Оригинальная застёжка-фибула своими руками

Что такое фибула? Применение и фото фибулы

«Фибула» — латинское слово. Переводится, как «застежка», или «булавка». Описание расплывчато. В 21-ом веке известны сотни разных зажимов. Но, фибула была одним из первых.

Поэтому, слово «застежка» всех устраивало. Если копнуть глубже, то изначально латинский термин «fibula» применялся в качестве названия грифельных костей лошадей. Скреплять ими одежды начали еще в доисторический период.

Но, современный облик фибулы приобрели к Бронзовому веку. С тех пор предмет стал не просто застёжкой , а конкретной разновидностью булавок. Итак, настало время подробного ознакомления.

Описание фибулы

В основе всех фибул лежит двухсторонняя пружина. Ее изобрели как раз к началу Бронзового века. У ближайшего родственника в ряду застежек – английской булавки, пружина односторонняя. Фибула состоит из иглы и корпуса. Но, корпус, зачастую, в форме обода. Такой облик детали стали придавать в Византии.

Традиция дошла до наших дней. Обычно, обруч разомкнут (подковообразная фибула). Его концы загнуты, или шарообразны. За счет этого игла удерживается на ободе. Раздельные модели почти вышли из обихода. Они не практичны. Игла теряется.

Обручи застежек, как правило, широкие и богато оформленные. Не обязательно используют драгоценные материалы. Но, без гравировки , кристаллов, витых элементов не обходится. Фибула исторически играет двойную роль, не только булавки, но и украшения .

Именно поэтому держатель иглы щедро декорируется. Кельты из Шотландии старались приобретать исключительно золотые фибулы с самоцветами. На них был спрос среди воинов.

Украшениями закрепляли накидки. Многие погибали, не оставив после себя ничего, кроме славы. В этом случае, продавалась застежка фибула, чтобы устроить на вырученные деньги похороны дружинника.

Принцип действия фибулы

Брошь фибула застегивается в три этапа. Ткань прокалывается иглой. Острие проводится снизу вверх, заходя в отверстие обруча.

Финальное действие – завод иглы за один из концов застежки. В итоге, ткань удерживается во всех плоскостях. Английская булавка фиксирует материю лишь в вертикальном направлении. Фибула же крепит ткань еще и в горизонтальной плоскости за счет обруча, который придавливает материю.

У древней застежки есть и еще один «козырь» перед английской булавкой. Последняя называется безопасной. Но, это относительно, ведь изделия нередко расстегиваются, к примеру, при сильном натяжении ткани.

Отверстие фибулы после застегивания становится мало для иглы. К тому же, материя закреплена и в горизонтали, и в вертикале. Возможность, что зажим расстегнется, исключена. Фибула безопасна, не зависимо от модели. Кстати, о моделях. Хоть популярность сыскали подковообразные застежки, существуют и иные образцы. Рассмотрим малоизвестные виды зажима.

Виды фибул

Пойдем по убыванию популярности. Наиболее близка к подковообразной модели римская фибула. Она тоже округлая, но обруч не разомкнут. Зато в нем есть узкий желоб, удерживающий иглу.

Почти забыта венгерская фибула. Она наиболее близка к булавке, вытеснившей ее. Венгерские зажимы делали из проволоки. Один ее конец загибали витком, переводя в иглу.

Другой конец дужки, так же, загибали. Образовавшееся отверстие служило держателем острия. К венгерскому типажу относится пренестинская фибула. Она названа в честь местности, где найдена – древнеримского города Пренесте. Артефакт примечателен надписью. Ее считают наиболее древним свидетельством латинской письменности.

Канула в лету скандинавская фибула. Это как раз та, строение которой раздельное. Игла надета на дужку, а не является ее частью.

Кстати, дужки утративших популярность застежек, тоже подразделяются по видам. Дуговые дужки имеют форму полукруга. Ладьеобразные похожи на них, но значительно утолщены посередине. Последний тип – змеевидные дужки. Они причудливо изогнуты.

«Золотой» век фибул

Фибулы стали массовым явлением в Бронзовом веке и были популярны до конца Средневековья. К 16-му столетию застежки использовали лишь для прихватывания тканей и в качестве украшений .

Но, в римский период зажим использовали и для крайней плоти женщин. Так, античные мужчины добивались соблюдения дамами приличий при виде обнаженных гладиаторов, атлетов.

Зажим был щадящим, без иглы. Особая надпись, — вот чем еще отличалась благочестивая фибула. Купить мужчины соглашались лишь те модели, на которых было выгравировано: — «Пусть она не будет отдана тому, кто потребует».

В свой «Золотой» век фибулы нередко служили и оберегами . Стереотип, что застежка может защищать от злых духов и сглаза перешел на английские булавки. Многие, наверняка, слышали советы прикрепить булавку на свою одежду, или наряд ребенка в качестве своеобразного «телохранителя».

Фибула в наши дни

В 21-ом веке классические фибулы продают лишь в тематических магазинах, торгующих предметами старины и сделанными под старину. Массовое производство застежки не ведется. Антикварные лавки могут и не иметь в ассортименте зажима.

Если цель – винтажный образ, а не историческая подлинность аксессуара, подойдет и фибула своими руками. Римская, или подковообразная застежка делается из обычных шпилек для волос. Одна из них разгибается и образует кольцо.

Концы другой многократно перекручиваются. Так и получается фибула. Фото с мастер-класса указывают, что остается обшить обруч кожей, или ее заменителем. Для «иглы», так же, изготавливается кожаный чехол.

Его нижняя грань длиннее верхней. Это нужно, чтобы вставить булавку в «карман» и, при этом, оставить участок, который прикрепится к кольцу. Зона без металлического элемента даст возможность свободно манипулировать иглой.

Хоть, застежка и позабыта широкой публикой, ее имя живо. К примеру, есть салон красоты «Фибула». На сайте компании не объяснен выбор названия, но есть перечень услуг. Мужские и женские стрижки, укладки, окрашивание, ногтевой сервис и педикюр, — все это предлагает «Фибула» в Самаре.

Специалисты компании, так же, держат кабинет косметологии, предлагают спа-процедуры и посещение солярия. Салон «Фибула» в г. Самара считается достоянием жителей города.

Они оставляют о «Фибуле» лишь лестные отзывы. Интересно, знают ли их авторы, в честь чего назван их любимый салон? Возможно, после прочтения этой статьи знатоков истории станет больше.

Брошь своими руками: все подробности для начинающих

Брошка может быть не просто красивым аксессуаром. Можно рассмотреть ее как атрибут самовыражения, маленькую забавную игрушку для радости и настроения. Это может быть и особенный подарок, своего рода послание, когда хочется поделиться эмоциями и памятными воспоминаниями. Конечно, такое не купишь готовым. Эти броши делают своими руками, ведь никто, кроме вас, не знает подробностей и важных примет памятного события.

Брошки изготавливают и перед событием. Перед большим праздником, например, когда необходим общий знак, визуально объединяющий всех гостей или определенную группу.

Важный элемент в изготовлении броши своими руками — крепление. По сути любая красивая плоская штучка может стать брошкой: из фетра, ткани, полимерной глины, дерева, металла, стекла, фоамирана, натуральных камней. Эту «штучку» размещают на основе-застежке. Разные модели основ крепятся по-разному..

Например, когда делаете вышитую на фетре брошку, можно добавить с обратной стороны еще один слой фетра. К этому слою пришивают крепление. Так удобнее, к тому же это укрепляет брошку и помогает спрятать узелки от вышивки и шитья.

Обратную сторону можно иногда сделать из тонкой кожи. Схема работы такая: на фетре намечается рисунок, потом границы прошиваются декоративной проволокой-канителью, стразовой цепочкой, декоративным шнуром. После этого промежутки заполняются вышивкой, бисером, стразами, бусинами. Затем выкраивается слой фетра или кожи по форме броши, прикрепляется основа (пришивается, приклеивается или пришивается и приклеивается одновременно))) При необходимости декорируется край. На обратной стороне брошки на фото в коже сделаны прорези и крепление остается внутри, под кожей. Снаружи только застежка.

Для объемной броши можно сделать многослойную основу. На базовой слой фетра наклеиваются отдельные детали. К ним добавляетяс еще один дополнительный слой или два. Чем выше над основой, тем меньше детали. В итоге изображение приобретает заметный объем (хотя отдельные слои фетра на такие уж и толстые). Смотрите, как это делается.

Такая же основа используется на брошках в виде жуков и стрекоз. Для того, чтобы сделать объемную фигурку, нужно сделать несколько слоев: отдельно крылья, отдельно туловище. Голову можно сделать из хрустальных бусин. Крылья — это чаще всего проволока, пришитая на фатин (хотя бывает много разных вариаций). Подробнее о создании таких крыльев и вообще о том, как сделать брошки из бисера, читайте в этой статье .

Вот еще различные виды крылышек.

Когда делаете такую брошку своими руками, в центр можно добавить крупный страз. Вот фото с примерами. Сами стразы выбирайте в этом разделе каталога .

Не ко всякому материалу можно пришить основу. К металлу, например, спилу дерева или керамическому значку. Как же тогда сделать брошку? Просто приклеить основу. Лучше всего использовать эпоксидный клей.

Такую же основу используют при изготовлении брошей из ткани. Авторский мастер-класс, как сделать такие брошки, смотрите по этой ссылке. Подробное пошаговое описание и фото.

Цветы могут быть самые разные. Например, из ткани или из пряжи. Чтобы сделать такие, вам пригодятся бусины, бисер, готовые тычинки, готовые листики, ягоды , проволока, металлические подвески, любые другие товары для рукоделия.

Такие цветы очень популярны, расскажу о них подробнее. В мастер-классе по изготовлению ободков, я показывала, как делать такие цветы начинающим. Можно обойтись без специальных инструментов (булек и паяльника). Эта техника подойдет и для изготовления брошей своими руками. Вырезаем лепестки — можно просто круглые заготовки — из ткани, органзы, кружев. Лучше использовать синтетические ткани. Натуральные материалов не получиться опалить свечкой, края лепестков будут сыпаться.

Читайте также:  Самодельный стопор для двери и подхват для штор

Для хлопковых тканей больше подходят такие варианты цветочка.

Фибула: виды и формы первой застежки на одежде предков

Фибула представляет собой старинный аналог застежки для соединения деталей одежды. С помощью нехитрого аксессуара – древнейшего предка булавки – фиксировали накидки на плечах, драпировали платья и кафтаны. Изначально фибулы имели исключительно функциональный характер и простое оформление. Позже их стали носить в качестве изысканного украшения-застежки оригинального дизайна.

Общие сведения и назначение

Выясняя, что такое фибула,стоит знать, что ранние образцы застежки принадлежат железному и бронзовому веку. Им древние предки скрепляли одежду – накидки и плащи – из кожи или грубого полотна. Аксессуар использовали и женщины, и мужчины. Оригинальные версии изделия присутствуют в музейных экспозициях античной эпохи, не менее интересны фибулыиз погребений на территории древней Руси,образцов скандинавских и других культур.

Аксессуар считается предшественником всех современных вариантов застежки. Фибулавыполняет функцию пуговицы, булавки, брошии предназначена для скрепления элементов одеяния. Данным аксессуаром закалывали накидки на груди или плечах, женщины иногда использовали изделие для драпировки подола платья. Фибулыможно увидеть в образах воинов доисторических времен, туниках римских ораторов, роскошных нарядах знати древней Руси.

Древняя заколка для одежды состоит из иглы и корпуса, который чаще всего выполнен в виде обода с разомкнутыми концами. Подковообразная конструкция с загнутыми или шарообразными концами обуславливает прочную фиксацию иглы в нужном положении. Обод предусматривает богатое оформление с применением кристаллов, гравировки, витых элементов.

Исторически аксессуару свойственна двойная функция. Так, застежка-украшение щедро декорируется, зачастую изготавливается из драгоценных металлов. К примеру, шотландские кельты предпочитали золотые заколки с самоцветами. Если воин погибал, не оставив после себя ничего, продавали фибулу и на вырученные деньги устраивали похороны.

Как выглядит Фибула

Аксессуару также присваивали магические свойства и использовали в качестве оберега. Видимо именно этим обуславливается сакральное значение булавки, которую носят от сглаза и порчи. Примечательно, что изначально латинский термин «fibula» применялся в качестве названия тонких грифельных костей лошади. В доисторические времена именно они выполняли функцию крепления на одеяниях предков.

Строение и принцип действия

Заколку-фибулу изготавливали из металла. Это крепкая застежка, с помощью которой удобно фиксировать грубые полотна, кожаные накидки, одеяния плотной фактуры. В основе конструкции лежит двухсторонняя пружина, которую изобрели в начале бронзового века. У английской булавки – современного аналога застежки – пружина односторонняя.

Конструктивные составляющие аксессуара:

  • корпус в виде квадрата, круга или дужки;
  • иголка или штырь с острым концом;
  • иглодержатель в виде желобка или примитивного замочка;
  • пружинный механизм, соединяющий иглу с корпусом.

Простейший вариант конструкции представляет собой скобу и иглу. В корпусе предусмотрен иглодержатель в виде узкого желобка, в который вставляется острый конец штыря. Основание иглы имеет пружинный механизм для плотной фиксации на корпусе.

Принцип работы первого аналога застежки:

  • с помощью иглы прокалывают материал, соединяя концы накидки на плечах или груди;
  • фиксируют конец иглы, вставляя его в специальный иглодержатель в корпусе.

Механизм английской булавки предусматривает фиксацию материи лишь в вертикальной плоскости. Наличие обруча в древнем варианте застежки позволяет крепить ткань еще и горизонтально, придавливая сверху.

Виды и формы фибул

Известные варианты аксессуара классифицируются по разным признакам, в том числе по форме, датировке, месту раскопки:

  1. Римская фибула по конструкции наиболее близка к подковообразной модели, имеет округлую форму, притом обод не разомкнут, и предусмотрен желоб в качестве держателя острия.
  2. Венгерская фибула представляет собой конструкцию из цельной металлической проволоки и напоминает традиционную английскую булавку. Механизм застежки заключается в том, что один конец после спирального витка представляет собой иголку, а второй конец выполняет функцию иглодержателя.
  3. Скандинавская фибулавотличие от цельной венгерской застежки имеет отдельные элементы, которые насаживаются друг на друга.
  4. Греческаяфибула-брошьпредусматривает 2 или 4 спиральных круга, игла-штырь выходит из одной спирали и закрепляется в другой, прихватывая одежду.

Венгерская фибула

Пренестинская разновидность древней застежки для одежды относится к венгерскому виду. На артефакте, найденном на раскопках древнеримского города Пренесте, обнаружена надпись, которую считают наиболее древним свидетельством латинской письменности.

Разновидности италийских фибул

Италийские варианты имеют различные формы дужки и впечатляют разнообразием механизма конструкции. Ранние образцы предусматривают схожее с венгерскими моделями строение спиралевидного иглодержателя. Поздние италийские версии выполнены с держателем в виде плоской пластины круглой формы.

Италийские модели старинной застежки по форме дужки делятся на следующие группы:

  • полукруглые. Модель относится к самим ранним образцам. Дужка выполняется в виде детали одной толщины по всей длине или же с уплотнением на отдельных участках. Корпус имеет гладкую поверхность или оформляется полосами, украшается бусинами;
  • ладьевидные. Дужка полой дугообразной конструкции с утолщением посередине имеет различные варианты иглодержателя;
  • змеевидные. Встречаются образцы с изогнутой в причудливых формах дужкой, как и другие вариации.

Чертрозские фибулы, обнаруженные при раскопках Чертрозы, имеют вытянутую дужку, конец которой представляет собой желоб-иглодержатель с пуговкой и завернутым концом.

Интересные образцы фибул италийских форм обнаружены в могильнике Хальштатта:

  • очкообразные. Изделие выполнено в виде пары спиралевидных кружков, соединенных между собой острием-креплением;
  • арбалетовидные. Застежка предусматривает множество спиралевидных витков с перпендикулярным расположением по отношению к дужке.

Впечатляет оформление отдельных арбалетовидных застежек, в которых окончание держателя выполнено в виде миниатюрной головы животного либо человека.

Подковообразные фибулы

Изделия по форме напоминают подкову, варианты различаются по сечению тулова и оформлением концов.

Спиралеконечные

Изделия выполнены с концами, загнутыми в трубочку. По оформлению дужки делятся на плоские, прямоугольные, круглые, четырехгранные, треугольные. Чаще всего спиралеконечные модели отлиты из латуни и многокомпонентного сплава с преобладанием цинка.

На раскопках на территории Руси в могильниках Тимеревском и Михайловском, Гнездове, во владимирских и приладожских курганах найдены спиралеконечные фибулы, родиной которых считается Швеция. В Новгороде обнаружено 6 подковообразных застежек, которые датируются Xвеком и считаются древнейшими образцами.

С ромбовидными концами

Найденные в Ярославской губернии и новгородских курганах массивные литые образцы с ромбовидными концами датируются X-XI веками. Ромбы покрыты серебром. Подобные варианты изделия встречаются исключительно в погребениях мужчин, у плеча.

В новгородской коллекции можно увидеть также следующие варианты подковообразных фибул:

  • с многогранными головками;
  • с воронкообразными концами;
  • ромбического сечения с гранчатыми головками;
  • с маковидными головками;
  • с конусовидными головками.

Впечатляет оформление подковообразных застежек с зооморфными концами, которые представлены в виде головы дракона. Находка из погребений X века выполнена из латуни, из слоев XIV века – из бронзы.

Кольцевидные фабулы

Модель представляет собой пластинчатый или круглопроволочный обруч. Найденные в Новгороде, Полоцке и Карелии пластинчатые кольцевидные образцы изготовлены по восковой модели и датируются XII-XIV веком. Некоторые из них гладкие, есть экземпляры с насечкой, косыми штрихами, растительным ажурным узором.

Кольцевидные фабулы

Сердцевидные фабулы

В контуры ажурной литой застежки, обнаруженной в слое XIIIвека в Новгороде, вписаны две человеческие фигуры визави. Предполагаемым местом изготовления экземпляра считается Германия, а по манере изображения фигуры напоминают Тристана и Изольду.

Другая сердцевидная застежка из бронзы с растительным орнаментом датируется XII-XIIIвеком.

Фибула в наши дни

Массово использовали фибулу в бронзовом веке, аксессуар имел популярность до конца средневековья. После изделие применялось исключительно для прихватывания ткани и оригинальной драпировки, также в качестве броши-застежки с богатым декором.

При желании дополнить наряд винтажным украшением подходящим вариантом считается фибула, выполненная своими руками. Чтобы самостоятельно изготовить подковообразную римскую застежку, в качестве основы используется пара шпилек для волос:

  1. Одну шпильку выпрямляют, далее оформляют в форме кольца. Полученный обод нужно обшить кожей.
  2. Концы другой шпильки несколько раз перекручивают и выполняют своеобразную «иглу». Далее для нее изготавливают кожаный чехол, учитывая, что нужно сделать нижнюю грань длиннее верхней. Это необходимо в качестве детали для фиксации к кольцу.

При необходимости металлический обруч можно обшить плотной тканью, для декора использовать бусины, камни, бисерную вышивку.

Застёжка-стяжка своими руками

Начну по порядку.
У меня в запасе всегда имеются вот такие замки-застёжки:

Продаются они в магазинах, торгующих мебельной фурнитурой, и называются “Стяжка для раздвижного стола”.

Такие застёжки не годятся для “эстетических” изделий, но для “техногенных” – самое то! ))) Потому что сами крепкие и надёжные, и, к тому-же, обеспечивают очень плотное примыкание крышки к основанию, так как обладают не только “запирающим”, но и “стягивающим эффектом” )))). В самоделках же это особо важно – при их помощи, иногда компенсируется недостаточно точная подгонка. К тому-же, благодаря конструкции, при правильной установке, фактически полностью исключается случайное их открытие!

Стоят они сущие копейки, а потому я стараюсь при случае, всегда купить их в запас.

При помощи их, например, я ремонтирую “чемоданы” электроинструмента, когда “штатные” пластиковые застёжки со временем отламываются :

И это только из опубликованных здесь!
В общем, область применения их довольно широка!

До сих пор у меня не возникало мысли сделать такие стяжки своими руками. Ведь, как уже говорил, стоят они совсем не дорого, а смысл делать что-то есть только тогда, когда это либо даёт существенную экономию, либо, полученное изделие имеет какие-то свойства, которых нет в покупном.

И вот именно такой момент и настал.)))). Работая над очередной самоделкой (которую представлю позже), я столкнулся с тем, что использовать их у меня не получится в виду их размеров. Мне нужно будет уместить застёжки на участке, длиной всего пять с половиной сантиметров!! А они, вместе с крючками, требуют значительно большего пространства.

Читайте также:  Как сделать заворот в оригами

Позвонив в мебельный магазин, я узнал, что других, более мелких размеров, в продаже не бывает, а потому, решил потратить один вечер на их изготовление.

И вот, что мне для этого понадобилось:

1. П-образный алюминиевый профиль, сечением 10 на 10 см. (обрезки).
2. Обрезки корпуса от старого блока питания компьютера.
3. Велосипедная спица.

Сразу скажу, что изначально я планировал просто выгнуть из жести все детали. Но на глаза попались обрезки алюминиевого профиля, которые остались после изготовления арбалета



И я решил, что сделаю верхнюю часть из этого профиля. Ведь это не только сэкономит время, но алюминий в этом случае предпочтителен ещё и потому, что его легче зачистить, его стенки более толстые. А значит, открывая такую застёжку, меньше будет вероятность поцарапаться.))))
“Прикинув” необходимые мне размеры будущего изделия, я нарисовал на профиле его контуры маркером:

И вырезал с помощью УШМ:

После этого я зачистил напильником заусенцы. На алюминии это делать очень просто. (Этот процесс я уже не фотографировал)
При помощи электродрели и сверла, диаметром 2 мм, я просверлил в каждой стенке профиля по два отверстия – одно для оси, второе – для пружинного зацепа:

Теперь нужно изготовить нижнюю (неподвижную) часть стяжки. Она должна представлять из себя “жёлоб” такой-же формы, который должен входить внутрь первого. Подобрать готовый не получится, поэтому я решил его выгнуть из жести. В поисках подходящего материала мой взгляд натолкнулся на корпус от старого компьютерного блока питания. Точнее, на остатки корпуса!))) Я уже отрезал от него металл. Кажется, при изготовлении магнитного угольника из жёсткого диска

Металл вполне подойдёт для моих целей. Он достаточно мягок, а значит, его легко будет обрабатывать! А крепость и жёсткость конструкции будет обеспечена её формой.

Из него я вырезал полоску нужных мне размеров, и выгнул из неё жёлоб. В качестве оправки использовал отрезок листовой стали, подходящей толщины. (В моём случае – 6 мм.)


Отметив маркером, я “отсёк лишнее” болгаркой.))))

Как вы, я думаю, поняли, мне необходимо, чтобы этот желобок полностью помещался внутрь первого,алюминиевого. Когда он туда поместился, я просверлил в нём отверстия, пользуясь отверстиями в алюминиевой внешней детали, как шаблоном.

Теперь можно соединять всю конструкцию. В качестве материала для изготовления оси и пружинной скобы-зацепа, я выбрал велосипедную спицу. Старое колесо валяется в моём “металлоломе”, и уже не раз снабжало меня этим материалом.)))

Велосипедные спицы изготовлены из достаточно пластичной стали. Их, при необходимости, можно выгнуть под любым углом, зажимая инструментом непосредственно возле места изгиба с обоих сторон. При этом, если спицу пытаться согнуть, удерживая концы на каком-то расстоянии – она будет пружинить!

Я выгнул из спицы пружинный зацеп. Для этого я использовал пару маленьких пассатижей:




Зацеп пока не вставляем в приготовленное ему отверстие. Сначала необходимо соединить осью обе половинки изделия.. Ось я решил изготовить из той-же спицы:



Вставив спицу на место, я обрезал её “болгаркой”, и, положив изделие одним боком на импровизированную наковальню, (роль которой выполнил кусок листовой стали, бывший до этого шаблоном)))), чуть расклепал концы аккуратными ударами молотка.

Теперь нужно установить пружину. Но сначала для неё необходимо “сделать место”.)))
Вставив в отверстие для пружины маркер, и “открыв” защёлку, я нарисовал метку в том месте, где концы пружинного зацепа будут торчать изнутри:


Вот теперь убираем болгаркой боковые стенки нижнего элемента, начиная с этой метки и дальше, до конца. Вставляем пружину-зацеп, сверлим монтажные отверстия под шурупы.

Всё. Осталось сделать “ответную часть” – крюк, за который будет зацепляться пружинный зацеп. С выбором материала я долго не задумывался – решил его сделать из той-же жестянки.))).

Вырезал из остатков корпуса полоску, захватив и часть угла – не помешает))):



И просверлил монтажные отверстия под шурупы (гвозди):

Вот, собственно говоря, наше изделие и готово полностью:



Закрылась она с лёгким, слегка ощутимым, “щелчком”. То есть, в самом конце пружина (роль которой исполняет скоба-зацеп) чуть притянула верхнюю часть вниз. Так, собственно, и предполагалось!!

Но тут выяснился один, довольно существенный, “косяк” !))))). Попытавшись её открыть, я столкнулся с тем, что подковырнуть её очень сложно. Уж больно плотно прижался алюминиевый профилёк к основанию.

Решил я эту проблему довольно легко – просто слегка отогнул пассатижами “хвост” вверх. (Хорошо, что сделал из алюминия!))))




Теперь открывать её будет очень удобно, легко поддевая пальцем.
Загибая её, я её немного “покоцал”, поэтому, вооружившись круглым напильником, я зачистил это место:

На фото кажется, что я сделал только хуже!)))). Но это просто отразилась от царапин фотовспышка. На самом-же деле, царапины эти не так видны, и будут легко скрыты краской.

Покраска – следующий ( и окончательный) этап изготовления:





Теперь я смогу её установить . А заняло изготовление трёх таких застёжек всего два часа! А в следующий раз я уложусь и в значительно меньшее время, так как не буду фотографировать поэтапно каждый процесс.)))

Всего доброго! До свидания! Надеюсь, кому-то это описание пригодится!

Оригинальная застёжка-фибула своими руками

Авторская реконструкция исторических костюмов и аксессуаров по мотивам эпохи викингов своими руками.

Пригласили нас московские знакомые на мероприятие, да не простое, а костюмированное, которые я обычно игнорирую, но тут отказаться не удалось и пришлось срочно озаботиться платьем и аксессуарами народов севера Европы эпохи средних веков, да и этнос выбирать не пришлось: “никнейм” мужа давно поставил на нас печать – “варяги”!
Костюмы решено было делать максимально аутентичными, по реконструкциям выкроек, описанных в материалах раскопок. В основном использовались материалы Бирки и Хедебю.

Рекомендуемые ткани: шерсть, лен. В моем случае речь шла о летних костюмах, поэтому преимущество было отдано льну с фактурой домоткани.

Женский исторический костюм по мотивам эпохи викингов.

Для нижнего женского платья использовался тонкий небелёный лён.
Крой традиционный для раннего средневековья:
спинка и полочка представляют из себя два прямоугольника шириной = 1/2 объема груди (обычно этот размер равен ширине домотканного полотна) и длиной до пят, два клина расширяющие платье от зоны пройм, два рукава.
(Схему кроя приложу чуть позднее).
Если у вас стоит задача максимальной аутентичности – все швы выполняются только (!) вручную.
Ворот может быть круглым или с небольшим разрезом спереди для застёгивания маленькой фибулой.

Для верхнего платья использовался лен горчичного цвета, лён цвета жухлой листвы для хангерока и кораловый лён для передника.

У меня уже был кусок ткани для верхнего платья, из которого раскладывался только простой “прямой” крой, для платья с передним вырезом под застегивание фибулой без боковых клиньев, поэтому для удобства шага мне пришлось оставлять снизу боковые разрезы высотой 35 см, но правильнее был бы “глухой” низ со вставками.

Напоминаю, что все швы, включая наружные, выполняются вручную.

Ворот чисто вытачивается кусочком основной ткани.

Отверстия для застегивания фибулой обмётываются нитками.

Так выглядит верхнее платье. Обращаю внимание, что цельнокроеный короткий рукав, как и безрукавный вариант, в качестве прототипа сюрте – “верхнего платья” имеет право претендовать на аутентичность, подтверждения же разрезов по бокам, кроме как в двусоставном ханегроке я не встречала, но позволила себе эту вольность, ведь мой костюм не претендовал на паспоризацию для реконструкции.
И хотя в материалах по Хедебю и Бирке отмечено отсутвие поясов (вероятно нитяных и потому плохо хранящихся), факт подпоясывания основного платья не должен вызывать вопросы, ведь жить без пояса в длинной одежде могут себе позволить лишь обеспеченные женщины, за которых домашнюю работы выполняют слуги или рабы.

Хангерок – простейший “прото” сарафан, застегивающийся на черепаховые фибулы, имел различный крой:
– безшовный, когда два полотнища с лямками для плеч надевались, перекрывая дргу друга;
– прямой;
– трапециевидный, заметно расширяющийся от талии,
Я выбрала хангерок из четырёх деталей трапециевидной формы.
размеры кроя привожу по свои меркам, где главная – объём груди (у меня 88 см, соответственно верх трапеции – 23 см, низ – 46см, длина – по вашему росту, я делала ханегрок длиной до середины голени).
Подобный расклад на ткани встречается в одном историческом исследовании, поэтому я позволила себе сэкономить и разложить весь крой на одном кусочке с учетом сшивания одного бокового клина.

Выполняются основные швы и ханегрок прикидывается на нижнее и верхнее платья.

По низу простым смещением шва выполняется вышивка.
Вообще-то, при раскопках на одежде ранних скандинавов не найдена вышивка, но вероятность использования швов для отделки не исключена, поэтому я позволила себе некоторое отхождение от аутентичности, тем более, что костюм планируется к использованию в обычной жизни.

Выкраиваются и сшиваются лямочки.

Спереди к хангероку пришиваются маленькие “ответные” петли, к спинке – длинные.

Схема застегивания черепаховой фибулы такая: верх фибулы приходится на длинную лямку, застегивающийся низ – на нижнюю маленькую.

Передник я дополнительно расшила своим фирменный лисоглифом.

Так выглядит традиционный женский костюм эпохи виикнгов.

Аксессуары к женскому костюму по мотивам эпохи викингов.

Платье в женском и мужском костюме традиционно застегивалось на фибулы – протопуговицы. Обычно их лили из бронзы и меди, изредка в раскопках встречаются вырезанные из кости.
Мы пойдем по пути наименьшего сопротивления и сплетем традиционную фибулу из медной проволоки. Это несколько нарушит аутентичность изготовления, но только с точки зрения технологии – т.к. проще было отлить заготовку, нежели протягивать проволоку и плести из неё изделие.

Читайте также:  Ручная сеялка своими руками

Для этого понадобится проволока соответствующего сечения, которая отжигается для мягкости, сплетается и отковыватся. Проволоке придается форма фибулы – неполная окружность. Из кусочка проволоки соответствующей длины отковывается и формируется “язычок”.

Подобным образом, можно делать более крупные фибулы для застежки верхней одежды (плащей и накидок) и пряжки для ремней. Для этого понадобится медный прут соответствующего сечения (10-16 мм), который отжигается газовой горелкой, после чего сгибается в кольцо и отковывается крупным молотком для создания брутального рельефа. Единственное отличие фибулы от пряжки – пряжку я дополнительно пропаиваю серебросодержащим припоем.
Из медного прутка отрезается кусочек, подходящей длины для язычка, также отжигается для смягчения меди, тонкогубцами формируется колечко, охватывающее основу фибулы или пряжки, носик язычка отковывается, после чего язычок фиксируется на основании.

Хангерок женский “сарафан” у викингов традиционно застегивался на черепаховые фибулы, для изготовления которых понадобятся обрезки медного листа и немножко проволоки. Кстати, при изучении истории костюма я обратила внимание, что это практически единственное серьезное и принципиальное отличие хангерока от изначального славянского сарафана.
На медной пластине карандашом рисуется овал, соответствующей формы и размера. Медь отжигается и отковывается молотком на мягком резиновой коврике до желаемой формы. Возможен неоднократный нагрев и отковка, в зависимости от качества и состава медного листа.

Ножницами по металлу отрезатются излишки, края шлифуются.

Для украшения фибулы я изготовила из медной проволоки свой фирменный лисоглиф, у меня же не полная историческая реконструкция, а дизайнерская работа, позволяющая некоторые вольности. Проволока припаивается серебросодержащим припоем к наружной части фибулы.

Из проволоки более мощного сечения изготавливается застёжка, напоминающая современную английскую булавку и фиксируется серебросодержащим припоем. В нижней части основания просверливает отверстие для подвеса традиционных бус.

Готовая фибула получилась размером 40х65 мм.

Застегиваются черепаховые фибулы на хангероке – язычками вниз.

Мужской исторический костюм по мотивам эпохи викингов.

Историческая обувь по мотивам эпохи викингов;

Обувь для мужского костюма изготовлена по реконструкции выкроек, известным по захоронениям в Хедебю. Надо сказать, что добиваться четкого деления на “лево-право”, равно как и облегания по ноге (которые периодически встречаются в паспортизированных костюмах реконструкторов эпохи викингов) я не стала: при внимательном изучении вопросов кроя становится понятно, что чётко повторяющей форму стопы эта обувь не была. Кроме того нельзя забывать, что прекрасно сохранившиеся до середины двадцатого века пьексы (традиционная финская обувь) шилась специально широкой, чтобы по необходимости набивать её “сеном” – травой “шуонь”, обычной осокой, которую финны и саамы заготавливали и сушили в летний период.

Позднее, как обычно, выложу выкройку на миллиметровке.

Шов размечается пробойником.

Швы выполняются вручную, низ – “внахлест”.

Верх – обычным швом.

На готовом ботинке выполняются прорези под затяжку кожаного ремешка.

Носилась такая обувь с вязанными крючком чулками из шерсти, сшитыми из льна или на босую ногу. Не исключаю, что, как указывалось ранее, викинги могли использовать сушеную траву, как позднее саамы и финны.
Верх ноги зашнуровывался обмоткой из шерсти или льна. Я сшила обмотку из льна, шириной 10 сантиметров, длинной 4,5 метра. После “ходовых испытаний” выяснилось, что удобнее делать тонкую льняную обмотку несколько длиннее.

Снаряжение по мотивам эпохи викингов.

Важные аксессуары мужского костюма: кожаный пояс, фибула для верхней одежды и поясная сумка.
Для ремня и сумки нам подойдет обувная кожа. Разметку на кожу удобно наносить шилом, а резать ножом для кожи с угловой заточкой (я использую ножи, нарезанные из старосоветского полотна по металлу).
Для ремня нарезаются ленты максимально возможной для отрезка кожи длинны, в моём случае – около метра. Этого не достаточно, чтобы сделать застёжку и традиционный у викингов загиб петли на поясе, поэтому пояс будет удлиняться, сшиваясь из двух частей.

Вручную или специальным инструментом сшерфовываем край кожи под углом 45 градусов, после чего специальным пробойником перфорируем отверстия для ручного шва.

Прошнуровываем шов одновременно двумя нитями, пересекающимися друг с другом, закрепяем и прячем концы нити в шве.

Готовый шов аккуратно уплощаем резиновым молоточком.

Под размер пряжки прорезается ремень. Для этого по наружным краям отверстия пробойником соответствующего диаметра (в моем случае 8 мм), пробиваются два отверстия, которые далее подрезаются ножом, вормируя ровную линию. На кожу наносится разметка шва и прошивается двумя нитками одновременно (навстречу друг другу).

Готовые ремни дополнительно отдекорированы медными концевиками с фирменным знаком лисы.

Поясов я сделала два: мужской и женский, т.к. мои викинги планировали путешествие, в котором оружие могло понадобиться не только мужчине, ведь участие женщин в сражениях является историческим фактом, отраженным, как в древнескандинавских сагах “Хервёр из “Саги о Хервёр”, Брунгильда из “Саги о Вёльсунгах”, Брунгильда из “Саги о Боси и Херрауде”, шведская принцесса Торнбъёрг из “Саги о Хрольве сыне Гаутрека”, воительницы у Саксона Грамматика XII встречается термин skjaldm?r – “дева щита”, “щитоносица”, так и в задокументированных археологических находках оружия в женских погребениях: наконечники стрел (Неннесмо и Клинта, Швеция), копья (Гердруп, Дания), топоры (Боговай, Дания, и Марем, Норвегия) ” 1 и результатах генетического анализа останков воинского захоронения в Бирке (Швеция). 2
И хотя в исландском сборнике законов “Серый Гусь” (K 254) существуют прямые запреты женщинам выступать в роли мужчин (носить мужскую одежду, стричь коротко волосы и иметь оружие), обилие археологических артефактов и литературных источников дают основания выстраивать женский костюм с учётом ношения и возможного использования “в час нужды” холодного оружия, в частности: ручного ножа и меча, в заплечных ножнах.
По форме меча изготавливается выкройка ножен и лента для портупеи.

Нижняя часть ножен усилителями фиксируется на портупее.

По периметру ножен пробиваются отверстия под кожаный шнур (я использовала пробойник 2 мм).

Ножны шнуруются с выводом кончиков шнурков к верхней части ножен, где формируется возможность дополнительной фиксации меча в транспортировочном режиме.

Так выглядит военное снаряжение женского костюма.

Ножны для ручного ножа выполняются из согнутого пополам куска кожи, соединённого медной планкой на медных заклёпках. Технике установки медных заклепок я уделила достаточно внимания.
В верхней части ножен сделана прорезь для ремня и отверстие для кожаного шнура, для транспортировочной фиксации.

Поясная сумка традиционной формы, выполнена в технике наружного шва.

Для её изготовления из кожи кроится две основные детали сумки и две полосы (одна подкрой боковой части, вторая – лямка застёжка). Позднее, как обычно, выложу выкройку на миллимитровке.

Застёжка формируется из двух медных пластин, соединённых медными заклепками.

Медные заклепки формируются традиционным способом из кусочков меди (проволоки), расклепанных с двух сторон молотком.

Нижняя часть застёжки утяжелена медным концевиком с фирменным знаком лисы.

После установки застежки периметр сумки перфорируется пробойником и основные детали сумки вручную сшиваются с боковой планкой.

Верхняя часть сумки прошивается коротким швом, идущим под поясом, одновременно фиксирующем планку застёжки. Традиционная поясная сумка готова. Её можно прошнуровать кожаным или вощёным шнуром, или, как в моём случае, прошить грубой ниткой.

Оригинальная застёжка-фибула своими руками

Брошь-булавка . В последнее время этот вид броши особенно популярен. Как понятно из названия, – это булавка, на которую нанизаны различные дополнения. На такую брошь можно нанизать много разных камушков, подвесок и цепей, что позволит почувствовать себя дизайнером.

Брошь-заколка . Она прикрепляется как зажим на край одежды. Также такую брошь используют в качестве заколки для волос.

Брошь-игла , которая крепится с помощью специальной безопасной иголки.

Брошь-аграф. Это самое распространенное крепление броши: когда игла крепится к броши и заправляется в петлю

  • Брошь-камея . Барельеф камеи обычно светлый – белый, молочный, слоновой кости, бежевый, а основа-овал темный, обычно черного, синего, коричневого или красного цвета. Наиболее распространенный сюжет для камеи – нежный профиль женской головки с четкими гранями волос, шеи и лица. Но также на камеях изображают портреты известных личностей, ангелов, небольшие сюжеты античной мифологии, бытовые сценки, цветы.Сегодня камеи изготавливают из разных материалов, но традиционно они выполнялись из агата, яшмы, оникса, разных кварцев, раковин, перламутра. Овал камеи оправляли драгоценным металлом, украшали жемчугом и драгоценными камнями.

  • Броши-инталии . Это также разновидность геммы, и противоположность камеи, так как изображение выполняется в технике углублённого (отрицательного) рельефа. Вырезают инталии на драгоценных или полудрагоценных камнях или стекле. Овал инталии также часто оправляют металлом, украшают камнями или жемчугом.

Брошь-зажим (кольцо) , исполненная в виде кольца или цилиндра

Брошь-зажим (клипса) – брошь с фиксатором в виде клипсы

Брошь-зажим (с соединением из трех колец) . Конструкция такой броши представляет собой пирамиду из трех колец.

  • Брошь на воротник рубашки добавляет образу лоска. Она стягивает углы воротника ближе к галстуку и таким образом придает ему благородный изгиб.

Три вида броши-булавки для воротника

Булавка-штанга . Такая булавка фиксируется шариками, которые навинчиваются на ее концы. Самая простая и удобная в применении брошь-булавка для воротника.

Булавка-заколка . Она напоминает английскую булавку и просто протыкает концы воротничка. Ее минус в том, что после длительной эксплуатации воротник истрепывается.

Булавка-клипса . Фиксируется такая булавка специальными зажимами на обоих концах аксессуара.

Ссылка на основную публикацию