дворник, ручки дверей, решетка вентиляционная, шильдики Slavuta, 1.2S, значок на радиаторной решетке, полоса над задним номерным знаком, замки дверей и багажника.
Фары и указатели поворотов спереди, повторители на крыльях и задние фонари – выполнены из прозрачной смолы и окрашены в соответствующие цвета. Размер фар исправлен (не такие высокие как на Таврии).
Салон окрашен в темно-серый цвет с вставками светло-серого.
Уплотнители окон, молдинги – подведены черным маркером.
Выделены элементы выхлопной системы.
Номерной знак может выбрать заказчик по желанию или доверить выбор нам.
Каждая модель имеет именной сертификат.
Панель приборов выполнена с помощью декалей.
На руле отформован знак ЗАЗа.
Сзади в бампере буксировочная петля отдельной деталью.
В колесных арках установлены брызговики всех четырех колес.
За задним стеклом в салоне установлен стоп-сигнал.
Каждая модель окрашена автомобильной краской того же цвета, в который красили автомобили. Краски подобраны по заводским обозначениям цветов.
Каждая модель состоит из 66 деталей.

3 пользователя(ей) сказали cпасибо:

Список записавшихся на модель:

1. krementes (Темно-зеленый металлик) отправлено
2. avk (Зеленый металлик) отправлено
3. initialray (Синий) отправлено
4. initialray (Белый) отправлено
5. Vollodia (Темно-зеленый металлик) отправлено
6. Ванко (Синий) отправлено
7. Чулпан (Белый) отправлено
8. Андрей (Зеленый металлик) отправлено
9. mykola78 (Красный) отправлено
10. auguste (Синий) отправлено
11. kuprod (Синий) отправлено
12. Degi201289 (Зеленый металлик) отправлено
13. Полосухин Юрий (Зеленый металлик) отправлено
14. YouSan (Красный) отправлено
15. Sergo (Красный) отправлено
16. OlegDan (Красный) отправлено
17. Один (Зеленый металлик) отправлено
18. vetrygan (Синий) отправлено
19. Corvette (Синий) отправлено
20. Logv (Зеленый металлик) отправлено
21. sumchanin (Темно-зеленый металлик) отправлено
22. restavrator (Красный) отправлено
23. Умнов (Красный) отправлено
24. Неопытный (Красный) отправлено
25. AndriYan (Зеленый металлик) отправлено
26. laz-695n (Белый) отправлено
27. MaxMark (Зеленый металлик) отправлено
28. Алекс Од (Белый) отправлено
29. ed4mk (Синий) отправлено
30. Vict70 (Темно-зеленый металлик) отправлено
31. A63(Синий) отправлено
32. kollect43 (Белый) отправлено
33. koksone (Красный) отправлено
34. sputnyk1977 (Темно-зеленый металлик) отправлено
35. steppenwolf74 (Зеленый металлик) отправлено
36. oll (Темно-зеленый металлик) отправлено
37. Дмитрий Кондаков (Темно-зеленый металлик) отправлено
38. dioniss (Белый) отправлено
39. E95 (Темно-зеленый металлик) оплатил
40. av2331 (Белый) отправлено
41. Off Road Hunter отправлено
42. RusTol (Белый) отправлено
43. spain (Белый) отправлено
44. Nick492 (Красный) отправлено
45. БАУР (Красный) отправлено

Цвета могут отличатся от ранее записанных, так как моделей окрашено ровно по 10 штук в каждом цвете, а желающих получилось по некоторым цветам больше, по некоторым меньше.

Автомобиль ЗАЗ-1103 “Славута”: технические характеристики, отзывы

Отечественный автомобиль ЗАЗ-1103 «Славута» выполнен в практичном кузове лифтбек. Это третья серия машин с полным приводом от производителей Запорожского автомобильного завода. Первой модификацией была «Таврия» (хэтчбек), которая стала популярной на Украине и постсоветском пространстве благодаря своей компактности и цене. Ее серийное производство продолжалось около двух десятков лет. На смену пришла модификация «Дана». Универсал не смог повторить успех предшественника и вскоре был снят с производства. В 1999 году начался выпуск третьего поколения. «Славута» считается лучшим вариантом в своем сегменте, ее производство продолжалось до 2011 года. Рассмотрим подробнее характеристики машины и отзывы владельцев.

Экстерьер

Внешний облик автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» сложно назвать ярким и привлекательным. Первые модели покрывали акриловой краской. После 2004 года стали использовать металлик, который более практичен. Двухслойная защита дольше предохраняет кузов от коррозии и прочих мелких деффектов. Однако пользователи рекомендуют наносить еще один защитный слой, в противном случае машина вскоре начинает ржаветь.

Световые элементы данного транспортного средства не радуют особой устойчивостью. Рассеиватель светотехники через несколько лет начинает мутнеть, что негативно сказывается на качестве светового потока. Петли на дверях желательно периодически смазывать, иначе они начнут неприятно скрипеть. Мотор вентилятора расположен под капотом у лобового стекла, не оснащен специальным фильтрующим элементом. В результате этого, он засоряется листвой и прочим мусором, создавая неприятный шум при работе.

Аккумуляторная батарея смонтирована на довольно низком уровне, что ухудшает ее защиту от попадания влаги и окисления клемм. Багажник автомобиля, по сравнению с предшественником, увеличен на пятьдесят литров, имеет низкий погрузочный порог, весьма функционален.

Что внутри?

Салон автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» выполнен в максимально аскетическом стиле. Интерьер полностью соответствует категории и стоимости транспортного средства. Места внутри мало, даже пассажиры среднего роста вряд ли будут чувствовать себя комфортно при посадке. Пластик слабого качества, начинает вскоре скрипеть. Потребуется искать новые запчасти. ЗАЗ-1103 «Славута» уже не выпускается, поэтому сделать это будет довольно проблематично.

Автомобиль производился в двух комплектациях: стандарт и люкс. Вторая модель отличается более информативной панелью приборов и предусмотренным гнездом под магнитолу, размещенным на центральной консоли.

Силовой агрегат

Рассматриваемая малолитражка оснащается карбюраторными двигателями объемом 1,1/1,2/1,3 литра. В усовершенствованной версии предусмотрен распределительный впрыск. Средний рабочий ресурс мотора составляет порядка 150 тысяч километров.

Любой из типов питания авто ЗАЗ-1103 «Славута» имеет свои минусы. В жару на карбюраторных моторах частенько отказывает топливный насос. Модификации с распределенным впрыском имеют свое проблемное место – регулятор холостых оборотов. Спасает своевременная периодическая чистка узла и соответствующая профилактика.

Владельцы вариантов, оборудованных ГБО, должны проезжать на бензине треть пути, иначе форсунки коксуются, забивается помпа и прочие топливные элементы, вплоть до полного выхода блока из строя. Прокладка крышки клапанов часто теряет герметичность, а ГРМ и натяжной ролик редко выдерживают более 60 тысяч километров. Кроме того, специалисты рекомендуют каждые десять тысяч километров пробега регулировать тепловые зазоры клапанов.

Трансмиссия и тормоза

Машина ЗАЗ-1103 «Славута», характеристики которой продолжим изучать далее, имеет пятиступенчатую механическую коробку переключения передач. Ресурс трансмиссии, по сравнению с родным двигателем, существенно выше. Иногда возникают проблемы с включением 1-й и 4-й скорости. Нередко через сальник кулисы наблюдается незначительная утечка масла. Менять его желательно не реже, чем через каждые 50 000 пробега. Механический привод сцепления оснащен тросом, который часто рвется.

Тормозная система представляет собой дисковые передние элементы и барабанные задние аналоги. Фронтальный блок – это уникальная разработка запорожских конструкторов, в которой используется диск закрытого типа. Механизм оказался не весьма надежным, выдерживая без поломок около 30 тыс. км пробега. Трос стояночного тормоза со временем растягивается, а главный цилиндр имеет средний рабочий ресурс около 40000 км. Шланги и соединительные трубки системы желательно регулярно проверять на предмет расслоения и трещин (не реже одного раза в 3 года).

Управление и подвеска

Автомобиль ЗАЗ-1103 «Славута» – яркий пример того, что машина является средством передвижения, а не роскошью. Водительское сидение не отличается удобством, а эргономический показатель практически равняется нулю. Обзорность также оставляет желать лучшего из-за наличия маленьких боковых зеркал.

Стоит отметить, что машина заводится быстро в жару и мороз. Учитывая класс транспортного средства, динамика разгона вполне приемлемая. Правда, при скорости 80 км/ч, начинается сильный рев двигателя и дребезжание оснастки салона. Горючее машина потребляет весьма умеренно: порядка восьми литров на 100 километров в смешанном режиме.

Фронтальная подвеска независимого типа оснащена цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизаторами. Задний узел – полунезависимый, с поперечным стабилизатором, пружинами и двухсторонними амортизирующими телескопами.

Рулевая колонка

Малолитражка ЗАЗ-1103 «Славута» оснащена реечным управлением, которое редко выдерживает более 60 тысяч километров пути. Проблемы проявляются в виде люфта, износа рейки и шестерни, а также выходом из строя рулевых наконечников. Поскольку узел имеет невысокую стоимость, его проще заменить, чем отремонтировать. Учитывая отсутствие поперечного стабилизатора устойчивости, машина заметно кренится на поворотах.

Модификации

За время серийного выпуска было разработано несколько моделей рассматриваемого автомобиля. Среди них:

  • Первое поколение ЗАЗ – «Таврия».
  • 1103 – «Славута» с карбюраторным двигателем.
  • Люксовые модификации (1103-40, 110307-40, 1103078) – отличаются мощностью моторов и типом впрыска топлива, а также дополнительной комплектацией.
  • Полулюкс с карбюраторным движком 1,2 литра.
  • Стандарт с инжектором (1197 куб. см.) – 11030842.
  • Инжекторный люкс (1300 куб. см.) – 11030840.

Малолитражка ЗАЗ-1103 «Славута»: отзывы

Как свидетельствуют отклики владельцев, рассматриваемый малолитражный автомобиль имеет ряд преимуществ. Однако, учитывая категорию и цену транспортного средства, минусов у него не меньше. Начнем с положительных моментов:

  • Доступная цена, хорошая ремонтопригодность.
  • Не возникает проблем с поиском большинства запасных частей.
  • Экономичность.
  • Удобный и вместительный багажник.
  • Надежная коробка передач и сайлент-блоки.
  • Быстрый обогрев салона зимой.
  • Неприхотливость к топливу.

Среди отрицательных сторон владельцы малолитражки отметили следующее:

  • Тесный и неудобный салон.
  • Небольшой рабочий ресурс многих основных элементов топливной и ходовой системы.
  • Шумный топливный насос и вентилятор.
  • Быстро мутнеющие световые элементы.
  • Слабую шумовую изоляцию.
  • Недолговечность тормозных дисков, ступиц, шаровых опор и подшипников.
  • Быстрое ржавление корпуса.

Как видим, недостатков у рассматриваемого авто хватает, как и у многих бюджетных машин отечественного производства.

Ценовая политика

Рассматриваемое транспортное средство изготовлено из комплектующих деталей не самого высокого качества. Частично эту проблему компенсирует низкая цена на малолитражку. Дешевый неприхотливый автомобиль подойдет начинающим автомобилистам, в качестве тренажера для приобретения навыков вождения, а также людям, не могущим себе позволить более дорогой вариант. Поскольку серийно машина не выпускается уже несколько лет, приобрести ее можно на вторичном рынке. Цена вопроса, в зависимости от состояния и года выпуска, – порядка 1,5-3 тысяч долларов.

В завершение

Отечественный автомобиль ЗАЗ-1103 «Славута», технические характеристики которого указаны выше, у многих водителей вызывает воспоминание о первых уроках вождения. Это своего рода классика, сопоставимая с легендарной ВАЗовской «шестеркой» или «Москвичом». Учитывая частые поломки машины, можно было заодно научиться устранять небольшие проблемы собственными руками, благо запчасти стоят не очень дорого. Данное транспортное средство заняло достойную нишу в серии бюджетных авто, о чем свидетельствуют отзывы владельцев и более чем 10-летняя история серийного производства.

Читайте также:  Будка для собаки
Ссылка на основную публикацию
18.10.2012, 12:58ссылка на ветку #2