Соломенный цветок

Особенности плетения поделки из соломы своими руками

Если решили научиться созданию оригинальных поделок своими руками, то можно начать с плетения соломки. Появляется желание смастерить что-то неповторимое, что заинтересует и привлечёт внимание гостей. Кому-то хочется сменить обстановку дома или квартиры, добавить в интерьер изюминку. Настенные украшения или сувениры, купленные в магазине, не доставят столько удовольствия, сколько сделанные собственноручно поделки из соломы. С натуральным материалом приятно и полезно работать, он украсит интерьер. Преображение помещения подойдёт к любому стилю.

Старинные поделки

Сухие стебли — поделочный материал, незаменимый при плетении из соломки для начинающих. Из него делают множество экспонатов. В Древней истории главным занятием было рукоделие. Из соломы делают:

  • корзины;
  • туески;
  • шкатулки;
  • шляпки;
  • лапти;
  • посуду;
  • картины;
  • аппликации.

В давние времена изготовление таких предметов было способом заработать на жизнь, сейчас этим занимаются, как хобби. Кстати, такое увлечение и сейчас приносит прибыль. Многие рукодельницы изготавливают изделия под заказ за большие деньги.

Подготовка материала

Для рукоделия лучше использовать ржаную солому. Стебелёк ржи длинный, в сравнении с остальными злаковыми растениями и прочный. Вымоченная соломка пластичная и мягкая. Пшеничный материал тоже применяют для плетения, но он грубее, короче и толще, чем ржаной.

Заготавливается ржаная солома с конца июля до начала августа, в этот период колосок начинает созревать:

  • Стебельки срезают под корешок. Если материал зеленоватый и сырой, его стоит просушить, чтобы стебли не почернели и не попрели.
  • На просушку стебли выкладывают тонким слоем, периодически переворачивают. Если зелёные стебли сушить в тени, то цвет не теряется. Материал, высушенный на солнце, приобретает золотистый цвет, до белого.
  • Подсушенную соломку очищают от листочков, когда делят на части по коленцам.
  • Очищенные отрезки стеблей сортируют по толщине и длине. Откалиброванную и высушенную солому хранят в бумажных коробках годами, не теряя качества.
  • Для плетения подходят верхние три сегмента, самые тонкие и равномерные.

Перед изготовлением поделок сухую соломку замачивают или запаривают. Нужное количество материала опускают в ёмкость с водой. Для свежей соломки хватит полчаса в воде 20 градусов. Давнишний материал заливают горячей водой и устанавливают гнёт, держат до эластичности, но недолго, чтобы материал не потемнел.

Распаренные стебли оборачивают полиэтиленом, чтобы они не высыхали во время рукоделия. Если после завершения работы осталась влажная соломка её высушивают и используют позже.

Техника и виды плетения

Перед работой нужно потренироваться на бумажных трубочках. Известны четыре вида плетения из ржаной соломки:

  • прямое плетение;
  • спиралевидное;
  • плоские косички;
  • объёмные плетёнки.

Спиралевидная плетёнка

Принцип работы заключается в том, что закрученный жгутик обвивается прочной нитью, лентой, корешком, лыком, берестой и выкладывается по спирали тугими завитками. Толщина жгутика зависит от габаритов будущего изделия, форма придаётся во время плетения. Жгут сворачивают по спирали, увеличивают объём в высоту, если нужно, сужают или расширяют его. Изделия из спирального плетения получаются цилиндрические или шарообразные.

Поделку любого размера начинают плести от середины дна. Пучок тонких стебельков обматывают крепкой верёвкой, сворачивают в тугое колечко. Обвивают кольцо нитью и постепенно накручивают оставшуюся часть жгутика. С каждым оборотом иголку продевают под следующий виток верёвки на предыдущей спиральке. С ростом диаметра круга, между витками нити расстояние увеличивается, и потому, чтобы шаг между витками был равномерный, проделывают холостые обороты нити вокруг жгутика.

Чтобы улитка из жгута получалась прочной, её постоянно скручивают в одном направлении. Следят, чтобы жгут был одной толщины, это контролируют пластмассовой или другой трубкой. В конце работы над каждой улиткой, конец жгута подрезают, чтобы он переходил к тонкому кольцу. Точно так же обматывают нитью — и соединение станет незаметным.

Для плетения ажурного просвета в сосуде или ручках жгут обматывают ленточкой на 7 см и прикрепляют к предыдущей линии, образовывая дугу. Последний спиральный завиток обвивают лентой и, возвращаясь обратно, заделывают просветы. Если для обматывания используют тонкие нити, то работают деревянным челноком вместо иголки. Его изготавливают самостоятельно из твёрдых пород дерева яблоня, груша. На челноке должно быть много бечёвки, при плетении это даёт возможность беспрерывно обвивать жгут соломы.

Спиральные жгуты разного диаметра, уложенные горизонтально, могут выступать в роли ковриков и подставок. Если изготавливают корзину или вазу, то во время плетения на очередном круге увеличивают или уменьшают виток жгута. Для цилиндрического сосуда одинаковые жгуты наращивают вверх по вертикали. При расширении или сужении сосуда увеличивают или уменьшают количество витков соломенного жгута.

Прямые переплёты

Процесс прямого плетения похож на работу ткацкого станка. Для поделки из соломки для начинающих мастеров понадобятся распластанные или сплющенные ленточки соломы. Распаренную соломину рассекают вдоль длины стебля лезвием и разглаживают обухом ножа. Манипуляцию повторяют, пока соломенная лента не станет прямой. Последовательность действий:

  • Выкладывается определённое число ленточек соломы по задуманному размеру вертикально, между собой — параллельно.
  • Концы лент проклеивают или прижимают грузом.
  • Приподнимают чётные соломины через одну и перпендикулярно под них протягивают первую горизонтальную ленточку.
  • Потом приподнимают вверх нечётные стебли и протягивают вторую горизонтальную ленту. Соломинки плотно прижимают друг другу.

Придавив грузом, просушивают плетёнку. Чтобы получилось диагональное плетение, нужно горизонтальные соломенные ленты перекладывать через две вертикальных, а не через одну, и сдвигать плетение в каждом ряду на одну соломинку. Полотно плетёнки при прямом плетении создаёт игру света и тени, подчёркивает фактуру и узор. Такие полотна подходят как фон для салфеток, картин, панно.

При плоском плетении соломенные ленты различаются по плотности, узору, ширине от этого возрастает возможность изготовления необычного экземпляра. Прочность, пластичность и внешний вид полотна зависит от количества соломинок, их толщины и способов плетения. Соединяя плоские полотна, изготавливают декоративные предметы и предметы быта. По количеству соломинок изделия делят на 2, 3, 4-концовки. Самым широким полотном считается плетёнка с одиннадцатью концами.

Плоская отделочная плеть

Для выполнения плоской плети понадобится 4 стебля, которые прочно связывают с одного конца. Два оставляют в середине за основу, двумя другими оплетают края. Под основные соломины заводят одну соломинку, а затем вторую. Первую укладывают сверху основы, притягивают второй и заводят в обратную сторону поверх основы. На другой стороне, первую соломинку снова притягивают второй. Продолжают остальную работу. Ширина готовой плети будет зависеть от количества и толщины соломинок в основе.

Витая косичка

Для плетения спиральной косички закрепляют жгут так же, как и для плоской, и начинают плести. Правую соломину продевают между левой и двумя основными. Второй соломиной обводят конец первой и кладут поверх ядра. Конец просовывают в образовавшуюся петлю справа. Полученный узелок стягивают и продолжают плести. Каждый раз первая и вторая соломины меняются местами. Теперь вторую соломину подводят между первой и основой, а первой, обводят конец второй, и продевают в петлю справа. Тоже затягивают узел.

Плеть будет закручиваться в одну сторону. Для добавления длины к старой соломине приплетать новую. Для ядра выбирают не очень эластичные соломины, а для боков нужны высокопластичные. Тест на пластичность довольно прост: взять вымоченную соломину и завязать узлом. Если узел круглый, без трещин и сколов, то годится поделки из соломки своими руками.

Соломенные цветы

Очень красиво из соломки получаются цветы. Они непохожие с настоящими, но станут украшением любого интерьера и по праву могут называться цветами.

Материал для работы:

  • стебли ржи;
  • атласная ленточка;
  • отрез ткани, нитки;
  • медная проволока;
  • картон;
  • клей пва;
  • канцелярский нож;
  • ножницы;
  • ёмкость;
  • для приготовления раствора — 1 чайная ложка аммиака, 9 таблеток гидроперита, пол-литра воды.

Изготовление поделки:

  • Сделать раствор, смешивая ингредиенты. Опустить соломку в ёмкость с раствором. Отпаривать около 6 часов. Иногда перемешивать массу, для хорошего отбеливания. Соломка промывается, можно приступать к работе.
  • Берут 10 соломенных трубочек и разрезают вдоль волокон, разворачивают. Утюгом проглаживают с внутренней стороны для выпрямления. Наклеивают соломенные ленточки с помощью клея на бумагу. Плотно прижимают. Скалкой разглаживают полотно.
  • Из картона делают трафарет, прикладывают на полотно с обратной стороны и рисуют 12 листочков. Острым ножом вырезают.
  • Готовые листики приклеивают к ткани. Края листочков отделывают нитью, смазанной клеем. Оставляют для высыхания.
  • Вырезают. На картоне рисуют кружочек диаметром 1 см, вырезают и приклеивают к нему 6 листочков. После каждого проклеивания оставляют поделку для просушки. Середину цветков прокалывают в двух местах и крепят к проволоке. Ленточкой обвивают проволоку и цветок готов.

Чтобы собрать букет из нескольких цветов, повторяют все шаги.

Ёлочные игрушки из соломки

Если включить фантазию, то из ржаной соломки на основе квадратов и многоугольников можно создавать ёлочные игрушки. Принцип плетения геометрических фигур одинаков и потому достаточно научиться плетению квадрата.

Работу начинают с каркаса. Две соломенные палочки располагают крестообразно и крепко связывают между собой. Одновременно прикрепляют соломенную ленту. Ей последовательно обвязывают палочки крестовины — получается первый завиток квадрата, продолжают выполнять обвивание стоек крестовины до конца. Окончив плетение, кончик заделывают под соломинку с противоположной стороны.

Форма будущего многоугольника зависит от формы крестовины: для шестиугольника понадобится крестовина из трёх соломин, а для восьмиугольника — из четырёх. Каркас можно сделать из медной проволоки, потому что он оплетается соломкой и проволоки не видно. Конструкция будет крепче, и её можно использовать для стенок шкатулок. Применяют соломенные ленты разного цвета, в переплетении они подчеркнут натуральную красоту изделия.

Соломенная корзиночка

Сделать корзину из соломы очень просто. Главное, определиться с формой и размерами будущей корзинки. Чтобы облегчить плетение из соломы, для начинающих мастеров за основу можно взять обувную коробку. Дно коробки послужит днищем корзины. Стебли соломы приклеивают к картону и начинают плетение. Все стебли поднять, кроме одного. Оставшимся соломинкой аккуратно обвивать вертикальные. Для наращивания оплёточного стебля, берётся следующая соломина, прикладывается к первой и смазывается клеем ПВА. Готовую корзинку украшают лентами. Ручку для корзинки сделать из витой косички.

Кокетливая шляпка

Из четырёх соломин плетётся лента-коса. Приклеивая следующие соломины, добавляется длина, так как лента нужна 15 метров для среднего размера шляпки 57 см. Плетёную косу увлажняют небольшими участками.

В процессе сшивания шляпки: важно выделить поля, донышко и тулью. Сшивают шляпку с донышка. Хорошо увлажнённую косичку, загибают на 6 см от конца, сшивают согнутый конец иглой с ниткой. Шить с изнаночной стороны, чтобы с лицевой стежки были мелкие, незаметные. Ленту изгибают ещё раз и снова прошивают. Донышко сшивают вкруговую, по спирали. Хорошо увлажнённая плетёнка не будет трескаться при сшивании, а шляпке легко придать любую форму.

От донышка плавно переходят к стенкам шляпы. От стенок к полям переходят образуя прямой угол. Примерная ширина полей — 10 см. Для придания формы и выравнивания неровностей используют горячий утюг. Конец ленточки пришивают несколькими стежками. Лишнее отрезают.

Плетение из соломки: Изумительно теплые работы в закладки 29

Плетение – одно из древнейших ремесел. Солома – это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму.

Читайте также:  Технология выращивания перца Алекса Казанского

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Это доступный материал, не требующий сложной технологической обработки.

Ржаная солома держит форму при плетении. Наши предки делали из нее посуду, в которой потом хранили зерно, потому что солому не едят мыши. Этот феномен уже в наше время исследовался учеными, и оказалось, что это действительно так.

Подготовка соломы для плетения

1. Лучше всего использовать для плетения ржаную соломку. Стебель ржи среди всех злаковых растений имеет наибольшую длину и отличается прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Пшеничная соломка пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

2. Заготавливай соломку в конце июля – начале августа, когда колос только начинает наливаться. Стебли срезай у самой земли. Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, её нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и станет непригодной для плетения.

3. Суши солому, разложив стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически поворачивая. Зелёная соломка, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Солома, высушенная на солнце, выбеливается и её золотистый оттенок усиливается.

4. После сушки солому следует очистить от листьев. Делать это удобно, разрезая стебель на отрезки между узлами. Отрезая коленце, одновременно снимай листья, скреплённые с ним.

5. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируй по длине и толщине. Хорошо просушенную и рассортированную соломку можно хранить в картонных коробках не один год, при этом она не теряет своих декоративных и пластических качеств.

6. В плетении чаще используют три верхних, наиболее тонких колена, которые имеют равномерную толщину по всей длине.

7. Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы, необходимые для работы, погрузи в большую ёмкость с водой. Если солома заготовлена недавно, замочи её на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому залей горячей водой и, прижав гнётом, выдержи до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не оставляй солому в воде продолжительное время, чтобы она не почернела.

8. Вынув из воды, заверни соломку в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.

9. Если осталась неиспользованная солома – просуши её. Впоследствии её снова можно будет использовать.

Работы мастера народных художественных промыслов Кировской области Сметаниной Ларисы Вениаминовны

Технологии и виды плетения

Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.

Спиральное плетение (рис. 1). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками.

Рис. 1. Спиральное плетение: а – начало плетения; 6 – соединение жгута бечевкой; в – приспособление для контроля за толщиной жгута; г – окончание плетения; д – челнок для стягивания жгутов.

Прямое плетение (рис. 2). Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой.

Полотняное переплетение ведут по схеме (а) в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом.

Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т.д. Соломины плотно подгоняют друг к другу.

Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину.

Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.

Рис. 2. Прямое плоское плетение: а – полотняное, б – диагональное.

Плоские плетенки.

Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности.

Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения.

По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

Процесс выполнения плетенки: трехконцовки,

Рис. 3. Плетенка-трехконцовка.

Плетенка-четырехконцовка (рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения.

Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой – вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г)

После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.

Рис. 4. Плетенка-четырехконцовка.

П летеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них – квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а).

Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают.

Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины

Рис. 9. Плетение квадрата.

Мастер-класс Ольги Путинцевой

Форма каждого многоугольника определяется формой крестовины: для шестиугольника – это три пересекающиеся соломины, для восьмиугольника – четыре.


Приготовим четыре довольно длинные и равномерные по толщине соломины.
Проденем в каждую для жесткости тонкую медную проволоку.
Скрепим все по центру ниткой в цвет соломы.
Распределяем так, чтобы были одинаковые промежутки между соломинами.

Закрепляем длинную соломину, с помощью которой будем оплетать приготовленную крестовину.
Соломину выбираем как можно длиннее, для того чтобы было меньше соединений.
Оплетаем поочередно каждую соломину в крестовине, стараясь укладывать как можно плотнее каждый последующий виток.

Когда соломина заканчивается, оставляем небольшой хвостик, срезаем по косой и проталкиваем в новую соломину для продолжения плетения.

Заканчиваем оплетать крестовину, когда достигнем нужного диаметра донышка.
Заправляем хвостик на изнанку и закрепляем его к одной из несущих соломин.

Выполняем две детали одинакового диаметра.
Затем высушиваем под прессом.
После сушки обрезаем лишние “хвосты” у крестовин под углом 90, если нужен резкий переход.

Высушенные донышки складываем изнаночной стороной внутрь, скрепляем за несущие конструкции с помощью иголки и нитки.

Плетем декоративный элемент – зубатку четырехконцовку, для того чтобы закрыть края донышка.

Старайтесь повторять последовательность плетения. Это несложно. У вас обязательно получится.

Расплющиваем еще влажную зубатку для того, чтобы она стала тонкой, ровной и более блестящей.

Пришиваем готовую соломенную тесемку по краю донышка одновременно с обеих сторон, стараясь не допускать совпадения стыков.
Донышко готово.

Плетения на сухой соломке не получится, поэтому ее нужно предварительно хорошо вымочить в горячей воде.

Вам потребуется:

  • подготовленная солома
  • ивовый прут или рогоз
  • х/б нитки под цвет соломы
  • клей ПВА

Приступаем к работе. Отберем 20 штук соломин длиной примерно от 10 до 15 см. Отмеряем отрезок нити, которую затем складываем в 4-5 раз. Длина нити в сложенном состоянии должна быть примерно 25 см.

Для стебля цветка берем ивовый прут или рогоз (камыш). Немного клея ПВА нужно будет капнуть на конец прутика. Отобранную соломку приложим к пруту и максимально крепко обмотаем приготовленной нитью. Так, мы получили тычинку цветка.

Теперь возьмемся за лепестки. Вам нужно приготовить 9 соломин, примерно одинаковых по длине и толщине. Начинаем с двух мокрых соломинок, которые мы кладем крест-накрест. А потом загибаем, как видно на фото ниже.

Теперь небольшая хитрость. Представьте, что перед вами человечек с ручками и ножками. Берем его правую руку и заводим назад, а левую нужно загнуть вперед. Теперь руки меняем местами.

Далее еще одну соломину вставляем так, чтобы крест по центру плетения оказался над соломинкой, а «ножки» были сзади. Теперь загибаем перекладину назад и помещаем ее сверху одной из «рук». С левой частью проделываем тоже самое. И повторяем все шаги до тех пор, пока вы не сплетете желаемую длину для вашего цветка.

Далее крайнюю соломину нужно завести за одну из следующих за ней. Тоже повторить с другой стороны, а в серединке их нужно перекрестить. Плетем так и дальше, пока соломка не начнет заканчиваться. Мочим солому, если она начинает подсыхать. Доплетаем до конца и завязываем ниткой. Сплетите 5-6 таких лепестков.

Теперь будем собирать наш цветок. Приготовьте нить в несколько сложений длиной 35 см и ПВА. Берем нашу тычинку на прутике, капаем на нее клея и прикладываем первые 2 лепесточка. Приматываем концы нитью и завязываем на узел. Приклеиваем и приматываем остальные. Лишнюю нить обрезаем. Наш цветок из соломки готов!

Для плетения плоской плетенки (рис. 11) берут четыре соломины, прочно связывают их концы. Две средние соломины являются как бы основой – ядром, которое оплетают двумя другими соломинами, находящимися по краям. Под средние соломины заводят сначала соломину 1, а затем соломину 2 (б, в). Соломину 1, в свою очередь, укладывают поверх ядра, притягивают сверху соломиной 2 (г) и загибают в противоположную сторону поверх ядра (д). Уже на другой стороне соломину 1 снова притягивают соломиной 2 (е). В той же последовательности ведется и остальное плетение (ж, з). Ширина отделочной плетенки зависит от количества соломин в ядре.

Рис. 11. Плетение плоской отделочной плетенки.

Витую плетенку (рис. 12) закрепляют так же, как плоскую, и начинают плетение. Расположенную справа соломину 1 просовывают между соломиной 2 и двумя центральными соломинами (б). В свою очередь, соломиной 2 огибают конец соломины 1, выводят ее поверх центральных – ядра и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 1 (в). Полученный узел затягивают покрепче и продолжают плетение. Соломины 1 и 2 меняются ролями: теперь уже соломину 2 просовывают между соломиной 1 и ядром, а соломиной 1 огибают конец соломины 2 и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 2 (г). Полученный узел также затягивают покрепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетенка будет равномерно закручиваться по часовой стрелке. Кончающуюся боковую соломину наращивают, вставляя в очередную петлю конец новой соломины. Соединение будет более прочным, если некоторое время переплетать старую соломину вместе с новой. Соломины ядра могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны быть высокопластичными. Для проверки этого качества из партии замоченных соломин берут одну-две и завязывают простым узлом. Если узел получится округлым, без сколов и защепов, а солома вокруг него не треснула, то такой материал вполне годится для плетения.

Рис. 12. Плетение витой отделочной плетенки.

Соломенные бусы делают из отдельных бусин, нанизывая их на нить. Сначала надо потренироваться на бумаге. Берут бумажную ленту шириной 1 см, длиной 15 см. Сгибают полоску семь раз на квадратики и нумеруют их цифрами от 1 до 7 слева направо. Двумя первыми квадратиками складывают треугольник, придерживая их левой рукой, а правой, совмещая под прямым углом верхнюю сторону квадрата 3 с верхней стороной квадрата 2, перегибают ленту по месту сгиба и накладывают квадрат 4 на квадрат 1. Поворачивают фигуру к себе и накладывают квадрат 5 на квадрат 2, затем квадрат 6 – на 3, а 7 – на 4. Бусины выполняют из соломенной ленты шириной 8-10 мм, концы ее заправляют под бусину и обрезают. Для бус одного размера берут ленты одинаковой ширины. Если нужно сделать разновеликие бусы, готовят ленты разной ширины. Делают бусы такой длины, чтобы они свободно проходили через голову (приблизительно 50 бусин); нанизывают их на нить через углы. Освоив основные виды и способы плетения из соломки, можно приступить к изготовлению несложных изделий (салфетки, подставки, корзины, шляпы). Но прежде необходимо ознакомиться еще с приемами сшивания плетенок.

Сшивание плетенок. Изделия из плетенок сшивают вручную иглой или же на швейной машине. В зависимости от назначения изделия выбирают вид плетенки и способ сшивания – встык или уступом.

При сшивании встык (рис. 13) иголкой поочередно зацепляют края сплачиваемых плетенок и стягивают их как можно плотнее ниткой. Сшитые таким образом плетенки представляют собой ровную поверхность, поскольку все они находятся на одном уровне. Встык скрепляются плетенки при изготовлении циновок, ширм, декоративных панно и т.д.

Плетение из соломки.Мастер Лариса Гуржий.
Четверг, 18 Октября 2012 г. 16:32 + в цитатник

Панно из соломки своими руками

Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Молчанова Томской области
Мастер-класс «Цветочные фантазии»
Художественная обработка природного материала (соломка)
Человек по натуре своей – художник.
Он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту.
Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду
М. Горький

Любовь к природе рождает любовь ко всему прекрасному, пробуждает в человеке глубокие раздумья, наполненные проникновением в мир чудесной мечты.
Одним из красивых, стильных современных материалов для создания эксклюзивных вариантов декоративно-прикладного искусства является экологически чистый природный материал – соломка овса, пшеницы, ржи, которая может произрастать в любом районе Томской области, России. Её эксклюзивность заключается в том, что это натуральный природный материал.
Аппликация из соломки, очень привлекательна, красива. С соломкой приятно работать: она золотая, гладкая, гибкая, пахучая, даёт большой простор для творческого развития, гибкости, точности в выполнении действий.
Сейчас «соломка» стала редкостью, свое искусство в этой области показывают лишь немногие мастера. Изделия, созданные их руками, приобрели славу лучшего национального сувенира, экспортируются и хранятся во многих музеях мира.
История развития промысла.
Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском деле материалом – соломой крыли крыши домов, хлебов, амбаров. Ею кормили скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали, Ярило – солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке. Языческие обряды давно забыты, а древнее соломенное ремесло возрождается как вид народного декоративно-прикладного искусства.
Как поделочный материал она давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины, России. Ей украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки. Приемами изготовления, выверенным многими поколениями мастеров, может научиться каждый, если есть желание, любовь к делу и терпение.
Работа с экологически чистым природным материалом.
Вся работа опирается на принцип дидактики: от простого к сложному. Большое значение приобретает многократность действий. Аппликации из соломы необычайно привлекательны – они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в одном положении. Составляя из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото.
Красивые поделки, выполненные своими руками, можно дарить, они создают уют в доме, развивают фантазию, творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость.
Работа с соломой оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций человека, инициирует способность к самостоятельному творчеству. Результат труда приносит творческое удовлетворение, происходит углубление эстетических, трудовых и политехнических знаний, формируется ряд специальных навыков культуры труда, пробуждается интерес к профессиям. Занятия по работе с природным экологически чистым материалом способствуют формированию универсальных способностей, творческой направленности, то есть таких качеств личности, которые потребуются молодым людям в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они не занимались.
Цель: воспитание интереса и любви к народному творчеству, трансляция опыта работы по художественной обработке экологически чистого природного материала (соломы).
Задачи:
• формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
• освоить технологические приёмы и способы обработки соломки;
• использовать аккуратно и экономно материал;
• передавать выразительность образа;
• способствовать формированию профессиональной ориентации и самоопределению.

– клей ПВА и «Титан»;
– соломка, калька, бумага чёрная «под кожу», рамочка (для оформления работы);
– бисер, паетки, сутаж , золотая тесьма.

Работая с инструментами необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности по обращению с утюгом, ножницами, колющимися предметами.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
• Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
• Клади ножницы кольцами к себе.
• Следи за движением лезвий во время резания.
• Не оставляй ножницы раскрытыми.
• Передавай ножницы кольцами вперед.
• Не играй ножницами, не подноси к лицу.
• Используй ножницы по назначению.
Правила техники безопасности при работе с утюгом:
• Подготовь рабочее место к работе, убери всё лишнее.
• Проверь исправность вилки и изоляции электрического шнура.
• Убедись в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места утюжки.
• Работай, стоя на диэлектрическом коврике.
• Перед работой установи необходимую температуру нагрева платформы утюга.
• Ставь утюг на подставку платформой вниз при кратковременных перерывах в работе.
• Следи за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура.
• Не касайся горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук.
• Не оставляй без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара.
• Следи за нормальной работой утюга, не давая ему перегреться.
• По окончании работы утюг отключи, вынимая за вилку, только сухой рукой.
Правила техники безопасности при работе с клеем:
• используй кисточку для нанесения клея;
• используй салфетку, чтобы очищать поверхность от клея;
• после работы клей обязательно закрыть.

Заготовка соломы для работы.
Заготовку производят после созревания растений, когда солома приобретает золотистый оттенок. У каждой соломины отрезают ножницами колос, удаляют покровные листья, а затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют, разделив их на части с учётом длины и толщины. Чтобы часть соломин приобрела равномерную и насыщенную золотистую окраску, их выдерживают примерно два – три дня на солнце.
Технология изготовления соломенных панелек

4. Регулируя температуру нагрева платформы утюга, придать соломенным панелькам разный тон.

Последовательность выполнения декоративного панно из соломки.

Мастер-класс «Изготовление соломенного цветка»

Толстоброва Светлана
Мастер-класс «Изготовление соломенного цветка»

«Виготовлення солом’яної квітки»

Виконала: Керівник гуртка «Народні ремесла» Толстоброва С. К.

Тема: «Солом’яна квітка»

Мета: навчитися власноруч виготовляти солом’яну квітку. Розвивати фантазію,

уяву для створення солом’яних виробів.

Обладнання: експонати солом’яних виробів, світлини робіт з житньої соломки,

світлини робіт народного мистецтва.

Матеріали:

Трубчаті житні соломинки довжиною 20 см – 10 шт;

Трубчаті короткі соломинки довжиною 5 см – 20 шт;

Тип заняття: формування нових знань та вмінь.

Хід майстер – класу

1. Організаційні питання.

Соломоплетіння – одне з найдавніших народних ремесел. Воно почало розвиватися в той період, коли виникло землеробство. З злаків пшениці, ячменю, жита виникла солома – яка знайшла своє місце в житті селян. Після збору врожаю і обмолота зерна соломи завжди було у достатку. Снопами обмолоченої соломи покривали дахи, виготовляли матраси, набивали соломою подушки, вигодовували домашню скотину. Солома служила підстілкою тваринам, а у неврожайні роки її навіть підмішували у хліб. Солома взувала й одягала селянина, служила йому постіллю і утепляла будівлю. Із соломи люди навчилися виготовляти брилі, кошики, половиці та інші господарські речі.

Землеробські народи наділяли стеблі зернових рослин особою силою, вірили, що в них живе дух житнього поля. Тому всі речі зроблені саме з соломи злакових рослин – вважаються сильними народними оберігами. Тому не дивно, що жито – це життя, пшениця та ячмінь – достаток у родині, овес – багатство.

Сьогодні я пропоную на нашому майстер – класі виготовити з житньої соломки – соломьяну квітку.

Теплий сонячний матеріал буде мати велику магічну силу. Той, хто вперше спробував переплести соломинки вже не зможе випустити їх з своїх рук доки не сплете витвір народного мистецтва.

3. Техніка безпеки при роботі з інструментами.

4. Практична робота:

Інструкція по виготовленню солом’яної квітки.

Колунком розпускаємо соломинки на смужки. З 10 соломинок в нас виходить 40 смужок. Із цих смужок виконуємо «білоруський» листочок, використовуючи дві смужки.

Вгорі перекладаємо праву на ліву зверху матовою стороною, тобто внутрішньою стороною соломки.

Ліву довгу смужку перегинаємо у правий бік під низ правої короткої смужки.

Праву довгу смужку перегинаємо у лівий бік під низ лівої короткої смужки. Посередині повинен утворитися хрест.

Короткі смужки не плетуться, вони осьові, працюємо тільки з довгими!

Й в такому порядку виконуємо роботу до кінця, доки не закінчяться довгі смужки. В кінці збираємо смужки в пучок й перев’язуємо ниткою.

Таких листочків маємо сплести 5 – 6 шт.

З коротких трубчатих соломинок виготовляємо тичинки для майбутньої квітки. Беремо одну соломинку та вгорі зав’язуємо вузлик. Таких тичинок має бути 20 шт. Перев’язуємо утворені тичинки міцно ниткою в пучок.

Навколо зав’язаних в пучок тичинок охайно прив’язуємо по одному наші листочки.

Ножку квітки замотуємо довгою солом’яною смужкою.

СОЛОМ’ЯНА КВІТКА ГОТОВА!

5. Підведення підсумків. Оцінка роботи учнів та виставка виконаних солом’яних квіток.

Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства» Фотоотчет. «Волшебный мир соломенного царства».Лариса Гацко. Блог. Весной-травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою.

Мастер-класс «Цветок «Колокольчик». Изготовление цветка в технике «оригами» детьми старшей группы Оригами – очень полезный процесс для растущего детского организма, для гармоничного формирования личности и, вместе с этим, увлекательное.

«Гиацинт». Мастер-класс бумажного цветка Чем ближе праздник мамочки,тем чае,и дети и воспитатели задумываются. Что же такое придумать интересное для подарка? Ведь нужно что.

Мастер-класс «Изготовление цветка ромашки для использования в сюрпризных моментах в ООД» (для воспитателей детских садов) Данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов и группы продленного дня. Я покажу вам как.

Мастер-класс для родителей «Изготовление цветов» Мастер-класс «Изготовление цветов» Опыт работы воспитателя МДОУ”Камышинский детский сад” Тюриной О. П. Мастер – класс для родителей воспитанников.

Мастер-класс «Пион» по изготовлению цветка из гофрированной бумаги Материалы, необходимые для работы: – Гофрированная бумага любого цвета для цветка и зеленого цвета для стебля и листьев высокой плотности.

Поделки из соломы своими руками фото, мастер класс, соломоплетение пошагово

Поделки из природного материала ласкают глаз естественной красотой и простой формой. Всякий сучок, камень или нарост на дереве может превратиться в колоритный сувенир. Надо всего лишь внимательно присмотреться к окружающему миру и попытаться подать потаённый образ, заключённый в заурядном предмете. Умелый мастер может вдохнуть жизнь даже в самую заскорузлую корягу, лишь только проявить чуть-чуть выдумки и смекалки. Умение наблюдать, слушать природу, изведать радость творчества – вот бесценные качества, что приносят занятия с природным материалом.

Панно из соломки своими руками

У опытного мастера всё пойдёт в дело, будь то листик с дерева, сухая трава или солома! Только не надо путать – поделки делаются именно из соломы, а не из сена! Если задумались, что сделать из соломки, например, к новому году – это могут быть различные куклы, изображающие символ этого года по восточному календарю – поросенок или лошадка. Можно сделать бычка или козу – в зависимости от того, чей год наступает, или в какой год родился человек, которому вы планируете приготовить эту поделку в подарок на день рождения. А в помощь вам – если вы новичок в этом деле – инструкции и схемы на нашем сайте, чтобы вы могли разобрать процесс пошагово, а также полезные видео и картинки.

Вещи из плетёной соломки очень воздушны, прочны и приятны на ощупь. С давних времён её применяли для изготовления мебели, шляп, бытовой утвари, забавных безделушек и украшений. Превосходно смотрится соломка в виде композиций на коробках, ларцах и панно, выполненными своими руками.

Солома – пластичный материал, мастерить из него одно наслаждение.

Создание панно своими руками из соломки преследует несколько целей:

  • Использование соломенных изделий в эстетическом воспитания детей.
  • Изучить возможности соломенных стеблей и применить плетение из соломы в изготовлении сувениров.
  • Ознакомиться с приёмами создания панно из соломки.
  • Вырабатывать детские творческие способности через выполнение изделий из соломы.
  • Привить добросовестность, внимательное и рачительное отношение к окружающей среде, прилежание при плетении из соломки начинающим художникам.

Галерея: поделки из соломы (25 фото)

Инструменты и материалы

  • Режущий инструмент (ножницы).
  • Кисти.
  • Водорастворимая краска (гуашь).
  • Канцелярский клей.
  • Мебельный лак (ПФ – 283).
  • Ватные тампоны или диски.
  • Самоклеющаяся плёнка.
  • Плотная бумага или картон.
  • Бумажные листы в клеточку.
  • Пшеничная солома.

Охрана труда.

Обратить внимание детей на осторожное обращение с острыми предметами, на пользование горячим утюгом и на покрытие изделий мебельным лаком.

Заготовка соломы

Соломой называются сухие побеги хлебных злаковых культур (к ним относятся: рожь, пшеница, овёс, ячмень), оставшиеся после обмолота. Соломенные стебли наиболее распространённый и известный природный материал для аппликационных работ.

Из пересохшей соломы изготовить поделку очень сложно. Соломенные стебельки быстро ломаются от небольшого усилия. Но если их распарить, тогда травинки становятся эластичными и податливыми для глубокой переработки. Теперь можно начинать плетение, изгибать и формировать побеги в будущее изделие. После сушки великолепно сохраняет заданную фигуру. Блестящая поверхность, мягкий приятный цвет и лёгкость обработки делают солому ценным природным материалом для создания изящных вещичек.

Для занятий годится только крепкий и ровный стебель. Заготовку сырья предлагается вести вручную по окраинам полей. Сухой соломенный росток полностью очищается от листьев и корней. В работу пойдёт середина и низ растения. Собранный материал следует разрезать на несколько кусков в узловой части соломины. В таком виде очень удобно складировать и хранить соломенный материал для плетения.

Подготовка к плетению из соломки своими руками

  1. Чтобы избежать поломки стеблей, необходимо их распарить. Подобрать крепкие без изъянов побеги и положить в посуду с большим дном. Соломины должны лечь целиком. Залить горячей водой. Прикрыть таз и оставить размокать на 2-3 часа. Теперь мягкую соломку можно легко сплетать и сгибать в произвольном направлении.
  2. Не нужно готовить больше материала, чем требуется для плетения. Если всё-таки остался излишек сырья, его лучше высушить, завернув в полиэтиленовую плёнку или плотную материю.
  3. Для создания аппликации необходимо стебли соломы пустить на полоски. Соломина бережно рассекается вдоль стебля остриём ножа или ножницами.
  4. загладить каждую заготовку и положить в коробку.

Наклейка соломенных полос.

Далее следует важный этап предварительной работы — наклейка полосок из соломы. Отутюженные ленточки приклеить на листы бумаги вплотную друг к другу без зазоров, раскладывая их по цвету. Бумагу с соломкой отгладить нагретым утюгом и уложить под гнёт или под стопку книг.

Техника аппликации из соломки

Вся операция аппликации цветов из соломки выполняется в несколько этапов:

1. Подбор эскизных рисунков.

2. Изготовить по наброску трафареты из плотной бумаги или картона. Шаблоны для цветов из соломы пронумеровать цифрами, чтобы упорядочить ход работ.

3. Подготовить листы с наклеенной соломкой, положить изнанкой вверх. Установить пронумерованный трафарет на листок с соломой и описать его по контуру, учитывая направление полосок. Шаг за шагом исполнить обрисовку всех трафаретов, постоянно сверяясь с образцом.

4. Осуществить вырезку заготовок. Операция выполняется с изнанки по контурной линии. Стричь бумагу и солому следует сразу вместе, края у заготовок получатся красивыми и ровными.

5. Наклеить все детали рисунка на фоновую заставку, учитывая его композицию.

6. Раскрасить цветы и листья панно пёстрой гуашью.

7. Готовое произведение обработать мебельным лаком. Поставить на просушку.

Подготовка основания для картины

Важным этапом работ по изготовлению настенного панно из соломки является сборка основания для картины. Лучше всего подойдёт фоновая заставка тёмного цвета из самоклеющейся плёнки.

1. Картонку, вырезанную по размерам эскиза, обернуть самоклеющейся плёнкой.

2. С изнанки по контуру картины наклеить небольшую окантовочную полоску.

3. С тыльной стороны вверху панно приклеить маленькую верёвочную петельку, чтобы повесить узор на стену.

Составление композиции «Нарциссы», мастер-класс

1. На задний план наклеить цветок и стебелёк, постоянно сверяясь с эскизным рисунком. Следует оставить между детальками маленькие щели в 1-2 мм.

2. Постепенно шаг за шагом приклеить оставшиеся цветы, стебли и листья.

3. Собрать всю верхнюю часть композиции (три цветка).

4. Покрасить стебельки и листочки гуашью зелёного цвета. Операция окраски выглядит следующим образом:

  • ватный диск или тампон чуть-чуть смочить водой и опустить в гуашь. На отдельном листе бумаги выполнить пробную покраску. Следить за тем, чтобы след был ярким, насыщенным, без полос, затем раскрасить стебельки цветов и листья.
  • чистым тампоном, смоченным в воде, немного подправить тон деталей картины.

5. Приклеить оставшиеся цветы со стебельками и листьями (нижняя часть панно из двух цветочков).

6. Покрасить стебельки и листочки нижних цветков в зелёный цвет.

7. Раскрасить коронки цветков красной гуашью. Процедура покраски аналогична той, что выполнялась при окрашивании стеблей и листьев.

8. Вклеить на вершину коронки каждого цветка детальки пестика.

9. Когда клей просохнет, всё изделие покрыть слоем мебельного лака.

Нарядный гостинец готов. Один из лучших подарков тот, что изготовлен своими руками. Изделия из соломы длительное время держатся, прекрасно смотрятся и приносят свой неповторимый уют в жилище.

Цветы из соломки. Лилия. Мастер класс с пошаговыми фото

Первые поделки из соломки появились много лет тому назад. Их появление – это органический процесс, так как, работая в области земледелия, человеком было давно подмечены многие свойства соломы, которые можно было применить в создании различных нужных в быту вещей. Для этих целей чаще всего использовалась солома пшеницы и ржи.

Интересно, что в Японии и Китае тоже с давних времен создавались поделки из соломки, вот только соломка у них была рисовая. Все знают сказку о соломенном бычке, ну чем не поделка из соломы? Поделки из соломки своими руками очень разнообразны и представлены различными аппликациями, панно, картинами, цветами, корзинками, куклами.

А мы сегодня попробуем сделать цветы из соломки – лилии. В качестве вспомогательного материала я использовала льняную ткань. Хочу обратить ваше внимание на то, что качество используемой вами соломки будет сильно влиять на внешний вид готового изделия, поэтому необходимо тщательно подготовить соломку перед работой.

Чтобы сделать цветы нам потребуется:

• Ткань декоративная льняная

• Нитки такого же цвета

• Проволока стальная 3мм 30см

• Лента желтая 30см

• Лента коричневая декоративна

• Емкость для замачивания соломки

Цветы из соломки мастер класс.

Беру 8 таблеток гидроперита, 1 чайную ложку аммиака 10%, 0,5л воды, заливаю соломку, которая уже находится в емкости. Прижимаю небольшим грузом примерно на один час, переворачиваю несколько раз.

Когда соломка посветлеет и станет золотистой, прополаскиваю и приступаю к работе, то есть делаю соломенную ленту.

Беру соломенную трубочку, расщепляю концом ножниц вдоль волокон.

Соломку разворачиваю руками фото и проглаживаю горячим утюгом

Дальше беру бумагу, намазываю клеем примерно на две ленты, плотно прижимаю, чтобы не было зазоров и наложений. На один цветок надо примерно пять лент.

Потом ложу в толстую книгу для высыхания. Можно прокатать наш пласт скалкой.

Рисуем трафарет для нашего цветка, это кто как сумеет, вырезаем, кладем на обратную сторону вдоль волокон на наш пласт. Обводим трафарет карандашом, вырезаем.

Делаем пять заготовок.

Дальше мажем листок с обратной стороны клеем и плотно придавливаем к ткани. Оставляем для высыхания. Дальше берем нитку, смачиваем клеем, и наносим на ткань 3мм от края листка, крепко прижимаем, вырезаем.

Делаем сердцевину цветка: беру кусочек ткани, вытягиваю нитки с одной стороны.

делаю пучок, украшаю ленточкой, собираю наш цветок на проволоку. Заматываю крепко нитками, два слой – ленточкой. Цветок готов.

Цветы из соломки своими руками готовы. Ставим их в вазочку. Процесс длительный, но это того стоит. Творите, и у вас обязательно все получится.

Читайте также:  Простое приспособление для изготовления крючков из проволоки
Ссылка на основную публикацию