Дополнительные балансиры на рулевой переключатель

Переключатель подрулевой указателей поворота: удобное и безопасное управление автомобилем

В автомобилях органы управления вспомогательными устройствами (указателями поворота, светотехникой, стеклоочистителями и иными) вынесены в особый узел — подрулевой переключатель. О том, что такое подрулевые переключатели, как они устроены и работают, а также об их выборе и ремонте — читайте в статье.

Что такое подрулевой переключатель?

Подрулевые переключатели — органы управления различными электрическими приборами и системами автомобиля, выполненные в виде рычагов и установленные на рулевой колонке под рулевым колесом.

Подрулевые переключатели используются для управления теми электрическими приборами и системами автомобиля, которые часто используются во время движения — указателями поворота, головным светом, габаритными огнями и прочей светотехникой, стеклоочистителями и стеклоомывателями, звуковым сигналом. Расположение переключателей данных приборов выгодно с точки зрения эргономики и безопасности управления транспортным средством: органы управления всегда находятся под рукой, при их использовании руки или вовсе не снимаются с руля, или снимаются лишь кратковременно, водитель меньше отвлекается, сохраняет контроль транспортного средства и текущей дорожной обстановки.

Типы подрулевых переключателей

Подрулевые переключатели отличаются назначением, количеством органов управления (рычагов) и количеством положений.

По назначению подрулевые переключатели делятся на два типа:

• Переключатели указателей поворота;
• Комбинированные переключатели.

Устройства первого типа предназначены только для управления указателями поворота, сегодня они используются редко (в основном, для замены аналогичных приборов в случае их неисправности на ранних моделях автомобилей УАЗ и некоторых других). Комбинированные переключатели могут управлять различными приборами и системами, именно они сегодня находят самое широкое применение.

По количеству органов управления подрулевые переключатели можно разделить на четыре основные группы:

• Однорычажные — в переключателе один рычаг, он располагается (как правило) с левой стороны рулевой колонки;
• Двухрычажные — в переключателе два рычага, они располагаются с одной или по обе стороны рулевой колонки;
• Трехрычажные — в переключателе три рычага, два располагаются с левой стороны, один — с правой стороны рулевой колонки;
• Одно- или двухрычажные с дополнительными органами управления на рычагах.

Переключатели первых трех типов имеют только органы управления в виде рычагов, которые могут включать и отключать приборы перемещением в вертикальной или горизонтальной плоскости (то есть, вперед-назад и/или вверх-вниз). Устройства четвертого типа могут нести дополнительные органы управления в виде поворотных переключателей или кнопок непосредственно на рычагах.

Отдельную группу составляют подрулевые переключатели, установленные в некоторых отечественных грузовых автомобилях и автобусах (КАМАЗ, ЗИЛ, ПАЗ и других). В этих устройствах предусмотрен один рычаг для включения указателей поворота (расположен слева) и неподвижная консоль (расположена справа), на которой находится поворотный переключатель для управления осветительными приборами.

По количеству положений рычагов переключатели можно разделить на три группы:

• Трехпозиционные — рычаг двигается только в одной плоскости (вверх-вниз или вперед-назад), в нем предусмотрены два рабочих фиксированных положения и одно «нулевое» (все приборы выключены);
• Пятипозиционные одноплоскостные — рычаг двигается только в одной плоскости (вверх-вниз или вперед-назад), в нем предусмотрено четыре рабочих положения, два фиксированных и два нефиксированных (приборы включены при удержании рычага в данных положениях рукой) положения, и одно «нулевое»;
• Пятипозиционные двухплоскостные — рычаг может двигаться в двух плоскостях (вверх-вниз и вперед-назад), он имеет по два фиксированных положения в каждой плоскости (итого четыре положения) и одно «нулевое»;
• Семи-, восьми и девятипозиционные двухплоскостные — рычаг может двигаться в двух плоскостях, при этом в одной плоскости он имеет четыре или пять положений (одно или два из которых могут быть нефиксированным), а в другой — два, три или четыре, среди которых также имеется «нулевое» и одно или два нефиксированных положений.

На подрулевых переключателях с поворотными органами управления и кнопками, расположенными на рычагах, число положений может быть иным. Единственным исключением являются переключатели указателей поворота — на большинстве современных автомобилей устанавливаются пятипозиционные переключатели, либо семипозиционные переключатели поворота и управления головным светом.

Функционал подрулевых переключателей

Типовая схема включения приборов подрулевыми переключателями поворотов

На подрулевые переключатели возлагаются функции управления приборами четырех основных групп:

• Указатели поворота;
• Головная оптика;
• Стеклоочистители;
• Стеклоомыватели.

Также данные переключатели могут использоваться для управления другими приборами:

• Противотуманные фары и задний противотуманный фонарь;
• Дневные ходовые огни, габаритные огни, подсветка номерных знаков, освещение приборной панели;
• Звуковой сигнал;
• Различные вспомогательные устройства.

Наиболее часто с помощью левого рычага (или двух отдельных рычагов с левой стороны) включаются и выключаются указатели поворота и фары (при этом ближний свет уже включен по умолчанию в «нулевом» положении, переводом в другие позиции включается дальний свет или осуществляется сигнализация дальним светом). С помощью правого рычага осуществляется управление стеклоочистителями и стеклоомывателями лобового и заднего стекол. Кнопка звукового сигнала может располагаться на одном или сразу обоих рычагах, она устанавливается, как правило, на торце.

Конструкция подрулевых переключателей

Конструктивно подрулевой переключатель объединяет в себе четыре узла:

• Многопозиционный переключатель с выведенными электрическими контактами для подключения к цепям управления соответствующими приборами;
• Органы управления — рычаги, на которых дополнительно могут располагаться кнопки, кольцевые или поворотные рукоятки (при этом их переключатели находятся внутри корпуса рычага);
• Корпус с деталями для крепления переключателя на рулевой колонке;
• В переключателях указателей поворота — механизм автоматического отключения указателя при вращении руля в обратном направлении.

В основе всей конструкции лежит многопозиционный переключатель с контактными колодками, контакты которых замыкаются контактами на рычаге при переводе его в соответствующее положение. Рычаг может перемещаться в одной плоскости во втулке или сразу в двух плоскостях в шаровом шарнире. Переключатель указателей поворота через специальное устройство контактирует с рулевым валом, отслеживая направление его вращения. В простейшем случае это может быть резиновый ролик с храповым или иным механизмом, связанный с рычагом. При включении указателя поворота ролик подводится к рулевому валу, при вращении вала в сторону включенного указателя поворота ролик просто катится по нему, при обратном вращении вала ролик меняет направление вращения и возвращает рычаг в нулевое положение (отключает указатель поворота).

Для наибольшего удобства основные органы управления подрулевого переключателя выполнены в виде рычагов. Такая конструкция обусловлена расположением переключателя под рулем и необходимости подвести органы управления на оптимальное расстояние к рукам водителя. Рычаги могут иметь разнообразную форму и дизайн, на них с помощью пиктограмм указывается функционал.

Вопросы выбора и ремонта подрулевых переключателей

Посредством подрулевых переключателей осуществляется управление критически важными для безопасного вождения приборами и системами, поэтому эксплуатации и ремонту данных узлов нужно подходить ответственно. Включать и выключать рычаги следует без чрезмерного усилия и ударов — это продлит их срок службы. При первых же признаках неисправности — невозможность включения тех или иных приборов, нестабильная работа этих приборов (самопроизвольное включение или выключение во время движения), хруст при включении рычагов, заклинивание рычагов и т.д. — переключатели необходимо как можно скорее отремонтировать или заменить.

Наиболее частой проблемой данных устройств является окисление, деформация и поломка контактов. Данные неисправности могут устраняться чисткой или правкой контактов. Однако если неисправность возникла в самом переключателе, то имеет смысл выполнить замену всего узла. На замену следует покупать те модели и каталожные номера подрулевых переключателей, которые указаны производителем транспортного средства. Выбирая устройства других типов, вы рискуете просто потратить деньги, так как новый переключатель не встанет на место старого и не будет работать.

При верном выборе и бережной эксплуатации подрулевой переключатель будет надежно работать на протяжении многих лет, обеспечивая комфорт и безопасность автомобиля.

Переключатели рулевой колонки (Дефендер 2007+)

Обзор

К переключателям на рулевой колонке относится многофункциональный переключатель на рулевой колонке и замок зажигания. И переключатель, и замок зажигания расположены на узле рулевой колонки.

Многофункциональный переключатель на рулевой колонке представляет собой корпус, в котором расположен узел рычага включения указателей поворота и узел рычага управления стеклоочистителями. Многофункциональный переключатель расположен позади рулевого колеса и крепится к узлу рулевой колонки сверху и к корпусу замка рулевой колонки снизу.

Переключатель указателя поворота

Узел переключателя указателя поворота находится с левой стороны корпуса. Соединение переключателя с главным жгутом проводов осуществляется при помощи разъема на задней стенке переключателя. Рычаг выполняет следующие функции:

  • Включение левого/правого указателя поворота
  • Переключение ближнего/дальнего света фар
  • Сигнализация дальним светом фар
  • Звуковой сигнал

Включение правых указателей поворота выполняется перемещением рычага вверх, а включение левых указателей поворота – перемещением рычага вниз. Рычаг фиксируется в выбранном положении и остается в нем, пока его не вернут в центральное положение, соответствующее выключению указателей поворота. Положения рычага при включении левого и правого указателей поворота соединены отдельными проводами с реле аварийной сигнализации через выключатель световой аварийной сигнализации. При перемещении рычага цепь в реле аварийной сигнализации замыкается на «массу» через контакты в рычаге, установленном в выбранном положении. Реле аварийной сигнализации регистрирует замыкание цепи и включает соответствующие указатели поворота, которые работают до тех пор, пока рычаг не вернется в центральное положение, соответствующее выключению указателей поворота. Выключение указателей поворота выполняется либо вручную (водителем), либо автоматически, при возврате рулевого колеса в положение для движения по прямой.

Переключение ближнего/дальнего света фар и сигнализация дальним светом фар

Включение дальнего света фар осуществляется перемещением рычага вперед (от водителя). Рычаг фиксируется в этом положении, и дальний свет фар остается включенным до тех пор, пока рычаг не будет переведен вручную назад. Для сигнализации дальним светом фар рычаг необходимо переместить назад (к водителю). Контакты переключателя замыкают электрическую цепь, и фары остаются включенными до тех пор, пока рычаг находится в указанном положении. Это положение рычага не является фиксированным, и дальний свет фар, используемый для сигнализации, выключается, когда водитель отпускает рычаг и рычаг возвращается в центральное положение. Контакты, отвечающие за включение дальнего света фар и сигнализацию дальним светом фар, имеют соединение с реле дальнего/ближнего света фар и «массой» посредством разных проводов. При перемещении рычага цепь реле дальнего/ближнего света фар замыкается на «массу» через контакты рычага, установленного в выбранном положении.

Читайте также:  Делаем автомобильную подставку для ноутбука в подстаканник

Узел переключателя стеклоочистителя и омывателя

Поз.№ запасной частиНаименование
1Прерывистая очистка
2Низкая скорость работы
3Высокая скорость работы
4Один стеклоочиститель

Включение разных функций очистителя ветрового стекла осуществляется перемещением рычага вверх или вниз. Режим однократной очистки ветрового стекла включается нажатием подпружиненного переключателя вверх. Контакт переключателя, соответствующий режиму однократной очистки, соединен одним проводом с таймером задержки электронного блока управления (ECU) и с “массой”. При перемещении рычага цепь таймера задержки ECU замыкается на «массу». Если цепь замкнута, стеклоочистители работают до тех пор, пока сохраняется контакт в переключателе.

Включение прерывистого режима работы стеклоочистителя осуществляется перемещением рычага вниз, до первого фиксированного положения. При этом длительность цикла очистки в прерывистом режиме работы управляется таймером задержки ECU. Стеклоочиститель работает в прерывистом режиме до тех пор, пока рычаг не будет переведен в положение, соответствующее выключению стеклоочистителя, постоянному режиму работы на низкой скорости или высокой скорости. Контакт рычага, соответствующий прерывистому режиму работы, имеет соединение с таймером задержки ECU и «массой». При перемещении рычага цепь в положение, соответствующе прерывистому режиму работы, цепь замыкается. Если цепь замкнута, стеклоочистители работают в прерывистом режиме до тех пор, пока сохраняется контакт в переключателе.

Включение постоянного режима работы очистителя ветрового стекла на низкой скорости осуществляется перемещением рычага вверх, во второе фиксированное положение. Работа очистителя в этом режиме продолжается до тех пор, пока рычаг не будет перемещен в одно из следующих положений: выключение очистителя, включение очистителя в прерывистом режиме, включение очистителя на высокой скорости. Контакт рычага, соответствующий данному режиму, соединен с таймером задержки ECU и «массой». При перемещении рычага в положение, соответствующее работе очистителя ветрового стекла на низкой скорости, цепь замыкается. Если цепь замкнута, стеклоочистители работают на низкой скорости до тех пор, пока сохраняется контакт в переключателе.

Включение постоянного режима работы очистителя ветрового стекла на высокой скорости осуществляется перемещением рычага вверх, во второе фиксированное положение. Работа очистителя в этом режиме продолжается до тех пор, пока рычаг не будет перемещен в одно из следующих положений: выключение очистителя, включение очистителя в прерывистом режиме, включение очистителя на низкой скорости. Контакт рычага, соответствующий режиму работы с высокой скоростью, соединен с таймером задержки ECU и «массой». При перемещении рычага в положение, соответствующее включению очистителя на высокой скорости, цепь замыкается. Если цепь замкнута, стеклоочистители работают на высокой скорости до тех пор, пока сохраняется контакт в переключателе.

Омыватели ветрового стекла включаются нажатием кнопки на торце подрулевого переключателя омывателей/стеклоочистителей на правой стороне рулевой колонки. При нажатии кнопки омыватели включаются немедленно и работают до отпускания кнопки. Контакт кнопки омывателя имеет соединение с таймером задержки ECU и «массой». При нажатии кнопки цепь замыкается. Если цепь замкнута, омыватели работают до тех пор, пока сохраняется контакт.

Замок зажигания

Замок зажигания расположен слева от узла рулевой колонки. Замок крепится к литому корпусу устройства блокировки рулевой колонки двумя фиксаторами, которые входят в соответствующие пазы в корпусе.

В замке зажигания предусмотрено отверстие для приводного вала. Приводной вал проходит через замок рулевой колонки. Вал приводится в движение водителем, когда он поворачивает ключ зажигания. Вращение передается барабану в замке зажигания, и два расположенных на барабане контакта замыкают цепь в соответствии с положением ключа в замке зажигания. В каждом из трех положений замка зажигания подпружиненный шарик попадает в посадочное гнездо. Это сделано для того, чтобы водитель почувствовал, что необходимое положение ключа в замке зажигания достигнуто.

Дополнительные балансиры на рулевой переключатель

Изобретение относится к противоугонным устройствам для рулевых колонок транспортных средств.

Как правило, эти устройства содержат замок для ключа зажигания транспортного средства и выполнены с возможностью блокировки движения колонки, когда это движение не разрешено, в частности, когда ключ зажигания отсутствует.

Кроме того, их часто оборудуют так называемой функцией суперблокировки, предназначенной для сохранения блокировки колонки, даже если взломщик сломал часть устройства, содержащую замок.

Кроме того, эти устройства должны соответствовать действующим нормам и правилам, предписывающим, чтобы противоугонное устройство ломалось под действием заранее определенного усилия от удара колена водителя, но не приводило к серьезным травмам. Поэтому, как правило, устройство содержит предохранительную зону, которая обеспечивает его разъединение под действием небольшого усилия. В этих условиях, если взломщик действует аналогичным усилием, происходит разъединение, но оно не сказывается на функции суперблокировки.

В рамках таких устройств различные элементы, необходимые для функции суперблокировки, стараются расположить по наиболее предпочтительной схеме с точки зрения габарита, одновременно не снижая надежности срабатывания суперблокировки.

Действительно, функция суперблокировки срабатывает от подвижного стержня, на который действует пружина в направлении части устройства, содержащей замок, или за счет прямой связи стержня с частью, содержащей замок.

Этот стержень должен проходить от ближней к замку зоны до зоны, ближней к штифту суперблокировки, и в данном случае стремятся к усовершенствованию взаимодействия между стержнем и штифтом для такой схемы.

Задача изобретения состоит в облегчении срабатывания функции суперблокировки, независимо от места расположения штифта суперблокировки и, в частности, когда он расположен на стороне рулевой колонки, противоположной стороне, на которой находится замок.

Поставленная задача решена в противоугонном устройстве для рулевой колонки транспортного средства, содержащем:

– блокировочную часть, содержащую язычок блокировки рулевой колонки и подвижный элемент, выполненный с возможностью управления блокировкой по положению язычка; и

– входную часть, содержащую замок,

при этом указанное устройство содержит поворотный балансир, преобразующий перемещение подвижного управляющего элемента в высвобождение детали суперблокировки.

Таким образом, устройство в соответствии с настоящим изобретением позволяет установить деталь суперблокировки, например, штифт суперблокировки в очень удаленную от замка зону, то есть хорошо защищенную от внешних воздействий.

Указанный балансир позволяет взаимно расположить управляющий стержень и блокировочный штифт в нескольких различных пространственных положениях и, в частности, в положениях, в которых:

– штифт суперблокировки находится на стороне рулевой колонки, противоположной стороне, где находится замок;

– балансир проходит в направлении, поперечном к направлению перемещения управляющего элемента и поперечном к направлению перемещения штифта суперблокировки.

Кроме того, устройство в соответствии с настоящим изобретением может содержать, по меньшей мере, один любой из следующих отличительных признаков:

– устройство содержит вал, преобразующий вращение замка в движение, приводящее к перемещению язычка, при этом указанный вал содержит боковой вырез, и поворотный балансир располагают таким образом, чтобы он поворачивался внутри выреза при переходе в положение срабатывания суперблокировки;

– вырез вала, преобразующего вращение замка в движение, приводящее к перемещению язычка, располагают таким образом, чтобы балансир мог проникать в вырез только тогда, когда вал находится в положении, при котором замок находится в положении управления блокировкой рулевой колонки;

– вал преобразования вращения замка в движение, приводящее к перемещению язычка, располагают таким образом, чтобы язычок и штифт суперблокировки находились между валом и рулевой колонкой.

Кроме того, вырез коленчатого вала позволяет увеличить угловое смещение балансира, чтобы еще больше способствовать срабатыванию функции суперблокировки.

Объектом изобретения является также транспортное средство, содержащее устройство в соответствии с настоящим изобретением.

Другие отличительные признаки и преимущества изобретения будут более очевидны из нижеследующего описания варианта осуществления, представленного в качестве неограничивающего примера, со ссылками на прилагаемые чертежи.

На фиг.1 показано устройство согласно варианту осуществления изобретения, вид сбоку;

на фиг.2 показана часть устройства, изображенного на фиг.1;

на фиг.3 показано устройство, изображенное на фиг.1, вид в поперечном разрезе;

на фиг.4 показаны некоторые детали устройства, изображенного на фиг.1, вид в разрезе и в перспективе.

На фиг.1-4 показан вариант осуществления противоугонного устройства в соответствии с настоящим изобретением для рулевой колонки автотранспортного средства.

В данном случае это устройство 2 содержит две главные части, которые мы будем в дальнейшем называть соответственно входной частью 4 и блокировочной частью 6. Входная часть 4 содержит, в частности, замок для ключа или аналогичное устройство. Когда водитель транспортного средства вставляет ключ в замок, он поворачивает ротор замка для подачи напряжения на транспортное средство и для запуска его работы.

Блокировочная часть 6 содержит, в частности, язычок 8, показанный на фиг.4 и имеющий общую форму прямоугольного параллелепипеда. Он установлен с возможностью перемещения скольжением в направляющей 10 язычка части 6. Перемещение скольжением происходит в продольном направлении 12 язычка. Когда язычок находится в выдвинутом положении, он зацепляется своим дальним концом 14 с элементом рулевой колонки транспортного средства и блокирует ее вращение вокруг ее оси вращения.

Приведение в действие замка при помощи ключа позволяет управлять положением язычка и, следовательно, блокировкой или разблокировкой рулевой колонки. Более подробную информацию можно найти в заявке WO 2008/074726, поданной на имя заявителя.

Устройство 2 содержит корпус 16, содержащий на соединении между входной 4 и блокировочной 6 частями зону ослабления или разъединения, выполненную посредством локального утоньшения толщины стенки корпуса 16. Эту зону располагают таким образом, чтобы при действии усилия на входную часть 4 произошло разъединение корпуса 16 и устройства посредством разделения входной части 4 и блокировочной части 6.

Читайте также:  Самодельный USB вентилятор из CD диска и моторчика

Блокировочная часть 6 содержит подвижный элемент 22, в данном случае выполненный в виде кулисы, такой как проволочный калибр 22 или игла. Калибр 22 имеет общую форму прямолинейного жесткого стержня, в данном случае расположенного перпендикулярно к направлению 12. Калибр 22 установлен с возможностью перемещения скольжением в корпусе 16.

Подвижный элемент 22 расположен таким образом, чтобы соединять входную часть с блокировочной частью и чтобы разделение между входной частью и блокировочной частью происходило с перемещением подвижного элемента в блокировочную часть.

В данном случае калибр 22 перемещается вместе с входной частью при ее отделении. Для этого стержень закреплен своим концом на замке и в данном случае увлекается этим замком.

Блокировочная часть содержит штифт 26, установленный подвижно в канале 28 и удерживаемый в заданном положении в конце этого канала крепежным плечом балансира 27. Устройство выполнено таким образом, чтобы при перемещении калибра 22 под действием пружины в направлении входной части 4 и в направлении, противоположном язычку, он высвобождал приводное плечо балансира 27, который поворачивается и высвобождает штифт 26 за счет отвода своего противоположного плеча, называемого крепежным плечом. Штифт 26 под действием пружины блокирует в положении язычок 8, который, в свою очередь, блокирует рулевую колонку.

Балансир или рычаг 27 установлен подвижно с возможностью поворота относительно корпуса 16 вокруг оси 36. Ось 36 параллельна направлениям подвижного элемента 22 и параллельна направлению перемещения штифта 26 суперблокировки, а также является поперечной к направлению рулевой колонки.

В данном случае балансир 27 проходит между подвижным элементом 22 и штифтом 36, опираясь на каждый из них в боковом направлении, таким образом, чтобы продольный отвод подвижного элемента 22 приводил к высвобождению опирающегося на него плеча балансира и к отходу в боковом направлении другого плеча относительно штифта 26 суперблокировки.

В данном случае балансир 27 опирается на штифт 26 на уровне бокового выреза штифта. Этот боковой вырез имеет конец в виде наклонного скоса, на который балансир 27 опирается в положении удержания штифта 26.

При высвобождении балансира его крепежное плечо скользит по этому наклонному скосу, высвобождая штифт. Таким образом, высвобождение штифта происходит постепенно и без обширного контакта между этими двумя элементами. Благодаря этому скосу, образующему обширное препятствие перед рычагом крепления балансира, но обеспечивающему только ограниченную площадь контакта между штифтом и балансиром, устраняют риск случайного заедания штифта при трении с балансиром 27.

Крепежное плечо балансира имеет на стороне, противоположной стороне, взаимодействующей со штифтом 26, поверхность контакта с валом или коленчатым валом 30.

Коленчатый вал 30 преобразует движение вращения замка, частично показанного в левой части фиг.2, в движение, приводящее к перемещению язычка 8. Кроме того, этот вал 30 передает вращение от замка на роторный переключатель, показанный на фиг.2 справа. Вал 30 расположен таким образом, чтобы функционально соединять две противоположные стороны рулевой колонки, перекрывая часть корпуса, содержащего язычок 8 и элемент 26 суперблокировки.

Вал 30 содержит вырез 31, который оказывается напротив балансира 27 при ориентации вала 30, соответствующей заблокированному положению рулевой колонки. Этот вырез 31 способствует проникновению в эту колонку балансира 27, когда его высвобождает подвижный элемент 22.

При другой ориентации вала 30 сторона балансира, находящаяся напротив вала, содержит круглую вогнутость, повторяющую контур вала 30.

Таким образом, в положении суперблокировки узла балансир 27 не только высвобождает штифт суперблокировки и, в целом, деталь суперблокировки, которая сама может быть балансиром, но также проходит в вал 30, блокируя его продольное перемещение.

Расположение вала 30 с возможностью перекрывания язычка и элемента суперблокировки и его блокировки на месте балансиром 27 придает валу 30 функцию барьера для взломщика, перекрывающего доступ к язычку 8 и к его элементу 26 суперблокировки.

242-2 Granta

Снятие подрулевых переключателей и соединителя переключателей с барабанным устройством спирального кабеля

Работу проводим при замене подрулевых переключателей, барабанного устройства спирального кабеля, а также при снятии рулевой колонки и панели приборов.
Отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи.

Крестообразной отверткой отворачиваем винт 1 и саморез 2 с одной стороны…

…и с другой стороны рулевой колонки.

Тем же инструментом отворачиваем саморез крепления нижнего кожуха к соединителю переключателей…

…и два самореза крепления нижнего кожуха к кронштейну рулевой колонки.

Расположение отверстий под винты 1 и саморезы 2 крепления кожухов рулевой колонки.

Снимаем нижний кожух рулевой колонки, выводя рычаг фиксации рулевой колонки через Т‑образную прорезь кожуха.

Снимаем верхний кожух рулевой колонки.

Сжав пальцами фиксаторы (сверху и снизу)…

…вынимаем левый подрулевой переключатель из соединителя.

Отсоединяем колодку жгута проводов от левого подрулевого переключателя.

Сжав фиксаторы, вынимаем правый подрулевой переключатель из соединителя.

Отклеиваем поролон с колодок проводов…

…и отсоединяем колодку проводов переключателя от колодки жгута проводов.

Отсоединяем колодку жгута проводов от правого переключателя.

Подрулевые переключатели:
1 – левый переключатель;
2 – правый переключатель.
Устанавливаем подрулевые переключатели в обратной последовательности.
Для снятия соединителя переключателей с барабанным устройством снимаем рулевое колесо (см. «Снятие рулевого колеса»).
Снимаем подрулевые переключатели, как показано выше.

Головкой «на 8» ослабляем затяжку стяжного болта соединителя переключателей…

…и отводим соединитель с барабанным устройством в сборе от рулевой колонки.

Нажав отверткой поочередно на фиксаторы колодок…

…отсоединяем две колодки проводов от разъемов барабанного устройства…
…и снимаем соединитель с барабанным устройством спирального кабеля.
Устанавливаем соединитель переключателей с барабанным устройством в обратной последовательности.
При этом…

…выступ на трубе рулевой колонки должен войти в паз соединителя переключателей.

Система рулевого управления Defender (устройство, конструкция и описание)

Система рулевого управления Defender. Расположение элементов.

В систему рулевого управления на Дефендер входят следующие элементы: гидравлический насос (1), бачок для жидкости (2), картер рулевого механизма (3), верхняя секция колонки (4), карданные шарниры (5), нижний вал (6), соединение обжимом (7) и продольная рулевая тяга (8).

На нижнем вале системы рулевого управления имеется соединение обжимом. Оно предназначено для смятия при столкновении. Несоосность верхней секции рулевой колонки и картера рулевого механизма и наличие двух карданных шарниров также предназначено для предотвращения перемещения колонки к водителю при лобовом столкновении.

Картер рулевого механизма на Дефендер расположен за первой поперечиной шасси и соединяется поворотными кулаками колес с помощью продольной рулевой тяги и поперечной рулевой тяги. Гидравлический амортизатор поглощает удары в рулевом управлении, вызываемые отклонением колес при движении по неровному дорожному полотну.

В картер рулевого механизма входят: картер вместе с подшипниками секторного вала (1), крышка с подшипником (2), секторный вал (3), гидравлический поршень/рейка (4), червяк/клапан в сборе с торсионом (5), регулировочные прокладки для центрирования червяка/клапана (6), шариковый подшипник (7), тефлоновые уплотнения для золотника (8), регулятор подшипника, контргайка и уплотнение (9), уплотнение червячного вала, стопорное кольцо и грязеуловитель (10), тефлоновое и резиновое уплотнение для поршня (11), уплотнение торцевой крышки и стопорное кольцо (12), регулировочные элементы для поршня/рейки (13), гидравлический трубопровод (14), штуцер для удаления воздуха (15), контргайка регулировки секторного вала с уплотнением (16), уплотнение крышки (18), уплотнение, шайба и резервное уплотнение (19) и стопорное кольцо и пылезащитная крышка (20).

Элементы картера рулевого механизма с усилителем

Система усилителя рулевого управления на Дефендер

Система усилителя рулевого управления включает в себя гидравлический насос, который имеет ременный привод от двигателя и получает рабочую жидкость от бачка, который также действует в качестве охладителя.

В картере рулевого механизма находится золотниковый клапан самоцентрирования, который является частью червяка/клапана и гидравлического поршня/рейки, чтобы облегчить механическую работу. Золотниковый клапан, который приводится в действие при перемещении рулевого колеса, направляет давление жидкости к соответствующей стороне гидравлического поршня/рейки, чтобы обеспечить усиление.

Работа золотникового клапана

Золотниковый клапан в сборе включает в себя червяк (1), золотник (2), входной вал (4) и торсион (5).

Золотник удерживается внутри червяка регулировочным винтом (3). На его внутренней стенке находятся клапанные порты. Входной вал подсоединен к рулевому колесу с помощью рулевого вала и рулевой колонки и имеет по наружному диаметру клапанные порты, совмещаемые с портами в золотнике.

Когда запрос усиления отсутствует, торсион, который крепится к червяку и входному валу посредством штифтов (6), расположенных на каждом конце, удерживает клапанные порты в нейтральном положении.

Когда запрос на усиление отсутствует, торсион удерживает клапанные порты входного вала и золотникового клапана в нейтральном положении относительно друг друга, позволяя подавать равное давление от насоса (A) к обеим сторонам поршня/рейки (9). Любой избыток жидкости из насоса возвращается в бачок через (B).

Когда рулевое колесо и входной вал поворачиваются, сопротивление работе рулевого управления, передаваемое к червяку, заставляет торсион скручиваться, и клапанные порты смещаются для поворота вправо или влево. Смещение клапанных портов направляет все давление жидкости только к одной стороне поршня и позволяет жидкости (B) перемещаться на другую сторону.

При запросе максимального усиления весь излишек жидкости, выходящей из насоса, вследствие высокой скорости насоса будет циркулировать через распределительный клапан, расположенный в насосе, вызывая быстрый подъем температуры жидкости и насоса.

Только после отпускания рулевого колеса и запроса усиления торсион будет возвращать клапан в нейтральное положение, позволяя жидкости циркулировать через бачок, где она охлаждается.

В маловероятном случае механической неисправности торсиона крупношлицевое соединение (7) между входным валом и червяком обеспечивает возможность сохранения работоспособности рулевого управления, чтобы восстановить контроль над автомобилем.

Работа насоса и регулирующего клапана

Насос, который имеет ременный привод от двигателя – это эксцентриковый роликовый насос. В нем также содержится регулятор давления и клапан управления расходом. Давление управляется подпружиненным шаровым клапаном (3), который расположен внутри поршня клапана управления расходом (4).

Читайте также:  Самодельный комплект для затирки плиточных швов

При отсутствии запроса на усиление золотниковый клапан в картере рулевого механизма действует в качестве предохранительного клапана, позволяя жидкости (A) свободно течь через картер рулевого механизма и назад к бачку и впуску насоса (B).

При повороте рулевого колеса золотниковый клапан эффективно останавливает весь поток жидкости, идущий через картер рулевого механизма, таким образом вызывая увеличение давления (A). Это увеличение давления воспринимается в пружинной камере клапана управления расходом, где, при заданном давлении открывается предохранительный клапан (3), который позволяет сбрасывать давление. Падение давления в пружинной камере позволяет клапану управления расходом перемещаться вправо, что, в свою очередь, позволяет жидкости, выходящей из насоса (A), вытекать прямо во впуск насоса (B).

В случае какой-либо неисправности гидравлического характера возможность рулевого управления будет поддерживаться с помощью механических элементов в картере рулевого механизма, но усилие на рулевом колесе будет очень высоким.

Насос и регулирующий клапан

1 – бачок; 2 – насос;3 – шаровой клапан управления давлением и пружина; 4 – клапан управления расходом и пружина; 5 – заглушка, устанавливаемая по прессовой посадке (шариковый подшипник); 6 – ограничитель.

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ НА ДЕФЕНДЕР

К переключателям на рулевой колонке относится многофункциональный переключатель на рулевой колонке и замок зажигания. И переключатель, и замок зажигания расположены на узле рулевой колонки.

Многофункциональный переключатель на рулевой колонке представляет собой корпус, в котором расположен узел рычага включения указателей поворота и узел рычага управления стеклоочистителями. Многофункциональный переключатель расположен позади рулевого колеса и крепится к узлу рулевой колонки сверху и к корпусу замка рулевой колонки снизу.

Переключатель указателя поворота

Левый подрулевой переключатель

Переключатель указателя поворота

Узел переключателя указателя поворота находится с левой стороны корпуса. Соединение переключателя с главным жгутом проводов осуществляется при помощи разъема на задней стенке переключателя. Рычаг выполняет следующие функции:

• Включение левого/правого указателя поворота

• Переключение ближнего/дальнего света фар

• Сигнализация дальним светом фар

Включение правых указателей поворота выполняется перемещением рычага вверх, а включение левых указателей поворота – перемещением рычага вниз. Рычаг фиксируется в выбранном положении и остается в нем, пока его не вернут в центральное положение, соответствующее выключению указателей поворота. Положения рычага при включении левого и правого указателей поворота соединены отдельными проводами с реле аварийной сигнализации через выключатель световой аварийной сигнализации. При перемещении рычага цепь в реле аварийной сигнализации замыкается на «массу» через контакты в рычаге, установленном в выбранном положении. Реле аварийной сигнализации регистрирует замыкание цепи и включает соответствующие указатели поворота, которые работают до тех пор, пока рычаг не вернется в центральное положение, соответствующее выключению указателей поворота. Выключение указателей поворота выполняется либо вручную (водителем), либо автоматически, при возврате рулевого колеса в положение для движения по прямой.

Переключение ближнего/дальнего света фар и сигнализация дальним светом фар

Переключение ближнего/дальнего света фар и сигнализация дальним светом фар

Включение дальнего света фар осуществляется перемещением рычага вперед (от водителя). Рычаг фиксируется в этом положении, и дальний свет фар остается включенным до тех пор, пока рычаг не будет переведен вручную назад. Для сигнализации дальним светом фар рычаг необходимо переместить назад (к водителю). Контакты переключателя замыкают электрическую цепь, и фары остаются включенными до тех пор, пока рычаг находится в указанном положении. Это положение рычага не является фиксированным, и дальний свет фар, используемый для сигнализации, выключается, когда водитель отпускает рычаг и рычаг возвращается в центральное положение. Контакты, отвечающие за включение дальнего света фар и сигнализацию дальним светом фар, имеют соединение с реле дальнего/ближнего света фар и «массой» посредством разных проводов. При перемещении рычага цепь реле дальнего/ближнего света фар замыкается на «массу» через контакты рычага, установленного в выбранном положении.

1 – прерывистая очистка; 2 – низкая скорость работы; 3 – высокая скорость работы; 4 – один стеклоочиститель.

Правый подрулевой переключатель

Узел переключателя стеклоочистителя и омывателя. Стеклоочиститель

Включение разных функций очистителя ветрового стекла осуществляется перемещением рычага вверх или вниз. Режим однократной очистки ветрового стекла включается нажатием подпружиненного переключателя вверх. Контакт переключателя, соответствующий режиму однократной очистки, соединен одним проводом с таймером задержки электронного блока управления (ECU) и с “массой”. При перемещении рычага цепь таймера задержки ECU замыкается на «массу». Если цепь замкнута, стеклоочистители работают до тех пор, пока сохраняется контакт в переключателе.

Включение прерывистого режима работы стеклоочистителя осуществляется перемещением рычага вниз, до первого фиксированного положения. При этом длительность цикла очистки в прерывистом режиме работы управляется таймером задержки ECU. Стеклоочиститель работает в прерывистом режиме до тех пор, пока рычаг не будет переведен в положение, соответствующее выключению стеклоочистителя, постоянному режиму работы на низкой скорости или высокой скорости. Контакт рычага, соответствующий прерывистому режиму работы, имеет соединение с таймером задержки ECU и «массой». При перемещении рычага цепь в положение, соответствующе прерывистому режиму работы, цепь замыкается. Если цепь замкнута, стеклоочистители работают в прерывистом режиме до тех пор, пока сохраняется контакт в переключателе.

Включение постоянного режима работы очистителя ветрового стекла на низкой скорости осуществляется перемещением рычага вверх, во второе фиксированное положение. Работа очистителя в этом режиме продолжается до тех пор, пока рычаг не будет перемещен в одно из следующих положений: выключение очистителя, включение очистителя в прерывистом режиме, включение очистителя на высокой скорости. Контакт рычага, соответствующий данному режиму, соединен с таймером задержки ECU и «массой». При перемещении рычага в положение, соответствующее работе очистителя ветрового стекла на низкой скорости, цепь замыкается. Если цепь замкнута, стеклоочистители работают на низкой скорости до тех пор, пока сохраняется контакт в переключателе.

Включение постоянного режима работы очистителя ветрового стекла на высокой скорости осуществляется перемещением рычага вверх, во второе фиксированное положение. Работа очистителя в этом режиме продолжается до тех пор, пока рычаг не будет перемещен в одно из следующих положений: выключение очистителя, включение очистителя в прерывистом режиме, включение очистителя на низкой скорости. Контакт рычага, соответствующий режиму работы с высокой скоростью, соединен с таймером задержки ECU и «массой». При перемещении рычага в положение, соответствующее включению очистителя на высокой скорости, цепь замыкается. Если цепь замкнута, стеклоочистители работают на высокой скорости до тех пор, пока сохраняется контакт в переключателе.

Включение омывателя ветрового стекла

Омыватели ветрового стекла включаются нажатием кнопки на торце подрулевого переключателя омывателей/стеклоочистителей на правой стороне рулевой колонки. При нажатии кнопки омыватели включаются немедленно и работают до отпускания кнопки. Контакт кнопки омывателя имеет соединение с таймером задержки ECU и «массой». При нажатии кнопки цепь замыкается. Если цепь замкнута, омыватели работают до тех пор, пока сохраняется контакт.

ЗАМОК ЗАЖИГАНИЯ

Замок зажигания расположен слева от узла рулевой колонки. Замок крепится к литому корпусу устройства блокировки рулевой колонки двумя фиксаторами, которые входят в соответствующие пазы в корпусе.

В замке зажигания предусмотрено отверстие для приводного вала. Приводной вал проходит через замок рулевой колонки. Вал приводится в движение водителем, когда он поворачивает ключ зажигания. Вращение передается барабану в замке зажигания, и два расположенных на барабане контакта замыкают цепь в соответствии с положением ключа в замке зажигания. В каждом из трех положений замка зажигания подпружиненный шарик попадает в посадочное гнездо. Это сделано для того, чтобы водитель почувствовал, что необходимое положение ключа в замке зажигания достигнуто.

Снятие подрулевых переключателей и соединителя переключателей с барабанным устройством спирального кабеля Lada Granta

Инструменты:

  • Гаечный ключ рожковый на 10 мм
  • Отвертка крестовая средняя
  • Ключ трещоточный
  • Головка на 8 мм
  • Головка на 24 мм
  • Маркер
  • Динамометрический ключ

Примечание:

Работу проводите при замене подрулевых переключателей, барабанного устройства спирального кабеля, а также при снятии рулевой колонки и панели приборов.

Снятие подрулевых переключателей

1. Отсоедините клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи.

2. Отверните винты крепления нижнего кожуха рулевой колонки.

Крепление нижнего кожуха рулевой колонки:

1, 2 – саморезы крепления нижнего кожуха к верхнему кожуху рулевой колонки;

3 – саморез крепления нижнего кожуха к соединителю переключателей;

4, 5 – саморезы крепления нижнего кожуха к кронштейну рулевой колонки;

6 – нижний кожух рулевой колонки.

3. Снимите нижний кожух рулевой колонки, выводя рычаг фиксации рулевой колонки через Т-образную прорезь кожуха.

4. Снимите верхний кожух рулевой колонки, отвернув еще два самореза (на фото их места обозначены красными овалами).

5. Сожмите фиксатор разъема левого подрулевого переключателя и отсоедините разъем жгута проводов от переключателя.

6. Сожмите фиксатор левого подрулевого переключателя и снимите переключатель.

7. Отожмите фиксатор разъема жгута проводов клавиш управления маршрутным компьютером и разъедините разъем.

8. Сожмите фиксатор разъема жгута проводов правого подрулевого переключателя и отсоедините разъем от переключателя.

9. Сожмите фиксатор правого подрулевого переключателя и снимите переключатель.

10. Установите подрулевые переключатели в обратной последовательности.

Снятие соединителя переключателей с барабанным устройством спирального кабеля

1. Для снятия соединителя переключателей с барабанным устройством снимите рулевое колесо.

2. Снимите подрулевые переключатели, как показано выше.

3. Головкой на 8 мм ослабьте затяжку стяжного болта соединителя переключателей и отведите соединитель с барабанным устройством в сборе от рулевой колонки.

4. Нажав отверткой поочередно на фиксаторы колодок, отсоедините две колодки проводов от разъемов барабанного устройства и снимите соединитель с барабанным устройством спирального кабеля.

5. Установите соединитель переключателей с барабанным устройством в обратной последовательности.

Примечание:

При этом, выступ на трубе рулевой колонки должен войти в паз соединителя переключателей.

В статье не хватает:

  • Фото инструмента
  • Качественных фото ремонта

Ссылка на основную публикацию