Забавный апельсин

Все отзывы о фильме Заводной апельсин

A Clockwork Orange (1971, Великобритания, США) , IMDb: 8.3

  • По дате
  • По рейтингу пользователя
  • По рейтингу рецензии

M_Thompson

Великобритания будущего. Молодой человек по имени Алекс (Малкольм МакДауэл) – жестокий хулиган, гроза улиц, полный отморозок. Но при всей своей удали и наглости однажды он все-таки попадается, и его отправляют в тюрьму за изнасилование, ограбление и прочие проступки. Там он попадает в состав экспериментальной группы по исправлению преступного элемента в природе человека. Дело в том, что пройдя этот курс экспериментов, Алекс сможет выйти раньше срока. Эксперименты действительно жесткие, но их цель – побороть стремление к насилию и сексу на инстинктивном уровне. И вот Алекс возвращается домой. Однако родителям он не нужен, они выкинули его на улицу, а друзья – все те же жестокие уроды, которым он теперь не может противостоять, потому, что его тошнит от одного упоминания насилия, а без насилия на улицах Великобритании будущего не прожить.

Гениальный, полный визуальных открытий и сложного подтекста острый социальный фильм о том, что каждый имеет право на собственное мышление, каким бы ублюдочным и жестоким оно бы ни было. Вы можете с ним не соглашаться, однако любая попытка исправить мышление, привет к еще большей трагедии. И ошибки в природе человеческого поведения лежат исключительно в области влияния социума на него. В основе фильма лежит книга Энтони Берджесса, название для которой он позаимствовал из выражения кокни, которое дословно можно перевести как «придурковатый, как заводной апельсин». А в основе самой книги, лежит история отношений британских банд и молодежных движений 50-х/60-х. Все эти моды, рокеры, тэдди-биры. Берджесс насмотрелся на них в достаточном количестве. Как и многие жители городов в то время.

Язык, который Берджес использовал для книги, надсат, он придумал сам, смешав английский с русским – Берджесс незадолго до написания книги побывал в СССР. Писателю было сложно работать над этой книгой – в его жизни был ужасный случай, когда четверо американских дезертира напали на его беременную жену, что стало причиной выкидыша. Так что, работу можно считать и тяжелейшей психотерапией. Писатель, будучи еще смертельно больным и в депрессии, сильно пил во время написания книги. Это был единственный способ хоть как-то мириться с насилием, которое Берджесс ненавидел всем сердцем. Когда позже Кубрик снял свой фильм и писатель пришел вместе с женой на премьеру, они чуть не ушли после десяти минут фильма, шокированные увиденным.

Когда Берджесс узнал, что фильм по его книге будет снимать Стэнли Кубрик, он был очень заинтересован новостью. И дело было не в деньгах – к тому времени он уже полностью продал права на книгу, так как спешил выручить за нее деньги для семьи перед тем, как умрет от уже спрогнозированного заболевания мозга. Сам же Кубрик поначалу не горел особым желанием снимать фильм. До него экранизировать картину хотели то «Rolling Stones», то Кен Расселл. Но последний решил снимать «Демонов», а интерес первых как-то сам иссяк. И вот Кубрик, во время съемок «Космической одиссеи 2001» прочитал нашумевшую книгу и тут же решил, что обязательно снимет по ней фильм.

Над сценарием фильма Кубрик работал в одиночку, что стало практически первым случаем в его карьере. Он старался писать как можно близко к книге. Он изменил разве что несколько деталей, но сам дух оригинала перенес достаточно точно. Правда, Кубрик читал американскую версию издания, в которую редактор не включил финальную главу, в которой Алекс подумывает о том, чтобы стать частью общества, жениться, завести детей, устроиться на работу. Это не было бы интересно бунтующей молодежи, которая стала целевой аудиторией книги. Так что финал фильма тоже отличается от оригинала. Акцент сделан больше на правительственный заговор и, вроде те же самые события о том, как Алекс «выздоровел», поданы под чуть более кислым соусом.

Фильм был снят за зиму 1970-71 годов с бюджетом в 2 миллиона долларов. Снимали, понятное дело, как и большинство предыдущих работ Кубрика, в Британии, прямо на улицах. Для того чтобы снять знаменитую сцену, в которой герою МакДауэлла капают в глаза, пригласили настоящего доктора, однако в результате съемок глаз артиста пострадал настолько, что он временно даже ослеп. Получившимся фильмом общественность была просто шокирована. Редкий высокобюджетный фильм получал прокатный рейтинг «X», который означал, что фильм является просто порнографическим. Впрочем, конец 60-х и «Новый Голливуд» доказали, что подобный рейтинг могут давать и шедеврам мирового искусства.

Впрочем, это было только начало 70-х, поэтому студии все еще боялись смелых фильмов. Кубрик пришел к «Warner Bros» и те, будучи в хороших отношениях с режиссером, решили распространять фильм через собственную сеть. Однако первые цифры сборов показали, что фильм идет слабо. Впрочем, Кубрик принес распечатки графика проката «Космической одиссеи» и убедил студию, что все в порядке и нужно просто дать время. И оказался прав – буквально через некоторое время фильм начал потихоньку набирать обороты, стал культовым и собрал гораздо больше, чем в него вложили.

Что же делает фильм столь ярким явлением на ландшафте мирового кинематографа? Конечно – просто революционное использование музыки. Так сочетать жестокость и ультра-насилие с классической музыкой до Кубрика не решался никто. Это – шикарные визуальный ряд, полный жестокости. Причем все было снято практически целиком и полностью на улицах, которые, как следует, меняли и обмазывали грязью для того, чтобы представить мир будущего Британии. Для поиска подходящей квартиры Кубрик просматривал практически каждый дом в городе. А когда находил, то платил какие-то безумные деньги и превращал их дом в собственные декорации. В целом картинка получилась вызывающей – этакий постнуаровый декадентский футуризм, который некоторые журналисты стали называть одним из источников киберпанка в кино. Для того, чтобы снимать так много натурных сцен, Кубрику нужны были новые, более светочувствительные линзы. Ведь снимали практически без искусственного освещения, применяя его лишь при крайней необходимости. В результате получился поражающий и жестокий реализм.

Кстати, фильм так и не был, как следует, официально показан в Великобритании, где он и был снят. Во время проката Кубрик попросил убрать фильм с экранов, так как был возмущен тем, что некоторые люди совершали насилие и обвиняли во всем идущий фильм. Понятное дело, психам нужен был любой повод, а то и вовсе обходились без оного, а вот то, как все умеет раздувать британская пресса – уже гораздо более обидная история, поэтому Кубрик вспылил и отдал распоряжение прекратить прокат. Он обвинил людей в том, что они сами любят насилие, но не любят в этом признаваться. С того момента и до самой смерти автора на территории Великобритании фильм не показывали.

Смысл фильма «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика

Учитель Энтони Бёрджесс занялся писательством, когда врачи сообщили, что опухоль мозга с минуты на минуту сведет его в могилу. Надо было оставить жене хоть какое-нибудь наследство, да и след на Земле оставить тоже показалось не лишним. За четыре года (1960-1964) в бешеном темпе было создано 11 романов. Вопреки прогнозам Бёрджесс прожил еще 34 года после вынесения докторами приговора.

Самый популярный роман писателя — «Заводной апельсин». Он вышел из печати в 1961 году. Через десять лет роман экранизировал Стэнли Кубрик.

Визуальная оригинальность против оригинальности словесной

Изобретенный Бёрджессом сленг nadcatych (то есть тинэйджеров), добавляющий в английскую речь русские слова, в переводе текста для русского читателя выглядел как включение тех самых слов, написанных латиницей: babushka, moloko, korova. В книге и фильме герои просто произносят «бабушка», «молоко» и т.п., возможно, непонятные зрителю, который читает или смотрит английский оригинал. Иноязычные включения в фильме ничем не выделяются, даже интонационно. Зато режиссер заменил языковую эксцентричность эксцентричностью визуальной. Экстерьеры и интерьеры фильма «говорящие». Здесь и запорошенные мусором улицы спальных районов, и разрисованные похабщиной стены, и разноцветные интерьеры в стиле поп-арта безумных семидесятых, и одежда персонажей. Появление на экране банды Алекса так и хочется прокомментировать цитатой из старого анекдота: «И тут выхожу я, весь в белом».

Живопись, архитектура, скульптура — всего этого в фильме в избытке: от статуэтки, изображающей четырех танцующих что-то вроде «Танца маленьких лебедей» в квартире главного героя — до коллекции эротических арт-объектов в доме хозяйки многочисленных кошек, павшей жертвой Алекса.

Музыка в фильме

Принято считать, что подонки общества слушают попсу или шансон. Однако Алекс не такой — он фанатеет от классики, особенно от «старины Людвига Вана» по его выражению. Всем событиям ленты аккомпанирует музыка Бетховена, Россини, обработанная на компьютере Уолтером Карлосом. Однако не только из классического арсенала почерпнуто музыкальное сопровождение: самая знаковая мелодия — шлягер Singing in the Rain, который Алекс напевает в одном и том же доме дважды. Мысль ввести известный мотив в фильм возникла у режиссера спонтанно: это — единственная песенка, которую помнил наизусть Малькольм Макдауэлл, исполнитель главной роли.

Смысл названия

Бёрджесс объяснял название, цитируя принятое у лондонских простолюдинов выражение: «диковинный, словно заводной апельсин». Кинематографисты трактуют словосочетание по-своему. Они считают, что Алекс в результате медикаментозной и психической обработки превратился в безвольную заводную игрушку.

Похождения Алекса

Англия погрязла в насилии. Банды молодчиков терроризируют население и заодно дерутся друг с другом. Главаря одной из группировок, пятнадцатилетнего Алекса, мы впервые видим в молочном баре «Korova», попивающим moloko с опьяняющими добавками перед вылазкой «на дело».

Дела у юных головорезов не отличаются разнообразием. Это — избиение бомжа, драка с конкурирующей шайкой, «игра волки и овцы» (бешеная езда на похищенной машине).

Самое любимое занятие — вламывание в жилища мирных обывателей и похотливые игры с подвернувшимися под руку хозяйками дома.

Одна из таких изнасилованных женщин через некоторое время умирает, а ее муж остается калекой. Другая дама, в дом которой ворвался Алекс, погибает от руки молодого бандита.

Вот тут-то члены банды, восставшие против авторитарных методов своего вождя, показывают себя во всей красе. Огрев лидера бутылкой, они покидают место преступления, а Алекс оказывается в тюрьме и получает 14 лет срока.

Метаморфоза Алекса

В тюрьме номер 655321, как теперь именуется Алекс, прикидывается смирной овечкой, помогает священнику проводить воскресную службу, усердно читает Библию, но при этом в мечтах воображает себя римским солдатом, с воодушевлением бичующим Христа, а затем развлекающимся с красотками.

Через два года отсидки герой вызывается участвовать в эксперименте. Новый министр внутренних дел жаждет освободить пенитенциарные заведения для политических заключенных, а уголовников лечить инновационными методами.

Читайте также:  Самодельные тремпеля для обуви

Алекса переводят в клинику и регулярно делают инъекции недавно изобретенной сывороткой. После чего фильмы, посвященные насилию, вызывают у Алекса омерзение и рвотный рефлекс. Побочный эффект терапии: отвращение к горячо любимой Девятой симфонии Бетховена — под эту музыку маршировали в одной из кинолент нацисты.

«Выпускной экзамен» Алекс держит перед группой политиков и врачей. Он сносит побои и унижение, а полуобнаженная девушка вызывает не желание, а жуткое самочувствие.

Возмездие

Дома Алексу, оказывается, нашли замену. Родители симпатизируют квартиранту Джо. Он занял комнату героя и выгоняет блудного сына на улицу.

На свободе безропотный отныне Алекс получает ответные удары от когда-то обиженных им персонажей. Бомжи устраивают ему массовую трепку. Полицейские (которыми теперь служат бывшие «коллеги») отвозят свергнутого главаря в лес и издеваются над ним. Избитый «непротивленец» добирается до виллы того самого писателя, над которым глумился два года назад.

Поначалу писатель Френк решает использовать тряпку-Алекса как контраргумент в борьбе с правящей партией, но узнает расслабившегося злоумышленника по пению в ванной. Когда-то, напевая шлягер I’m singing in the rain, Алекс насиловал покойную супругу писателя. Фрэнк мстит изощренно: запирает Алекса в мансарде и включает на всю мощь Девятую симфонию. Алекс не в силах вынести «нечеловеческую музыку» и бросается в окно.

Алекс снова стал собой: зло неискоренимо

В результате падения парень закован в гипс с ног до головы, но прежние разрушительные инстинкты — вернулись! Министр внутренних дел приходит навестить пациента и позирует фоторепортерам, кормя Алекса с ложечки. Корзины цветов, гигантские колонки для любимой классической музыки — все это устанавливают в палате героя, который охотно принимает предложение министра служить рупором идей правительства. Алекс интегрируется в систему как нужный для манипуляций обществом элемент.

В своих мечтах Алекс — прежний: он кувыркается с красавицей, а изысканно наряженная публика восторженно ему аплодирует.

Чем отличается финал фильма от финала книги

Фильм заканчивается тем, что Алекс возвращается к своей безнравственной идеологии. Он снова готов глумиться, насиловать и убивать. Зверя исцелить невозможно. Зло — неистребимо.

В первоисточнике финал другой. Алекс «перевоспитывается» и решает жить как законопослушный член общества. Ему уже не доставляет удовольствия садизм, а прошлые «подвиги» внушают отвращение. Как оказалось, не Бёрджесс был инициатором такого сладкого хэппи-энда. Это издатель потребовал радикального изменения порочной личности Алекса.

В фильме же Кубрик полностью изменяет идею писателя. Алекс остался прежним злодеем без стыда и совести. С точки зрения режиссера общество не имеет права воспитывать кого бы то ни было, поскольку власть имущие сами не без греха. Согласно Кубрику, если добропорядочные граждане и не настоящие убийцы и насильники, то латентные — почти все. Режиссер уверен, что на подсознательном уровне современные цивилизованные люди не слишком отличаются от своих пещерных прародителей.

Отсутствие назидательности стало поводом для присвоения ленте категории «Х» в США, а в Великобритании фильм вышел ограниченным тиражом. «Оскара», конечно, ему не присудили. А «Заводной апельсин» боролся за статуэтку в четырех номинациях. Ни сценарий, ни монтаж, ни режиссура, ни фильм целиком не были признаны лучшими в 1972 году.

Идея фильма

«Заводной апельсин» — это фильм об инстинктах, которые есть в каждом, о выборе между добром и злом. Можно ли главного героя, апологета насилия, изменить? Ведь Алекс безобразничает не ради наживы, хотя и не брезгует награбленными деньгами и ценностями, которые хранит в своей комнате и время от времени вносит свою долю в семейный бюджет. Но главное не в этом. Насилие — то, что доставляет Алексу наслаждение.

Алекса словно не замечают находящиеся рядом. Родители — не в курсе, где он там работает по вечерам. Им достаточно, что пятнадцатилетний пацан дал пару пенсов, якобы заработанных. Опять не встает в школу? Устал мальчик. Пусть спит.

Социальный работник, «прикрепленный» к трудному подростку, наносит визиты для галочки. Ему все равно.

Тюремный духовник тоже занимается Алексом по долгу службы. Правда, понимает, что «доброта исходит изнутри», она не должна быть следствием отсутствия дилеммы. Священник повторяет Алексу, что человек без права на выбор — не человек.

Так и оказалось. Лишенный альтернативы Алекс превратился в тряпичную куклу. Аморфность «исцеленного» преступника — тоже зло, ведь он притягивает к себе насилие со стороны своих бывших жертв. Да и не будь их, нашлись бы другие любители поиздеваться над слабым.

Для режиссера фильм стал репликой в споре со сторонниками идеи бихевиоризма. Его заочный оппонент, Ф. Скиннер, психолог, был уверен, что поведение индивидуума обусловлено средой. Изменив ее, моделируем человека. Кубрик же считает, что человека нельзя лишать выбора.

Забавный апельсин

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 257 023
  • КНИГИ 588 554
  • СЕРИИ 21 932
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 547 646

– Ну, что же теперь, а?

Компания такая: я, то есть Алекс, и три моих druga, то есть Пит, Джорджик и Тем, причем Тем был и в самом деле парень темный, в смысле glupyi, а сидели мы в молочном баре «Korova», шевеля mozgoi насчет того, куда бы убить вечер – подлый такой, холодный и сумрачный зимний вечер, хотя и сухой. Молочный бар «Korova» – это было zavedenije, где давали «молоко-плюс», хотя вы-то, бллин, небось, уже и запамятовали, что это были за zavedenija: конечно, нынче ведь все так скоро меняется, забывается прямо на глазах, всем plevatt, даже газет нынче толком никто не читает. В общем, подавали там «молоко-плюс» – то есть молоко плюс кое-какая добавка. Разрешения на торговлю спиртным у них не было, но против того, чтобы подмешивать кое-что из новых shtutshek в доброе старое молоко, закона еще не было, и можно было pitt его с велосетом, дренкромом, а то и еще кое с чем из shtutshek, от которых идет тихий baldiozh, и ты минут пятнадцать чувствуешь, что сам Господь Бог со всем его святым воинством сидит у тебя в левом ботинке, а сквозь mozg проскакивают искры и фейерверки. Еще можно было pitt «молоко с ножами», как это у нас называлось, от него шел tortsh, и хотелось dratsing, хотелось gasitt кого-нибудь по полной программе, одного всей kodloi, а в тот вечер, с которого я начал свой рассказ, мы как раз это самое и пили.

Карманы у нас ломились от babok, а стало быть, к тому, чтобы сделать в переулке toltshok какому-нибудь старому hanyge, obtriasti его и смотреть, как он плавает в луже крови, пока мы подсчитываем добычу и делим ее на четверых, ничто нас, в общем-то, особенно не понуждало, как ничто не понуждало и к тому, чтобы делать krasting в лавке у какой-нибудь трясущейся старой ptitsy, а потом rvatt kogti с содержимым кассы. Однако недаром говорится, что деньги это еще не все.

Каждый из нас четверых был prikinut по последней моде, что в те времена означало пару черных штанов в облипку со вшитой в шагу железной чашкой, вроде тех, в которых дети пекут из песка куличи, мы ее так песочницей и называли, а пристраивалась она под штаны, как для защиты, так и в качестве украшения, которое при определенном освещении довольно ясно вырисовывалось, и вот, стало быть, у меня эта штуковина была в форме паука, у Пита был ruker (рука, значит), Джорджик этакую затейливую раздобыл, в форме tsvetujotshka, а Тем додумался присобачить нечто вовсе паскудное, вроде как бы клоунский morder (лицо, значит), – так ведь с Тема-то какой спрос, он вообще соображал слабо, как по zhizni, так и вообще, ну, темный, в общем, самый темный из всех нас. Потом полагались еще короткие куртки без лацканов, зато с огромными накладными плечами (s myshtsoi, как это у нас называлось), в которых мы делались похожими на карикатурных силачей из комикса. К этому, бллин, полагались еще галстучки, беловатенькие такие, сделанные будто из картофельного пюре с узором, нарисованным вилкой. Волосы мы чересчур длинными не отращивали и башмак носили мощный, типа govnodav, чтобы пинаться.

– Ну, что же теперь, а?

За стойкой рядышком сидели три kisy (девчонки, значит), но нас, patsanov, было четверо, а у нас ведь как – либо одна на всех, либо по одной каждому. Kisy были прикинуты дай Бог – в лиловом, оранжевом и зеленом париках, причем каждый тянул никак не меньше чем на трех– или четырехнедельную ее зарплату, да и косметика соответствовала (радуги вокруг glazzjev и широко размалеванный rot). В ту пору носили черные платья, длинные и очень строгие, а на grudiah маленькие серебристые значочки с разными мужскими именами – Джо, Майк и так далее. Считалось, что это mallshiki, с которыми они ложились spatt, когда им было меньше четырнадцати. Они все поглядывали в нашу сторону, и я уже чуть было не сказал (тихонько, разумеется, уголком rta), что не лучше ли троим из нас слегка porezvittsia, а бедняга Тем пусть, дескать, отдохнет, поскольку нам всего-то и проблем, что postavitt ему пол-литра беленького с подмешанной туда на сей раз дозой синтемеска, хотя все-таки это было бы не по-товарищески. С виду Тем был весьма и весьма отвратен, имя вполне ему подходило, но в mahatshe ему цены не было, особенно liho он пускал в ход govnodavy.

– Ну, что же теперь, а?

Hanurik, сидевший рядом со мной на длинном бархатном сиденье, идущем по трем стенам помещения, был уже в полном otjezde: glazzja остекленевшие, сидит и какую-то murniu бубнит типа «Работы хрюк-хряк Аристотеля брым-дрым становятся основательно офиговательны». Hanurik был уже в порядке, вышел, что называется, на орбиту, а я знал, что это такое, сам не раз пробовал, как и все прочие, но в тот вечер мне вдруг подумалось, что это все-таки подлая shtuka, выход для трусов, бллин. Выпьешь это хитрое молочко, свалишься, а в bashke одно: все вокруг bred и hrenovina, и вообще все это уже когда-то было. Видишь все нормально, очень даже ясно видишь – столы, музыкальный автомат, лампы, kisok и malltshikov, – но все это будто где-то вдалеке, в прошлом, а на самом деле ni hrena и нет вовсе. Уставишься при этом на свой башмак или, скажем, на ноготь и смотришь, смотришь, как в трансе, и в то же время чувствуешь, что тебя словно за шкирку взяли и трясут, как котенка. Трясут, пока все из тебя не вытрясут. Твое имя, тело, само твое «я», но тебе plevatt, ты только смотришь и ждешь, пока твой башмак или твой ноготь не начнет желтеть, желтеть, желтеть… Потом перед глазами как пойдет все взрываться – прямо атомная война, – а твой башмак, или ноготь, или, там, грязь на штанине растет, растет, бллин, пухнет, вот уже – весь мир, zaraza, заслонила, и тут ты готов уже идти прямо к Богу в рай. А возвратишься оттуда раскисшим, хныкающим, morder перекошен – уу-ху-ху-хуууу! Нормально, в общем-то, но трусовато как-то. Не для того мы на белый свет попали, чтобы общаться с Богом. Такое может все силы из парня высосать, все до капли.

– Ну, что же теперь, а?

Радиола играла вовсю, причем стерео, так что golosnia певца как бы перемещалась из одного угла бара в другой, взлетала к потолку, потом снова падала и отскакивала от стены к стене. Это Берти Ласки наяривал одну старую shtuku под названием «Слупи с меня краску». Одна из трех kisok у стойки, та, что была в зеленом парике, то выпячивала живот, то снова его втягивала в такт тому, что у них называлось музыкой. Я почувствовал, как у меня пошел tortsh от ножей в хитром молочишке, и я уже готов был изобразить что-нибудь типа «куча-мала». Я заорал «Ноги-ноги-ноги!» как зарезанный, треснул отъехавшего hanygu по чану или, как у нас говорят, v tykvu, но тот даже не почувствовал, продолжая бормотать про «телефоническую бармахлюндию и грануляндию, которые всегда тыры-дырбум». Когда с небес возвратится, все почувствует, да еще как!

Читайте также:  Детская сумочка своими руками

– А куда? – спросил Джорджик.

– Какая разница, – говорю, – там glianem – может что и подвернется, бллин.

В общем, выкатились мы в зимнюю необъятную notsh и пошли сперва по бульвару Марганита, а потом свернули на Бутбай-авеню и там нашли то, что искали, – маленький toltshok, с которого уже можно было начать вечер. Нам попался ободранный starikashka, немощный такой tshelovek в очках, хватающий разинутым hlebalom холодный ночной воздух. С книгами и задрызганным зонтом подмышкой он вышел из публичной biblio на углу, куда в те времена нормальные люди редко захаживали. Да и вообще, в те дни солидные, что называется, приличные люди не очень-то разгуливали по улицам после наступления темноты – полиции не хватало, зато повсюду шныряли разбитные malltshipaltshiki вроде нас, так что этот stari профессор был единственным на всей улице прохожим. В общем, podrulivajem к нему, все аккуратно, и я говорю: «Извиняюсь, бллин».

Глянул он на нас этак puglovato – еще бы, четверо таких ambalov, да еще откуда ни возьмись, да с ухмылочками, но ничего, отвечает. «Я вас слушаю», – говорит, – «в чем дело?» – причем этак зычно, учительским тоном: пытается, значит, представить, будто он и не puglyi вовсе. Я говорю:

Энтони Берджесс – Заводной апельсин (пер.Е.Синельщикова)

Энтони Берджесс – Заводной апельсин (пер.Е.Синельщикова) краткое содержание

Заводной апельсин (пер.Е.Синельщикова) читать онлайн бесплатно

Одного из самых талантливых и оригинальных английских писателей — Энтони Берджеса — по праву считают продолжателем футуристических традиций Джорджа Оруэлла. «Заводной апельсин» — по которому известный американский режиссер Стенли Кубрик поставил один из самых знаменитых фильмов мирового кинематографа с великолепным Малколмом Макдауэллом в роли циничного и жестокого антигероя Алекса, — это многоплановое произведение, сочетающее и философско-этический трактат, и притчу-аллегорию, и пронизанную черным юмором фантасмагорию, и едкую сатиру на современное тоталитарное общество, стремящееся с помощью античеловечной методики превратить молодое поколение в корзину послушных «механических апельсинов», которыми можно манипулировать по своему усмотрению (что мы и наблюдали в действиях хунвейбинов, красных бригад, красных кхмеров, неофашистов и т. п.). Да и у нас в стране костяк любых экстремистских движений и выступлений составляют юнцы, которыми манипулируют иные, более серьезные силы. Действие «Заводного апельсина» происходит на рубеже нового тысячелетия. Тридцать лет назад Берджес предугадал и мастерски отразил многие процессы, происходящие в нашем современном обществе, и не только в молодежной среде. Аналогии настолько очевидны, что это и определило мой подход к переводу. Подобно Берджесу, кстати, пришедшему в литературу из мира музыки и создавшему новый язык молодежи будущего, в структуре которого, по мнению автора, должны были преобладать славяно-цыганские корни, я попытался передать «надсадский» язык русских тинэйджеров — смесь молодежных сленгов 60-х — конца 80-х годов, где доминируют словечки английского происхождения (что, кстати, является устойчивой тенденцией происходящего в нашем обществе языкового развития). Это явилось неизмеримо более трудной задачей. О том, как я справился с ней, судить читателю. Эту работу я обращаю «потерянному поколению» последней (?) перестройки.

«Скучна-а-а! Хочется выть. Чего бы такого сделать?»

Это — я, Алекс, а вон те три ублюдка — мои фрэнды: Пит, Джорджи (он же Джоша) и Кир (Кирилла-дебила).

Мы сидим в молочном баре «Коровяка», дринкинг, и токинг, и тинкинг, что бы такое отмочить, чтобы этот прекрасный морозный вечер не пропал даром. «Коровяка» — место обычной нашей тусовки — плейс как плейс, не хуже и не лучше любого другого. Как и везде, здесь серв обалденное синтетическое молоко, насыщенное незаметным белым порошком, который менты и разные там умники из контрольно-инспекционных комиссий никогда не распознают как дурик, если только сами не попробуют. Но они предпочитают вискарь-водяру под одеялом…

Фирменный коровий напиток поистине хорош. После каждой дозы минут пятнадцать видишь небо в алмазах, на котором трахается Бог со своими ангелами, а святые дерутся, решая, кто из них сегодня будет девой Марией…

Я и мои фрэнды как раз заканчиваем по четвертой поршн. Покеты у нас полны мани, так что отпадает наш обычный эмьюзмент трахнуть по хэду или подрезать какого-нибудь папика и уотч, как он будет свимать в луже собственной блад и юрин, пока мы чистим его карманы. Не надо также пэй визит какой-нибудь старухе еврейке в ее шопе и сажать ее верхом на кассу, выгребая у нее на глазах дневную выручку.

Но! Как говорится, мани не главное. Хочется чего-нибудь для души.

Весь мой кодляк дресст по последней фэшн — в черных, облегающих, как вторая кожа, багги-уош. Приталенные куртецы без сливзов, но с огромными накладными шоулдерами почти вдвое увеличивают размах наших далеко не хилых плеч. А маховики у нас что надо, особенно у Кира — так природа компенсировала недостаток ума у этого сучьего потроха. У всех на ногах тяжелые армейские кованые бутсы — незаменимая вещь в файтинге.

— Скучна-а-а! — зевает Джоша, обводя глазами завсегдатаев «Коровяки».

Около стойки на вращающихся стульчаках сидят три герлы, но нас четверо, а закон стаи суров: ван фор ол, и все за одного. Так что этот вариант отпадает. Хотя жаль пропускать такой товарняк. Все герлы в потрясных прикидах, в розово-зелено-оранжевых париках, для покупки которых им наверняка пришлось горбатиться две-три недели. Их фейсы ярко накрашены. Рот, щеки, радуги вокруг глаз с длиннющими наклеенными ресницами. На них черные блестящие прямые платья, едва прикрывающие пуковые отверстия.

Стерео истерично орет. Педерастический голос певца шарахается из угла в угол, отскакивая от стен, как вырвавшаяся из ствола пуля. Осточертевший вой рок-стара Берти Ласки плюет в зал слова последнего хита «Падший ангел». Одна из очаровах у стойки — в клевом зеленом парике — выпячивает и втягивает живот в такт музыке.

Я чувствую, как скрытые в молоке иголки начинают покалывать где-то внизу в штанах. Вскакиваю и ору: «Камон, камон, камон!» Потом, сам не знаю зачем, двигаю в ухо выпавшему в осадок мэну рядом, но он этого даже не замечает, продолжая бормотать. Ничего, он почувствует сломанную барабанную перепонку, когда вернется из дальних странствий.

— Куда камон? — очнулся Джоша.

— Все равно куда. На воздух. Лишь бы не видеть эти омерзительные рожи. Прошвырнемся, фрэнды. Проветримся и поглядим, кто там, с кем и почем.

Мы высыпаем из бара в огромную зимнюю ночь и плывем по бульвару Марганита, где очень скоро находим то, что может развеять скуку. Навстречу нам порхает какой-то олд мэн, похожий на больного попугая, только в очках и со стопкой книг под мышкой. В другой руке у него старый черный зонт. По-видимому, он возвращается из публичной библиотеки, в которую в наше тайм ходят только такие придурки, как учителя. В моем славном тауне немногие отваживаются выйти из дома с наступлением сумерек: полиции мало, а расхлябаев вроде нас вполне достаточно.

Мы подгребаем к нашему «профессору», и я очень так вежливо говорю: «Икскьюз ми, сэр».

Очнувшись от своих умных мыслей, он пугливо лукс эт ас четверых, тихих, вежливых, улыбающихся, и вопрошает громким учительским голосом: «Да? Что вы хотите?» И еще так нагло смотрит, будто вовсе не испугался.

— Я вижу у вас книги, сэр? — по-прежнему вежливо аск я. — В наше время редко встретишь читающего человека.

— О, да что вы говорите! — отвечает он, дрожа всем своим тщедушным тельцем и подозрительно перебегая взглядом с одного на другого.

— В самом деле, проф, не будете ли вы так любезны показать мне книги, которые теперь выдают в библио? Так приятно держать в руках чистую, новую книгу с хрустящими страницами.

— Чистую… хм… чистую? — не понимает тичер, и в эту минуту подкравшийся сзади Пит выхватывает три толстенные книги у него из-под мышки и протягивает мне.

Я быстро распределяю их между всеми, кроме Кира. Мне достались «Основы кристаллографии». Открываю этот гроссбук и нарочито медленно перелистываю страницы. Затем, сделав вид, что внимательно вглядываюсь в строчки, с наигранным возмущением произношу:

— Нет, вы только посмотрите! Какую похабщину пишут в этих умных книжках. Вы вогнали меня в краску, профессор, и очень-очень разочаровали.

— Но… но… позвольте, — верещит он. — Что это такое вы…

— Ты взгляни на мою, — вступает Джоша. — Да здесь что ни слово, то мат. Вот, посмотри. — Он протягивает раскрытую «Чудесные превращения Снежинки». — Тут и на «х», и на «п».

— Сплошная порнография, — подтверждает Кир, заглядывая ему через плечо. — Здесь написано, в каких позах он ее трахал, да еще и рисунки приложены. Нет, сэр, определенно вы старый извращенец.

— Ну как не стыдно! Такой представительный пожилой человек… — укоризненно говорю я и принимаюсь методично вырывать листы из книги и подбрасывать их в воздух.

Кир следует моему примеру, помогая Питу потрошить толстый том «Начертательной геометрии».

Профессор взвивается, будто гусак, из которого живьем начали выдергивать перья:

— Что вы делаете? Ведь эти книги не мои — это собственность муниципалитета. Какое варварство! Какой вандализм!

Кир расценивает незнакомые слова как ругательства и несильно битс верещащего тичера кулаком по голове. Тот совсем осатанел и пытается отобрать букс. Со стороны это выглядит очень трогательно.

— Нет, тебя необходимо проучить, старый перечник, — беззлобно говорю я.

Эта бук по кристаллографии сделана капитально еще в те времена, когда вещи были не одноразовыми, а длительного пользования. Толстый переплет, намертво держащий страницы, долго не поддается ножу, но в конце концов мне удается его раздербанить, и теперь страницы летают в воздухе, как огромные белые снежинки. Среди этого листопада мечется тичер, преследуемый бешено хохочущим Киром. Пит и Джоша также справились со своими буками и швыряют в воздух целые охапки книжных листов.

— Вот, получай, старый похабник, — весело рыгочут они.

Тичер пытается слабо сопротивляться, и тогда я говорю:

Заводной апельсин / A Clockwork Orange (1971, фильм) – отзыв

“Горький” Апельсин или как понять, что фильм не для Вас?

Со сколькими людьми обсуждалось это кино, и у всех было разное мнение. Кому-то нравится, а кому-то его скучно смотреть, так как фильм якобы устарел. Отдельная категория любит хаить фильм за концовку, которая отличается от концовки в книге. Да и некоторые сцены удалены. Что ж это такое, а?!

Ну что же на самом деле представляет из себя Апельсин Кубрика и почему его не стоит сравнивать с книгой?

Во-первых, хочется отметить, что кино было просмотрено мной первым делом, и только потом в мои руки попала книга.

Это кино считается культовым, в свое время он произвел настоящий резонанс событий, и многие подростки 70-ых копировали стиль и поведение персонажей, а те, в свою очередь, не самый лучший пример для подражания и это мягко сказано. Но обо всем по порядку.

Читайте также:  Детский велосипед из фанеры своими руками

Режиссер картины всем известный Стэнли Кубрик, и с самого начала кино об этом кричит. Тут вам и типично Кубриковские приемы в палитре цветов (титры), а далее самый стремный, насмешливый, ядовитый и западающий в душу взгляд, что я когда-либо видела. Главный герой , он же Алекс, он же Ваш гид по всему фильму, потому что его закадровый голос будет сопровождать вас в течении всего фильма. Еще до начала просмотра, становится понятно, что персонаж он непростой.

Слева направо – Пит, Тем (Дим), Алекс и Джорджик.

Чем же занимаются эти ребята? Ничем хорошим. По сюжету фильма, действие происходит в футуристичной Англии, где во всем главенствует беспорядок, где такие малолетние хулиганы могут спокойно творить что хотят и будут уверены, что едва ли им за это что-то грозит. Но то, чем они занимаются -отнюдь не поступки малолетних ребятишек. Они во всю “зарабатывают”, естественно, нечестным путем. Развлекаются тем, что пьют алкоголь, и странный напиток молоко + ( в нем содержались психотропные вещества, которые только усиливали жестокость этой шпаны. В книге разнообразия этого коктейля больше, собственно как и описания действий). Насилуют, избивают бомжей и стариков, не стесняются ходить по домам и устраивать самое настоящее ультранасилие!

У них речь сплетается с особым жаргоном, надцатом (то есть ребята от 11 до 19-ти лет). Это смесь русского и цыганского языка, в книге чтобы понять этот язык , его писали на транслите , к примеру devochka, kisa, glazzja. В фильме же, чтобы услышать как англоговорящие актеры говорят известные русскому слуху golova или mozgi, то стоит смотреть именно с субтитрами.

В фильме нет ни одного положительного персонажа. Все поголовно те еще засранцы, и пожалуй, именно Алекс самый большой засранец из всех.

Я не буду пересказывать весь сюжет фильма, так как это уже многие до меня сделали, да и лучше самим уж посмотреть, но отмечу некоторые моменты.

Мы нечасто встречаем главных отрицательных персонажей. В данном случае, для Алекса абсолютно нормально его поведение. Он прекрасно понимает, что его действия аморальны и он себя не оправдывает, разве что каждый раз отмечает, что ему это нравится и потому он будет это делать. Жестокость и ужасное поведение сплетается с любовью к прекрасному, а именно – к искусству. Он большой любитель классической музыки и без ума от Бетховена. Все это создает неотразимый эффект, который заставляет его образ запомнить надолго.

При всем течении фильма, мы можем каждый раз спрашивать себя: “Как может быть жалко такое чудовище?!”.

А можно. После случившейся с ним трагедии, при которой он сам стал жертвой, он вызывает самую что ни на есть искреннюю жалость, а его поступки почему-то мигом улетучиваются. О них попросту забываешь, пока не напомнят.

Темы, что поднимаются в произведении актуальны и по сей день. Хоть в реальном мире и вряд ли бы использовали подобные методы для воспитания преступников, но разве нельзя произвести с нашим миром параллель?

Кстати, отдельно стоит отметить отличные саундтреки в фильме! Эдакая смесь из классики и синтезаторного психодела.

Люди, что привыкли к современным фильмам и жить не могут без хороших спецэффектов вряд ли смогут осилить это кино, так как он им попросту может показаться скучным. Хотя, возможно, подобные артхаусные фильмы не для всех.

Концовка отличается от книжной, по той причине что издавалось два издания, в одном из которых не было последней главы. Кубрику в руки попало именно то издание. Хотя тот говорил, что даже если бы читал дополненное, то ничего бы в конце менять не стал.

Я считаю, что не стоит каждый раз сравнивать фильм с книгой, а просто попытаться относиться к нему как к отдельному произведению.

Мне кино нравится игрой актеров, музыкой и своеобразной атмосферой того времени. Жестокость что показана в фильме сейчас кажется скорее забавной, нежели ужасающей, но в то время подобное казалось переходящим за рамки дозволенного, от чего у бедного режиссера было немало проблем, в результате которых, фильм в родной стране сняли с проката( по просьбе самого Кубрика) и более не показывали вплоть до его смерти.

Попробуйте посмотреть, если уверены, что кино может Вас заинтересовать. Приятного просмотра!

Апельсин – новые посты

Апельсин – новости, интересные истории и юмор на тему «апельсин»

Почему оранжевые цитрусовые называются апельсинами? (2 фото)

Эти сочные оранжевые плоды являются одним из непременных атрибутов Нового года. При этом россияне порой задумываются над тем, почему апельсин называется апельсином. Каково происхождение этого слова?

Эти сочные оранжевые плоды являются одним из непременных атрибутов Нового года. При этом россияне порой задумываются над тем, почему апельсин называется апельсином. Каково происхождение этого слова?

Почему при хранении апельсины приобретают кислый вкус? (3 фото)

Эти цитрусы – одни из самых популярных фруктов. Их покупают детям и традиционно носят родственникам в больницу. Но порой случается, что мякоть не радует вкусом, а заставляет недовольно морщиться. Почему апельсины становятся кислыми?

Эти цитрусы – одни из самых популярных фруктов. Их покупают детям и традиционно носят родственникам в больницу. Но порой случается, что мякоть не радует вкусом, а заставляет недовольно морщиться.

Апельсин-мутант (фото)

Очередная фотоподборка интересных и самых свежих фотографий, кропотливо собранных из разных источников.

К вопросу о фруктах, или самый странный Mini в истории (18 фото)

Возможно, вы слышали о том, что знаменитая марка Mini празднует в эти дни свое 60-летие. Шесть десятков лет крайне бурной биографии со взлетами от всенародной любви и бешеной популярности до полного забвения.

Возможно, вы слышали о том, что знаменитая марка Mini празднует в эти дни свое 60-летие. Шесть десятков лет крайне бурной биографии со взлетами от всенародной любви и бешеной популярности до.

Пополам (фото)

Очередная фотоподборка интересных и самых свежих фотографий, кропотливо собранных из разных источников.

Апельсиновая песня

Мой 1 комплект из полимерки. Яркий летний и сочный.
Материал :
1. Полимерная глина
2. Бусины из пластика
3. Гипоаллергенный металл
В комплекте – сережки и колье.
Жду вашей критики

Мой 1 комплект из полимерки. Яркий летний и сочный.
Материал :
1. Полимерная глина
2. Бусины из пластика
3. Гипоаллергенный металл
В комплекте – сережки и колье.

Пропитка для бисквитного торта (6 фото)

Апельсиновую пропитку можно использовать для бисквитных и медовых коржей. Поделюсь своим самым любимым способом ее приготовления.

Апельсиновую пропитку можно использовать для бисквитных и медовых коржей. Поделюсь своим самым любимым способом ее приготовления.

Ученые рассказали о полезных свойствах апельсиновой кожуры

Апельсиновая кожура отличается рядом положительных свойств, о которых известно не всем. Эксперты рассказали, каким образом можно использовать цедру указанного цитруса.

Апельсиновая кожура отличается рядом положительных свойств, о которых известно не всем. Эксперты рассказали, каким образом можно использовать цедру указанного цитруса.

Австралийские учёные раскрыли тайну фиолетового апельсина (4 фото)

В начале сентября жительница Брисбена Нети Моффитт сильно испугалась, когда только нарезанный апельсин, принявший ядовито-фиолетовый цвет, стал есть её сын. И вот совсем недавно австралийские учёные разгадали сей феномен, который напугал не только женщину, но и многих австралийцев, узнавших об этом дивном происшествии.

В начале сентября жительница Брисбена Нети Моффитт сильно испугалась, когда только нарезанный апельсин, принявший ядовито-фиолетовый цвет, стал есть её сын.

Мммм. апельсин сладкий сочный!

Как овечка кушает апельсинку. Тоже захотелось?

Как овечка кушает апельсинку. Тоже захотелось?

Двойной апельсин (фото)

Очередная фотоподборка интересных и самых свежих фотографий, кропотливо собранных из разных источников.

Апельсиновый флан (4 фото)

Для рецепта Вам потребуется: – 300 мл молока – 3 яйца – 3 желтка – 4 ст. л. сахара – 70 мл свежевыжатого апельсинового сока – 1 ч. л. тертой апельсиновой цедры Для карамели: – 6 ст. л. сахара – 4 ст. л. апельсинового ликера

Для рецепта Вам потребуется: – 300 мл молока – 3 яйца – 3 желтка – 4 ст. л. сахара – 70 мл свежевыжатого апельсинового сока – 1 ч. л. тертой апельсиновой цедры Для карамели: – 6 ст. л. сахара – 4 ст.

Вегетарианские рецепты на каждый день: Апельсиновый пирог

Пирог из апельсинов
Смотри видео-рецепт https://www.youtube.com/watch?v=wCti2FUHO2c

Пирог из апельсинов
Смотри видео-рецепт https://www.youtube.com/watch?v=wCti2FUHO2c

Карамельный выходной (2 фото)

Цукаты апельсиновые и лимонные

Цукаты апельсиновые и лимонные

Кому апельсинчиков? (фото)

Как сделать апельсиновый сок, способом, похожим на тот, что используется на
заводах

Как сделать апельсиновый сок, способом, похожим на тот, что используется на
заводах

Апельсиновые деревья на веранде (фото)

Очередная фотоподборка интересных и самых свежих фотографий, кропотливо собранных с разных источников.

Шарлотка с апельсинами (2 фото)

Предлагаю приготовить ароматную шарлотку с апельсинами, которая не оставит вас равнодушными. Это отличное дополнение к сладкому столу как на каждый день, так и к праздничному столу.

Предлагаю приготовить ароматную шарлотку с апельсинами, которая не оставит вас равнодушными. Это отличное дополнение к сладкому столу как на каждый день, так и к праздничному столу.

Двухцветный апельсин (фото)

Очередная фотоподборка интересных и самых свежих фотографий, кропотливо собранных с разных источников.

Аgent Оrange – Яд США (8 фото + 1 видео)

Agent Orange — название смеси дефолиантов и гербицидов синтетического происхождения. Применялся армией Великобритании во время Войны в Малайе и американской армией во Вьетнамской войне с 1961 по 1971 годы в рамках программы по уничтожению растительности «Ranch Hand». Название появилось из-за оранжевой окраски бочек для транспортировки дефолиантов. Нгуен Чонг Нян, представитель вьетнамской ассоциации жертв Agent Orange и бывший президент вьетнамского Красного Креста, считают использование.

Agent Orange — название смеси дефолиантов и гербицидов синтетического происхождения. Применялся армией Великобритании во время Войны в Малайе и американской армией во Вьетнамской войне с 1961 по.

7 неожиданных способов применения апельсиновых корок (8 фото)

Многие из нас, как правило, выбрасывают кожуру от апельсина. Но когда ты узнаешь, как ее можно использовать, ты больше не будешь этого делать. Высуши и используй ее для уборки, наведения красоты, декора и для других целей! Это очень полезное средство с большим спектром применения. Подари апельсиновым коркам вторую жизнь!

Многие из нас, как правило, выбрасывают кожуру от апельсина. Но когда ты узнаешь, как ее можно использовать, ты больше не будешь этого делать.

20 интересных фактов об апельсинах (19 фото + 1 гиф)

Знаете ли вы, что употребление в пищу апельсинов помогает сохранить вашу молодость? А еще эти фрукты бывают зелеными. Мы уверены, что вы много чего ещё не слышали об этих ароматных плодах. Представляем вашему вниманию 20 наиболее интересных фактов об апельсинах, которые вас приятно удивят.

Знаете ли вы, что употребление в пищу апельсинов помогает сохранить вашу молодость? А еще эти фрукты бывают зелеными. Мы уверены, что вы много чего ещё не слышали об этих ароматных плодах.

Дельный совет, как из 4 апельсинов сделать 9 литров сока! (2 фото)

Сок апельсиновый.
4 апельсина вымыть, обдать кипятком (чтобы снять воск и убрать горечь), насухо вытереть, положить на 2 часа в морозилку, а лучше на ночь

Сок апельсиновый.
4 апельсина вымыть, обдать кипятком (чтобы снять воск и убрать горечь), насухо вытереть, положить на 2 часа в морозилку, а лучше на ночь

Ссылка на основную публикацию