Прикладная фотография

Практические советы радиолюбителю, радиомонтажнику, кружок умелые руки


Наши дополнительные сервисы и сайты:


e-mail:
office@matrixplus.ru
tender@matrixplus.ru

icq:
613603564

skype:
matrixplus2012

телефон
+79173107414
+79173107418

г. С аратов

Liveinternet

Yandex, Rambler

Прикладная фотография, получение изображений на различных материалах

Используя способ рельефной фотографии, можно получить на плоскости выпуклое изображение, известное в искусстве под названием барельефа. Барельефные слепки широко используются при украшении шкатулок, сувениров, альбомов и т. д.

Рис. 188. Приспособление для нанесения светочувствительного слоя: а – эмульсия; б – стеклянная пластинка; в – водяные пары; г – кювета

Процесс изготовления барельефов требует от исполнителя известных художественных навыков, необходимых для ретуширования готовых слепков. Поэтому сначала лучше подобрать такие оригиналы, для которых требуется минимальная ретушь. Меньше других нуждаются в последующем исправлении штриховые рисунки.

В процессе получения рельефа используется свойство желатина набухать в воде. Хороший рельеф, передающий все полутона, дает раствор из следующих веществ:

Желатин. 20 г
Уксусная кислота. 1 мл
Гуммиарабик. 10 г
Вода. 100 мл

Желатин и гуммиарабик должны быть высшего качества, без посторонних примесей. Для приготовления раствора необходима водяная баня, состоящая из двух сосудов. В меньший сосуд наливают 50 мл воды, кладут 20 г желатина и оставляют на 5-6 ч для набухания. Затем большой сосуд наполняют наполовину водой и нагревают. Когда температура достигнет 60-70° С, в большой сосуд опускают меньший и перемешивают содержимое, пока желатин не растворится. После этого в раствор постепенно добавляют гуммиарабик, разведенный в 50 мл воды, и уксусную кислоту. Полученную массу хорошо перемешивают и фильтруют.

Еще теплую смесь наливают слоем толщиной в 2-3 мм на хорошо отполированную стеклянную пластинку с бортиком из оконной замазки по краям. Пластинка должна находиться в строго горизонтальном положении. Желатин обладает свойством студениться, поэтому эмульсию наносят на пластинку с помощью приспособления, показанного на рис. 188.

Очувствляют эмульсию при желтом освещении 3°/о-ным раствором двухромовокислого калия, в который после полного растворения двухромовокислого калия добавляют аммиак по каплям до получения соломенно-желтого цвета.

Температура раствора не должна превышать 18-20° С. Раствор пригоден к употреблению в течение трех-четырех дней.

Экспозиция при свете лампы накаливания в 500 Вт на расстоянии 0,5 м от источника света при нормальном негативе длится около 20 мин. Пластинку проявляют ритмичным покачиванием в ванночке со следующим составом:

Уксусная кислота 3 мл
Формалин. 3 мл
Вода дистиллированная . 300 мл

Во время проявления в тех местах, где желатиновый слой меньше подвергался воздействию света, разбухаемость его будет больше. На тех участках, где свет действовал сильнее, вследствие большей задубленности слоя рельеф будет ниже.

Рис. 189. Фоторельефная копия с медали

Чем медленнее проявляется изображение, тем глубже получается рельеф. От продолжительности проявления в значительной степени зависит упругость и прочность рельефа. После проявления пластинку промывают в течение 1 ч в ванночке со слабым раствором соды и сушат в вертикальном положении. Края пластинки обклеивают картонным бортиком. Желатиновый рельеф смазывают тонким слоем масла. В таком виде рельеф может служить матрицей для получения слепков.

Процесс получения слепков очень прост. На рельефный слой наносят полу, жидкую смесь, состоящую из гипса и воды, и оставляют ее на матрице до затвердевания. Затвердевший слепок снимают и сушат. Таким образом, с одной матрицы можно получить неограниченное количество копий.

Качество рельефа можно улучшить, если слепки делать не из гипса, а из воска, так как восковой слепок хорошо поддается ретушированию. Сущность ретуши заключается в уменьшении или увеличении высоты рельефа на отдельных участках. С ретушированного слепка отливают новую гипсовую форму, которая в дальнейшем может служить матрицей для получения отпечатков.

С гипсовой формы можно получить металлические копии гальванопластическим способом (рис. 189) (см. также главу “Работы по гальванотехнике”).

Дезинфицирующие средства

широкого применения

для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора

Моющие средства

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- “Фаворит К” и “Фаворит Щ”, внутренняя и наружная замывка вагонов.

Жанры, виды фотографии

Фотография нашла широчайшее развитие и применение в самых различных областях человеческой деятельности. Объективность и точность фотоизображения сделали ее одним из самых эффективных способов запечатления действительности, важным средством информации и документирования. Фотография широко используется в искусстве (художественная фотография), во многих отраслях наук (научная фотография), в технике (полиграфия, репрография), в быту.

Основные виды и жанры фотографии сложились в первые десятилетия ее существования. Почти сразу фотография разделилась на три большие группы (вида): научно-прикладную, художественную, публицистическую. Но отнести то или иное конкретное изображение к какой-либо определенной группе часто бывает трудно. Отсутствие универсальных критериев оценки фотографии свидетельствуют о ее бесконечном разнообразии. Нельзя считать деление на жанры чем-то застывшим и общепринятым, так как насчитывается огромное количество смешанных форм. В современной фотографии появились снимки, которые еще ждут своей классификации, и жанры, которые требуют теоретического осмысления и разработки.

В настоящее время в исследовательских работах по фотографии выделяются следующие устоявшиеся виды и жанры фотографии: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая, документальная, научно-прикладная фотография.

Натюрморт (от французского nature morte , буквально – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов быта, атрибутов какой-либо деятельности, цветов, плодов, промышленных изделий, произведений прикладного искусства. Предметные композиции создают своеобразные картины жизни и рассказывают об отсутствующем в кадре человеке. Выразительные средства натюрморта необычайно разнообразны, а круг тем практически неисчерпаем.

Фотографический жанр натюрморта стал складываться сразу с возникновением фотографии. Первым снимком Л. Дагера был натюрморт («Уголок мастерской художника», 1837 г.). Развитие жанра не сковывали скромные возможности светописи того времени, которые ограничивались низкой чувствительностью фотоматериалов и необходимыми в связи с этим длительными выдержками. Неподвижные предметы можно было экспонировать сколько угодно долго, а выбор и компоновка их зависели только от творческой фантазии фотографа.

Освоение фотографией своих собственных специфических изобразительных средств сказалось и на понимании натюрморта. Расширился круг предметов и мотивов натюрморта, в него всё больше проникала окружавшая художника повседневная реальность. Подробно «описать» предмет, выявляя его красоту, и подчеркнуть её красотой композиции – такова задача классического натюрморта.

Время изменяет не только живое, но и оставляет следы на предметах. Многие из них, бытуя среди людей, вызывают ассоциации, далеко выходящие за рамки предметного мира и отражающие жизнь и чувства отсутствующих в кадре людей. Жанр натюрморта, также, тесно смыкается с рекламной фотографией.

Из наиболее выдающихся отечественных фотографов, работавших в жанре натюрморта, можно назвать Александра Хлебникова (1897 – 1979).

Пейзаж (франц. Р aysage , от pays – страна, местность) – жанр, в котором объектом изображения является природа. К пейзажу принято относить изображение больших пространств. П. может быть ландшафтный, архитектурный, городской, индустриальный, сельский, но чаще всего пейзаж – это изображение природы.

Фотографический жанр пейзажа, как и натюрморта, начал складываться с зарождения фотографии. Первый в мире снимок Н. Ньепса (1826 г.) – вид на городские крыши, по существу представлял собой архитектурный пейзаж. С появлением дагеротипии многие фотографы стали снимать всемирно известные памятники архитектуры и другие знаменитые достопримечательности. Широкому и быстрому распространению архитектурного пейзажа способствовали большие размеры, локальные объемы и неподвижность объектов архитектуры, тогда как изображение живой природы для фотографии того времени с её длительными выдержками и несовершенными материалами удавались с большим трудом. Причиной тому было движение на ветру листьев и травинок, дробность деталей пейзажа, труднодоступная воссозданию игра света и тени. Поэтому первые изображения пейзажа отличались обобщённостью формы, отсутствием излишних подробностей. Он приносил больше пользы географии и ботанике, снабжая ученые общества и путешественников ландшафтами и видами познавательного характера. Дальнейшая эволюция пейзажного жанра была связана с новыми возможностями фотографической техники: снимок стал документальным свидетельством изображённого фрагмента природы. Появились также фотопейзажи, органически включающие человека. Такие пейзажи характерны для Е.Вишнякова, М. Дмитриева, А. Карелина, С. Прокудина-Горского. В то же время некоторые фотографы, следуя традициям живописи, научились передавать в пейзажных мотивах определенное настроение, личностное восприятие натуры (пикториальная фотография). Этим отличались работы Н. Андреева, С. Лобовикова, Н. Свищова-Паолы, А. Гринберга.

Портре́т (франц. portrait , от cтарофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту») – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей.

Портрет был всегда одним из популярных видов изобразительного искусства, а в дофотографическую эпоху, написанный рукой художника, он вообще был единственной возможностью запечатлеть облик человека. С появлением дагеротипии он стал доступнее, а фотография в жанре портрета сразу стала очень популярной, дерзнув конкурировать с живописью (правда, получив при этом от художников презрительное прозвище – «живопись для бедных»).

Портрет можно подразделить на виды: студийный или постановочный, документальный, репортажный.

Первые портреты делались непосредственно в фотомастерской. Их называют студийными или постановочными. Среди фотографов-портретистов существовало своеобразное деление по рангам. Были многочисленные владельцы небольших заведений (особенно в провинциальных городах). Они обслуживали довольно широкий круг местного населения, летом выезжали в военные лагеря или на ярмарки. В крупных городах портретные заведения были солидными, их владельцы отличались большим мастерством. Удачные снимки они посылали на художественные и промышленные выставки. На паспарту для престижа они непременно воспроизводили почетные знаки и награды. Высший ранг фотографа-портретиста – владельцы столичных мастерских. Этих фотографов удостаивали своего внимания императорские и великокняжеские дворы, именитые и известные люди.

Имена не всех фотографов видных когда-то портретных заведений вошли в историю художественной фотографии. И, наоборот, в настоящее время открываются все новые имена провинциальных фотомастеров поражающих своим творчеством.

Для создания фотопортрета мастер использовал сложившиеся «канонические» позы. Известно, что из-за невысокой чувствительности дагеротипных пластинок экспозиции были весьма продолжительными. Чтобы помочь клиенту долгое время находиться в неподвижности, были придуманы разного рода головодержатели (первый их изобрел А.Греков). Но, несмотря на все эти сложности, фотохудожникам удавалось достигать удивительной непосредственности своих героев.

Композиционные возможности были ограничены. Малая глубина резко изображаемого пространства, характерная для портретных объективов того времени, вынуждала располагать человека и предметы обстановки примерно в одной плоскости. Существенной задачей был выбор фона. Применяли рисовальные ландшафты-задники. Позже появились драпировки, балюстрады, макеты античных колон, виды моря, садов и т.п. Большое внимание уделялось освещению. Фотографы сочетали верхний и боковой свет (павильон имел стеклянную крышу и одну застекленную стену).

Мастер портретной фотографии француз Адольф Диздери ввел размер снимков на паспарту 6 х 8 сантиметров, равный визитным карточкам. Размер «визиток» настолько пришелся по вкусу, что буквально за несколько лет завоевал симпатию заказчиков. В обиход входили и снимки большого, кабинетного размера.

В России в 1850 – 1870-е гг. талантливыми мастерами художественного портрета являлись С. Л. Левицкий, который создал обширнейшую галерею портретов, и А.И. Деньер. Он добился смягчения «протокольной резкости» в портретах, которая вызывала много нападок. Этот прием получил название «способ Деньера». Некоторые художники, в том числе и Крамской, писали заказные портреты с фотографий Деньера.

Деятелей искусства того времени волновал вопрос: может ли портретная фотография передать духовный облик человека, позирующего перед камерой? Фотообъектив способен запечатлеть в выражении человеческого лица и правду, и случайность, и ложь.

Репортажный портрет является частью документальной фотографии. В отличие от студийных произведений, где автор имеет возможность фотографическими средствами менять внешние данные человека, здесь сильно документальное начало.

Эволюция жанра портрета в сторону репортажности объясняется стремлением к более полному отражению связи между человеком и его делом. Первыми репортажными портретами можно назвать снимки актеров петербургского фотографа Константина Шапиро. Он понял, как важно запечатлеть актера средствами моментальной фотографии в игре, в исполнении роли. Шапиро выполнил серию снимков известного актера В.Н. Андреева-Бурлака в период исполнения монолога. Изданный в 1884 г. альбом из тридцати фотографий вызвал восторженные отзывы. Подобные серийные портретные изображения становятся одним из самых распространенных жанров фоторепортажа.

Жанровая (бытовая) фотография. Жанровая фотография (как и живопись) характерна обращением к событиям и сценам повседневной жизни. В ранних жанровых съемках фотограф, подобно художнику, находил натурщиков, одевал их в соответствующие одежды, помещал в нужный интерьер, выстраивал композицию, напоминающую картину. Фотографы той поры ухитрялись разыгрывать в студии все, даже сцены охоты в лесу. Так, для такого снимка, канадский фотограф В. Нотман выстроил в ателье лес из бутафорских деревьев, камней и мха, расположил чучело зверька, на которого идет охота. Самый ранний жанровый снимок, «Приставная лестница», принадлежит Ф. Тальботу (1845).

Важным рубежом для развития жанровой фотографии стало появление высокочувствительных материалов и моментальных затворов. Сразу отпала необходимость в натурщиках, которые принимали необходимые позы и долго сохраняли их перед объективом. Натурщиков заменили случайные прохожие, все те, кто привлекал фотографа. Легкость в получении моментальных снимков привела к «взрыву» произведений на бытовые темы. Практически каждый владелец фотоаппарата получил возможность фиксировать сценки из повседневной жизни.

Русские фотографы, которые первыми начали работать в жанре бытовой или жанровой фотографии: В. Каррик, А. Карелин, С. Лобовиков.

Документальная (репортажная) фотография. Документальная фотография — это, как правило, серия снимков на определенную тему, об определенном событии, выполненных в хронологическом порядке. Жанр документальной фотографии появился в 1880-1890-х гг. Он связан с развитием фотографической техники и появлением моментальной фотографии. Первыми репортерами среди отечественных фотографов можно назвать Н. Диго (Дмитриев) и К. Шапиро. Николай Дмитриевич Диго еще в 1855 г. на мокроколлоидных пластинах осваивал съемку событий. К 1880-м годам он был уже автором известных серий «мгновенных снимков», выполненных на сухих броможелатиновых пластинах (например, «Скачки в царском селе»).

В 1880-е годы фотография внедрилась в полиграфию. Появление фотографии на страницах печатных изданий правомерно сравнивается с открытием книгопечатания. Фотография становится самой распространенной технологией передачи визуальной информации. Дальнейшее совершенствование техники быстрой съемки, особенно появление пленочного фотоаппарата «Кодак», позволило фотографировать общественные события, «саму жизнь». Первой документальной фотографией можно назвать снимок Александра Гарднера «Мятежный снайпер в логове дьявола». Он сделан в день битвы армий Севера и Юга при Геттесберге, во время Гражданской войны в Америке (1863 год). На протяжении более чем столетия эта фотография привлекает внимание исследователей фотоискусства, несмотря на то, что некоторые эксперты говорят об имевшем место факте монтажа. Так зарождалась профессия фотографа-хроникера, корреспондента.

В России фотографы А.И. Иванов, Д.Н. Никитин, М.В. Равенский предоставили сюжеты Русско-турецкой войны 1877-187 гг. Известный фотограф Максим Дмитриев вошел в историю фотографии именно как мастер, применивший «репортажный» метод в портретной и жанровой фотографии, а его серия фотографий «Неурожайный 1891-92 год» положила начало русскому публицистическому репортажу. К признанным мастерам хроникальной фотографии начала XX века можно отнести отечественных авторов Якова Штейнберга, Карла Буллу, Петра Оцупа. Эти мастера оставили потомкам фотоснимки самых громких событий ушедшего века — Первой мировой войны, революции 1917 года. Фотография стала вести визуальную документацию событий.

До недавнего времени термин «документальная фотография» в профессиональном языке отсутствовал. Сегодня он обозначает жанр, изображающий явления и события с помощью погружения в тему, обычно социального характера. Этот жанр объединяет задачи фотоискусства и фотожурналистики. Нередко документальную фотографию относят к жанрам фотожурналистики. В фотодокументалистике выделяют такие поджанры, как хроникальная, уличная фотография и другие. Подобные деления, конечно, условны: границы между жанрами весьма размыты.

Научно-прикладная фотография. С первых шагов своего возникновения фотография применялась в научной сфере. В России рождение фотографии принято считать с демонстрации 23 мая 1839 г. ботаником Ю. Ф. Фрицше снимков листьев различных растений, которые он сделал по способу Тальбота. С распространением мокроколлоидного способа съемки фотография быстро распространялась в разных научных областях, особенно в естествознании, этнографии, географии. Объективы фотоаппаратов приспособили к телескопам и стали снимать космические объекты. Еще на заре дагеротипии делались попытки фотографирования Луны камерой-обскурой. Съемка проводилась в 1840 году, выдержка длилась двадцать минут. А 3 декабря 1863 года Самуэль Дрейпер уже новым способом фотографирования достиг успеха: получил снимок Луны, который можно было размножить. В 1860-х годах фотографию официально приняли на службу астрономии: по договоренности ученых нескольких стран началась планомерная съемка звездного неба. Это был важный этап сближения фотографии с наукой.

В связи с этим необходимо упомянуть имя Евгения Буринского — основоположника русской судебной фотографии, с 1894 года – сотрудника Российской Академии наук.
Возглавив лабораторию по восстановлению древних письмен, он разработал уникальный метод выявления угасших текстов, состоящий в многоступенчатом повышении утерянного контраста на документе. В 1843 году при раскопках московского Кремля были найдены 40 документов, относящихся к XIII веку, написанных на сыромятных кусках кожи, на которых специалисты так и не смогли обнаружить ни одной буквы. Оригинальная научная работа, проведенная Буринским по восстановлению «цветоделительным» способом «древних письмен», произвела в научной среде сенсацию.

Фотографов стали включать состав научных экспедиций. Полученные снимки невиданных мест и «типов населения» были убедительными документами.

В России первые этнографические снимки сделаны фотографом Михаилом Борисовичем Тулиновым, который в 1850-1860- е годы участвовал в экспедиции этнографа Н.И. Второва. Он сделал сотни снимков крестьян в Воронежской губернии. Получился целый альбом типов и костюмов населения этого края.

Большое значение приобрела фотография в изучении памятников археологии, архитектуры, музейных реликвий. Благодаря деятельности Московского Археологического Общества фотографы фиксировали «памятники старины» и «древности» во многих областях России. Особенно выделился на этом поприще фотограф И.Ф. Барщевский, который оставил для потомков тысячи прекрасных снимков объектов историко-культурного наследия.

Отделы гравюр и эстампов национальных библиотек стали собирать серии фотографий из различных областей науки и искусства. Такие отделения были открыты в Национальной библиотеке в Париже, в Публичной библиотеке Петербурга.

Фотография занимала все большее место на торгово-промышленных и промышленно-художественных выставках. Выделяется область рекламных и декоративных фотоизображений.

Постановочные фотографии начали формироваться с самого рождения фотографического творчества. Первоначально эта методика заимствовала приемы композиции и изобразительных решений классической живописи. Объект, предназначенный для съемки, сначала компоновали в предметном пространстве с учетом картинной плоскости снимка и границ кадра. Снимающегося человека усаживали перед фотоаппаратом, придумывали ему позу, жест, указывали направление взгляда и даже выражение лица; жанровая сценка репетировалась и разыгрывалась в пространстве, охватываемом углом зрения объектива, ее участники замирали в принятых позах по сигналу фотографа: “Спокойно, снимаю!” Так сложился способ создания кадра-картины, который впоследствии получил название постановочного метода, или метода постановки. Это понятие включало режиссерскую работу фотографа с людьми как момент, обеспечивающий художественный результат съемки.

Постановочная фотография, прежде всего, указывает на некий определенный идейный замысел. Именно художественная идея является основой любой постановочной фотографии и требует конкретной ее реализации. В силу этого содержание постановки может быть самым разнообразным и не сводится только к одному какому-либо жанру.

Ярким представителем ранней постановочной фотографии в России можно назвать В. А. Каррика. В своих произведениях он наделял человека – мастерового, крестьянина, уличного продавца характерными для его ремесла предметами, часто допуская театральную, иногда с юмором, наигранность. Талантливым мастером постановки был А.О. Карелин. Его знаменитые «комнатные группы» обращали внимание знатоков и любителей фотографии.

Прикладная фотография

Точность фотографического изображения и возможность получения его в любых размерах и масштабах, окраски в различные тона, переноса на различные поверхности и т. д. открывают поистине безграничные возможности использования фотографии. Описать все виды и способы применения фотографии было бы задачей просто невыполнимой, поэтому мы приводим описание тех немногих видов прикладной фотографии, которые более всего могут заинтересовать фотолюбителей и выполнение которых возможно в домашних условиях.

Фотопечать на тканях. Приводимый ниже способ позволяет получать несмываемое, хорошо сохраняющееся фотографическое изображение на любой ткани.

Новую ткань надо выстирать, чтобы удалить аппретуру. Перед началом печати сухую ткань смочить водой и, не отжимая, подвесить за уголки. Пока ткань сохнет, приготовьте следующий раствор:

Вода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 мл

Сахар рафинированный . . . . . . . . 10 г

Винная (или лимонная) кислота . . . 1 г

Бура кристаллическая . . . . . . . . . 0,5 г

Соль поваренная . . . . . . . . . . . . . 6 г

Дайте ему отстояться и слейте с осадка.

Подсохшую, но еще сыроватую ткань опустите на 3— 4 мин в этот раствор, а затем подвесьте за уголки и просушите. Все это можно делать при свете.

Раствор сохраняется недолго — три-четыре дня. Если появится хлопьевидный осадок, то раствором пользоваться нельзя. Однако ткань, обработанная в растворе и высушенная, сохраняется очень хорошо, поэтому ее можно заготовить впрок.

Подготовленная ткань в тот день, когда на ней предполагают печатать, осуществляется в растворе:

Вода дистиллированная . . . . . . . 100 мл

Азотнокислое серебро . . . . . . . . . 8 г

Раствор вливают в кювету и опускают в него ткань на 2-3 мин, а затем, не выжимая ткань, расправляют ее и подвешивают для просушки. Обрабатывать ткань в растворе следует при слабом электрическом свете или при свече, а сушить — в темноте.

Печатают на ткани с помощью обыкновенной копировальной рамки. Чтобы выступающие за пределы рамки края ткани не засвечивались, их собирают позади рамки и закрывают чехлом из черной материи. Закладывать ткань в копировальную рамку надо при оранжевом или красном свете, следя за тем, чтобы не перекосились волокна ткани. Слишком сильно натягивать ткань не следует.

Печатают при рассеянном дневном свете; продолжительность выдержки — от 15 до 30 мин, в зависимости от плотности негатива. Выдержку определяют опытным путем.

После печати для удаления излишнего хлористого серебра ткань следует хорошо выстирать в чистой холодной воде при слабом освещении, затем отжать и погрузить в фиксажную ванну со следующим раствором:

Вода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Тиосульфат натрия кристаллический . . . . . 20 г

Уксуснокислый натрий . . . . . . . . . . . . . . . . 5 г

Вместо уксуснокислого натрия можно взять роданистый аммоний в количестве 2 а. Фиксирование длится 3-4 мин, после чего ткань хорошо прополаскивают в воде, выжимают, сушат и разглаживают горячим утюгом. Во время проглаживания происходит усиление изображения.

Полученное на ткани изображение можно тонировать в различные цвета.

Коричневый тон получается, если погрузить отпечаток в следующий раствор:

Вода . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Гидрохинон . . . . . . . . . . . . . . 2,5 г

Вода . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Лимонная кислота . . . . . . . . . 10 г

Оба раствора смешивают непосредственно перед употреблением.

Кроме окраски в растворе происходит и некоторое усиление изображения, что можно использовать для исправления недодержанных отпечатков. Следует также указать, что при обработке в приведенном растворе ткань немного желтеет, поэтому отпечатки на белых тканях обрабатывать этим способом не рекомендуется.

После тонирования ткань хорошо промывают и высушивают. Слишком плотные отпечатки можно ослабить ослабителем с красной кровяной солью (см. рецепт на стр. 237).

Медно-красный тон можно получить, погрузив ткань в раствор:

Вода . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Азотнокислый уранил . . . . . . . 0,25 г

Красная кровяная соль . . . . . . . 0,25 г

Уксусная кислота . . . . . . . . . . 1 мл

Обработка ведется до получения желаемого тона, который изменяется от коричневого до кирпично-красного. После тонирования ткань промывают 2-3 мин в проточной воде и высушивают.

Синий тон получается обработкой отпечатка последовательно в двух растворах.

Вода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Свинец азотнокислый . . . . . . . . . 2 г

Красная кровяная соль . . . . . . . . . 3 г

В этом растворе происходит отбеливание изображения. Отбеленный отпечаток без выжимания промывают 1-2 мин в проточной воде для уничтожения желтой окраски ткани и переносят во второй раствор.

Вода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Хлорное железо . . . . . . . . . . . . . . 2 г

В этом растворе изображение вновь появляется и постепенно изменяет цвет от бледно-голубого до интенсивно-синего. В любой момент процесс тонирования можно прервать. Ткань быстро промывают в проточной воде и высушивают.

Поскольку фотопечать на тканях производится контактным способам, получить отпечаток в увеличенном масштабе можно, только изготовив увеличенный дубликат негатива (контратип). Для этого с негатива надо напечатать диапозитив, а затем с помощью увеличителя изготовить контратип.

Так как контрастность изображения при этом может повыситься, диапозитив и контратип надо напечатать на мягкой фотопленке, например ФТ-10.

Фотопечать на металле. Описываемый ниже способ пригоден для получения штриховых изображений. Им можно пользоваться для изготовления различных шкал, табличек, циферблатов и т. п. Полутоновые изображения получаются плохо.

Хорошо отполированную или ровно матированную металлическую пластинку обезжиривают в горячей мыльной воде, затем промывают под струей воды и высушивают. На высохшую пластинку наливают небольшое количество раствора, приготовленного по следующему рецепту:

Вода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 мл

Нашатырный спирт . . . . . . . . . . 3-4 капли

Двухромовокислый аммоний измельчают в фарфоровой ступке и растворяют отдельно в 50 мл воды. К остальной части воды прибавляют белок, а затем клей.

Оба раствора смешивают и смеси дают отстояться в течение 10-12 ч, после чего фильтруют через вату.

Раствор сохраняет свои свойства в течение трех-четырех дней.

Столярный клей очищают следующим способом: смешивают 25 г столярного и 25 г малярного клея и, залив смесь 50 мл воды, оставляют для набухания. Затем смесь плавят нагреванием в водяной бане, прибавляют яичный белок (пол-яйца), тщательно перемешивают и кипятят в течение 10 мин. В горячий раствор всыпают 0,1 г хромовых квасцов в порошке, размешивают раствор и вливают в узкий цилиндрический сосуд (мензурку). Спустя некоторое время белок, а с ним и все примеси осаждаются на дно. После застуденения массы стенки сосуда слегка подогревают, отчего масса легко выпадает из перевернутого сосуда. Верхний и нижний слои массы отрезают ножом, а оставшийся очищенный клей используют для приготовления раствора.

Покрыв раствором металлическую пластинку, дают ему равномерно растечься по всей поверхности, наклоняя пластинку в разные стороны. Избыток раствора сливают с уголка пластинки обратно в склянку. Облитую пластинку ставят на ребро для сушки. Сушить надо в затемненном помещении. Высохшую пластинку складывают со штриховым негативом, закладывают в копировальную рамку и экспонируют на ярком свете. Выдержка определяется опытным путем.

Экспонированную пластинку опускают в кювету с водой комнатной температуры и, покачивая кювету, «проявляют» приблизительно в течение 1 мин. После этого пластинку слегка ополаскивают под слабой струей воды и погружают в 1%-ный водный раствор анилинового красителя, где невидимое до этого изображение окрашивается и становится видимым. Цвет изображения будет зависеть от цвета взятого красителя. После окраски пластинку хорошо промывают проточной водой и высушивают.

Другой способ состоит в том, что экспонированную пластинку с помощью резинового валика покрывают тонким слоем мелко растертой литографской краски, после чего проявляют в воде, промывают, сушат и покрывают каким-либо прозрачным лаком.

Фотоснимок на пластмассе. Один из самых простых и доступных способов получения фотоизображений на изделиях из пластических масс состоит в следующем.

С негатива контактным или проекционным способом изготовляют диапозитив на диапозитивной фотопластинке. После его просушки эмульсионный слой надрезают до стекла по границам требуемого кадра с помощью лезвия бритвы или скальпеля.

Поверхность изделия из пластмассы, предназначенного для переноса, тщательно матируют и обезжиривают, протирая его слегка увлажненной пемзовой пудрой с помощью ватного тампона, а затем споласкивают водой. К подготовленной таким образом поверхности изделия уже нельзя прикасаться руками.

Диапозитив, предварительно размоченный в воде, сначала задубливают в течение 5 мин в 5%-ном растворе формалина, затем без промывки переносят на 1-2 мин в 2%-ный раствор соляной кислоты, а затем, так же без промывки, — в 0,5%-ный раствор фтористого натрия.

В последнем растворе слой отделяется от стекла в виде тонкой пленки и может быть перенесен на изделие. Перенос совершается в ванне с водой, куда погружают слой с изображением и изделие. Наложив под водой пленку на изделие, последнее осторожно извлекают из воды и с помощью беличьего флейца (широкой кисти) разравнивают слой, удаляя из-под него остатки воды. После этого изделие высушивается при нормальной комнатной температуре в помещении, свободном от пыли.

Высохший слой с изображением можно подвергать всем видам дополнительной фотографической обработки. Его можно ретушировать обычными приемами, тонировать обычными тонирующими растворами, раскрашивать фотографическими красками.

Удобнее, конечно, тонировать самый диапозитив еще до отделения слоя.

Заключительная операция процесса — лакирование изделия. Для этого используется любой прозрачный лак. Изделие, покрытое нитролаком, можно мыть не только холодной, но и горячей водой.

Лакировать можно, обливая изделие и равномерно распределяя лак на его поверхности.

Следует учесть, что при отделении слоя от стекла диапозитивной пластинки пленка немного, но равномерно во все стороны растягивается и кадр несколько увеличивается; поэтому кадр надо брать несколько меньших размеров, чем требуется в окончательном виде.

natalie_berta

natalie_berta

Фотогра́фия (фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или фотографической матрице) при помощи фотокамеры.

Также фотографией или фотоснимком, или просто снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно (имеется в виду как кадр проявленной плёнки, так и изображение в электронном или печатном виде).

В более широком смысле, фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что характерно для любого вида искусства.

1 Принцип действия
2 Фототехника
2.1 Фотоаппарат
2.2 Фотопринадлежности
2.2.1 Съёмочные
2.2.2 Принадлежности для обработки
3 История фотографии
4 Виды фотографии
4.1 Чёрно-белая фотография
4.2 Цветная фотография
4.3 Цифровая фотография
5 Жанры фотографии
5.1 Основные жанры в фотографии как искусства
5.2 Специфические виды фотографии
5.3 Некоторые внежанровые термины
6 Применения фотографии и её значение
6.1 Техническая документальная фотосъёмка, историческое значение
6.2 Законодательство, судебная и следственная практика
6.3 Астрономия, микроскопия, ядерная физика, биология, картография
6.4 Психотерапия
6.5 Рентгенография
6.6 Фотолитография и близкие к ней технологические процессы
6.7 Фотоконкурсы
6.8 Прочее
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки

Ночная фотография

– ночная фотосъёмка. Ночная фотография подразумевает фотосъёмку ночью и собственно полученные при этой съёмке кадры. Учитывая то что ночью нет достаточно света для фотосъёмки фотограф должен использовать длинные выдержки, светосильные объективы, и высокие значения чувствительности ISO.

Мобилография

– мобилография – появилась в начале двадцать первого века. Производится встроенными в бытовую технику фотокамерами, это могут быть мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, зажигалки, бинокли. Из-за низкой разрешающей способности фотографии сделанные такими фотоаппаратами имеют очень низкое качество, но они могут быть интересны тем что сделаны из необычного ракурса или сделаны спонтанно. В этом жанре фотографии важно в первую очередь что изображено на снимке, а не то какого качества фотография. В современном галерейном пространстве уже созданы несколько арт-проектов в жанре “мобилографии”.

Обнажённая натура (ню)

Макро

– макросъёмка – получение с помощью фотоаппарата крупного изображения. Иногда под словом макросъёмка понимают фотографию сделанную с близкого расстояния. Для макросъёмки применяют обычно объектив с большим фокусным расстоянием или специализированные – с фиксированным фокусным расстоянием 50,100 или 180 мм.

Микрофотография

– микрофотография – получение изображения микроскопически малых объектов. Производится с помощью оптической системы микроскопа. Делится на оптическую, электронную и цифровую микрофотографию. Оптическая – обычный микроскоп простой конструкции комплектуется микрофотонасадкой, позволяющей производить микрофотосьёмку. Электронная – используется для получения объектов невидимых в оптический микроскоп. Цифровая – изображение изучаемого объекта выводится на компьютерный монитор. Цифровые микроскопы не имеют окуляров.

Репортаж

– новостная фотография – прерогатива фотожурналистов, которые снимают различные события от местных до мировых масштабов. Требует от фотографа быстроты построения композиции и мгновенной реакции на изменения ситуации.

Документальная фотография

– документальная фотография. К этому жанру может относиться любой вид фотосъёмки, если он документально передает события или объект. Но в последнее время массмедиа изменили требования к документальному материалу. Документальная фотография на сегодняшний день уступила место фотожурналистике. Зачастую снимки сделанные авторами – документалистами имеют не только документальную , но и художественную ценность. Работы таких фотографов можно увидеть в галереях, книгах, художественных фотоальбомах.

Специфические виды фотографии

Аэрофотосъёмка

– аэрофотосъёмка – само название говорит за себя, это фотосъёмка территории аэрофотоаппаратом, с самолёта, вертолёта или другого типа летательного аппарата. Для повышения качества аэроснимков используют специальные аэрофотообьективы с высокой разрешающей способностью. Обработку полученных фотографий производят специальными компьютерными комплексами – цифровыми фотограмметрическими станциями.

Архитектурная фотография

– архитектурная фотография – документальная передача с помощью фотографии внешнего вида или деталей того или иного архитектурного объекта. Также часто применяется для художественной фотографии, возможна потеря документальной точности в форме, отделке или элементов декора. Одной из разновидностью архитектурной фотографии является интерьерная фотосъёмка. Объективы в основном применяются широкоугольные, дающие возможность более широкого охвата изображения.

Астрофотография

– астрофотография – метод применяется для наблюдения и исследования космических объектов с помощью астрографов. Основан на использовании длительных выдержек, позволяет получать изображения объектов очень низкой яркости. Задействованы длиннофокусные объективы и специализированные оптические системы.

Гламурная, глянцевая фотография

Ломография

– ломография. Один из видов плёночной фотографии, который не берёт во внимание такие понятия качества как резкость, цветопередача, плотность. Предполагает запечатление момента в любом виде, на снимке может быть изображено что угодно и как угодно. Художественную ценность в ломографии имеет всё, в том числе и совокупность кадров на которых изображены моменты жизни на Земле. Это и есть цель ломографии. Девиз ломографов всех стран – LoMo — ‘love and motion’ — любовь и движение.

Люминография

– люминография ( светографика, фризлайт, светопись) – рисование светом. Суть фотосъёмки заключается в рисовании лучом света от любого источника (фонарика, лампы, лазера. ) в полностью затемнённом пространстве при длительной выдержке.

Репортажная фотография

Панорамная фотография

– панорамная фотография – к ней относится фотосъёмка различных панорам. Панорамы делятся на планарные и виртуальные. Планарные также в свою очередь делятся на фотографии прямолинейные с соотношение сторон 1х2, 1х3 или больше, цилиндрические – проецируются на внутреннюю плоскость цилиндра, сферические – внутренняя сторона сферы с последующим разворотом ( очень искажает изображение), проекция Меркатора – нечто среднее между цилиндром и сферой, и кубическая проекция – изображение отображается на 6 гранях куба. Виртуальная панорама используется для компьютерного показа, позволяет зрителю увидеть то, что окружало фотографа в момент фотосъёмки.

Паппарацци

– папарацци. Слово появилось из итальянского языка, означает “назойливый, пищащий комар”. Папарацци называю фотографов специализирующихся на фотосъёмке сцен из личной жизни знаменитостей, без их ведома и согласия. В основном это кадры очень интимного или скандального характера. В наше время вошла в моду услуга заказа себя или своих знакомых у папарацци, которые подстерегут и снимут из вашей жизни то, что вы считаете невидимым для чужих глаз.

Пикториальная фотография

– пикториализм. Жанр развился в конце 19 в начале 20 века. Фотографы работающие в этом стиле старались подчеркнуть в снимках те черты которые сближали фотографию с живописью. Для этого применялись особые техники фотосъёмки, мягкорисующие объективы, фильтры.

Пинхольная фотография

– пинхольная фотография (стеноп) – фотосъёмка производится с помощью фотоаппарата без объектива, роль объектива выполняет маленькое отверстие. Стеноп легко может быть сделан из обычной зеркальной фотокамеры, плёночной или цифровой. В крышке для защиты внутренних деталей при снятом объективе сверлится отверстие диаметром до 1 см. Внутренняя сторона крышки обклеивается фольгой в которой булавкой или иглой делается микроотверстие.

Пленерная фотография

– пленэр – жанр фотографии, техника фотосъёмки модели или объекта в естественных условиях при естественном освещении. В начале 19 века началом пленэризма стала работа художников на свежем воздухе, позже термин “пленэр” стали использовать и фотографы работающие на выездных фотосъёмках.

Подводная фотосъёмка

– подводная фотосъёмка – фотосъёмка подводных объектов с применением водонепроницаемого оборудования. Профессиональная фотосъёмка производится с помощью специальных осветительных приборов.

Посмертная фотография

– посмертная фотография – вид фотографии, появившейся с момента изобретения дагеротипии. Был моден в конце 19 века, фотографировали умерших людей. Стал популярен среди среднего класса из-за своей относительной дешевизны по сравнению с художественным портретом. Очень востребованным стал при фотографировании детей. Дагеротипия из-за длинной выдержки требовала долгого сидения в неподвижной позе, что естественно для живого и активного ребёнка было практически нереальным испытанием. А так как детская смертность в 19 веке была очень высока, для родителей такой посмертный снимок был единственной памятью об усопшем ребёнке. Но естественно посмертная фотосъёмка применялась и для взрослых людей, при этом тело усаживалось в позу живого человека.

Репродукция

– репродукция – воспроизведение, размножение различных изображений с помощью фотосъёмки, в результате с помощью печати получают точную копию того или иного объекта. Это могут быть картины, рисунки, документы.

Рекламная фотография

– рекламная фотография – её занимаются фотографы наивысшего уровня мастерства. Этот вид фотографии включает в себя все жанры, все виды фотосъёмок. Её еще называют коммерческой фотографией и включает в себя такие подразделы: каталожная фотография, имиджевая, предметная, интерьерная, а также деловой и политический портрет.

Предметная фотография

– предметная фотография – используется в рекламной печатной или видео – продукции. В этом жанре демонстрируются выигрышные характеристики рекламируемой продукции, зачастую с помощью различных ухищрений приукрашивая и преувеличивая достоинства продукта. Особым видом предметной фотосъёмки является фудстайлинг. Фотографы-фудстилисты мастера по подмене и приукрашиванию тех свойств продуктов питания, которые им нужно прорекламировать. Они заменяют непривлекательные натуральные продукты на муляжи из пластика или воска, применяют специальные составы для приукрашивания и придания блеска или сочности, добавляют пенящиеся порошки для стойкой и красивой пены, и вообще могут заменить один продукт на другой если этот другой по своим качествам больше подходит для фотографа.

Свадебная фотография

– свадебная фотография – очень интересное и творческое направление в фотоискусстве, призванное художественно зафиксировать события свадебного дня. Свадебная фотография трудоёмкий жанр, требующий от фотографа высокого профессионализма, быстрой реакции на изменение ситуации и исключительно творческого подхода к фотосъёмке. Включает в себя такие разноплановые виды фотографии как фотожурналистика, портретная фотография, художественная, постановочная и студийная.

Фотографии в путешествии, тревелфото

– тревелфото – туристическая фотография. Современный путешественник вряд ли забудет фотоаппарат. Все впечатления и достопримечательности которые он зафиксирует на снимках это и будет тревелфото.

Фоторобот

– фоторобот – компьютеризированный процесс составления фотопортрета человека по показаниям свидетелей. Изначально для этих целей применялась фототехника.

Фотоохота

– фотоохота – объектом фотосъёмки являются животные, птицы, насекомые в естественных природных условиях. Требуют от фотографа усидчивости и терпения, так как приходится часами сидеть и ждать животное или птицу.

Флюрографика (дословно:язык цветов)
http://galina2011.ucoz.ru/index/ehto_interesno/0-21 о символике цветочных композиции

Чёрно-белая фотография

– чёрно-белая фотография – самый первый вид фотоснимков. Несмотря на то что уже давно появилась цветная фотография чёрно-белая остаётся также популярна, особенно в художественной фотосъёмке. Цветные снимки преобразуются в чёрно-белые для придания особого смысла элементам фотографии.

Химическая автография

– химическая автография – срез биологических тканей (растения, животных) прикладывают к фотобумаге, вещества межклеточной жидкости вступают в фотохимический процесс, результат – точное изображение объекта. Один из видов – радиоавтография, при прижимании объекта содержащего радиоактивные изотопы к фотобумаге, образуется скрытое изображение.

Рейография

– рейография – названа по имени фотографа Мэн Рейя, который в 1921 году воскресил давно забытый способ бескамерной фотографии. Снимок получался прямым экспонированием предмета на светочувствительную бумагу.

Шадография

– вид фотоискусства представляющий собой абстрактные снимки. Художник-фотограф Кристиан Шад в 1918 году с помощью вырезок из газет и светочувствительной бумаги создавал абстрактные композиции.

Споттинг

– споттинг – особый вид увлечения, споттеры фотографируют летательные аппараты, в основном самолёты на аэродромах. Суть хобби заключается в фиксации номера самолёта и где он в это время находится. Требует большого опыта так как летательные аппараты движутся с большой скоростью. Иногда споттерам удаётся зафиксировать аварийные ситуации на аэродромах.

Некоторые внежанровые термины
Люби́тельская фотогра́фия, фотолюби́тельство — один из видов массового самодеятельного творчества с использованием методов и средств фотографии.
Помимо самостоятельных занятий фотографией, потребность фотографа в росте и обучении приводит к созданию фотокружков и фотоклубов.

Сто́ковая фотография — покупка и продажа фотографий в высоком разрешении.[5] Фотографы предоставляют свои фотографии специальным сайтам, фотобанкам. Журналы, различные фирмы и просто люди, заинтересованные в приобретение фотографии в хорошем качестве, обращаются на эти сайты. Введение фотобанков позволяет упростить процесс покупки фотографии. Особенностью данной индустрии является высокое качество фотографий.

Занимательная фотография
Игоря Дворецкого

Фотограф Игорь Дворецкий, участник клуба «Российское фото», — настоящий мастер рекламной и креативной фотографии. С читателями нашего журнала он поделился несколькими приемами, которые помогут сделать по-настоящему интересные и поражающие воображение кадры.

Каждый фотограф по мере своего становления начинает отдавать предпочтение тому или иному направлению в фотографии. Кто-то реализует себя в портрете, кто-то — в пейзаже; кому-то нравится репортажная съемка, кому-то — анималистика и так далее. Мне ближе прикладная фотография, однако особое направление, которое я очень люблю, — занимательная фотография. Здесь неограниченный простор для творчества, есть над чем подумать, поломать голову. Так что же это такое?

В своей книге «Занимательная фотография», вышедшей в 1964 году, Борис Плужников описал способы трюковой и комбинированной фотографии, использование которых открывает перед фотолюбителем увлекательные возможности трансформации изображения. Конечно, время не стоит на месте, сейчас аналоговую фотографию заменила цифра, и с новыми возможностями заниматься любимым делом стало проще. Гораздо сложнее придумать что-то новое, интересное. Для работы в этом направлении приходится освежать в памяти законы физики, химии и оптики, работать с различными материалами, светоформирующими насадками, придумывать нестандартные решения, экспериментировать, изготавливать необходимый реквизит. В общем, здесь огромное поле деятельности как для ума, так и для рук. Сам процесс подталкивает к изобретательности и тяге открывать для себя новые познания в различных областях. Ну и, безусловно, хорошо разбираться в фототехнике и осветительном оборудовании.

Сегодня я хочу поделиться с читателями журнала «Российское фото» некоторыми своими работами в этой области и приоткрыть секреты съемки.

Я предлагаю сейчас самые простые и довольно известные манипуляции в фотографии, которые, несмотря на свою простоту, смотрятся очень эффектно. Рассмотрим кадр с бокалом мартини. Все мы хорошо знаем, что уровень воды всегда горизонтален. Чтобы добиться такого эффекта, как на фото, достаточно наклонить бокал, что мы и сделали, закрепив его с помощью клея на наклонной плоскости стекла и повернув фотокамеру под тем же углом.

Еще один простой, но не менее интересный вариант съемки с бокалами, — когда предмет стоит на зеркальной поверхности, он отражается на 180 градусов практически без изменений. Многие используют этот эффект, заменяя отражение вторым таким же предметом. Этот метод можно довести до ума и сделать, например, вот такую картинку. Камеру здесь я также развернул на 180 градусов.

Ну и в заключение хочу поделиться с вами историей создания одной фотографии. Это рассказ о наблюдательности, которая очень помогает понять, как была сделана та или иная фотография.

Итак, о наблюдательности.

Что подвигло меня к созданию названной работы? Как ни странно это прозвучит, — наблюдательность. Чтобы сделать подобную фотографию, нужны определенные навыки в тасовании карт. Их у меня нет, а уж исполнить такое для меня вообще нереально. У Андрея Разумовского есть несколько кадров, где исполняется именно этот флориш. Они были сделаны в разное время, но вот на что я обратил внимание: на всех фотографиях карты имели одинаковую последовательность. Конечно, колода могла и не перемешиваться, но наблюдение натолкнуло меня на мысль, как можно сделать такую фотографию, не обладая навыками тасования. На снимке я собственной персоной исполняю флориш «Пружинка». Автопортрет.

К чему я рассказал эту историю? Не ищите простых путей, не подглядывайте ответы на последней странице, не спрашивайте, как это снято, а думайте, как это сделано. Вам никто не даст рецепт для вашего и только вашего мироощущения. Больше изучайте понравившиеся вам фотографии, анализируйте, подмечайте и экспериментируйте. Только так приходит опыт, нарабатывается мастерство, появляется индивидуальность. Только так можно развивать в себе видение и тягу к новым творческим свершениям.

Чего я всем и желаю.
Для тех, кому интересна книга, прилагаю ссылку для чтения и скачивания. «Занимательная фотография», Борис Плужников, «Искусство», 1964 г.
Моя группа «Занимательная фотография» в Facebook.

История кафедры научной и прикладной фотографии

Фундамент фотоискусства Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ) в 1918 году заложил русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский , химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, назначенный профессором института.

С.М. Прокудин-Горский является родоночальником цветной фотографии в России, участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ) и, покидая Россию в 1918 году, подарил институту свою уникальную передвижную лабораторию на колесах, пожалованную ему Государем в 1909 году для грандиозного проекта «Коллекция достопримечатель ностей Российской империи».

Целью проекта было запечатлеть в цветных фотографиях Россию начала XX века, её культуру, историю и модернизацию. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон, на котором он объехал с фотоэкспедициями в 1909-1916 всю Россию – от Дальнего Востока до южных регионов и сделал сотни цветных снимков, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов, разнообразные бытовые сцены и известных людей. Технология цветных диапозитивов Прокудина-Горско го отличалась методом трёхцветной фотографии.

Во время гражданской войны часть его уникальной коллекции была вывезена из России и сейчас находится в Библиотеке Конгресса США, а сама лаборатория утрачена.

В разные годы кафедру возглавляли такие известные в области фотографии и кинематографии специалисты, как: д.х.н., профессор Ю.Н. Гороховский, к.т.н., доцент К.А. Августинович, д.т.н., профессор, изобретатель СССР А.В. Редько, которые внесли значительный вклад в ее становление и развитие.

Кафедра научной и прикладной фотографии – одна из старейших в университете и единственная в своем роде на Северо-Западе России. Кафедра является продолжательнице й исконных специальностей первых факультетов вуза, основанных еще в 1918 году — «научно-фотограф ического» и «художественно-ф отографического» .

Подготовка инженеров для предприятий кинематографии, фотографии по специальности «Технология обработки кинофотоматериал ов и магнитных носителей» опирается на 65-летний опыт обучения будущих специалистов. С 2010 года кафедра готовит дефицитных и востребованных в настоящее время специалистов: художественных руководителей кино-, фото- и видеостудий по специальности «Народное художественное творчество», «Народная художественная культура», бакалавров и магистров по направлению «Химическая технология».

Кафедра является как выпускающей, так и общеуниверситетс кой, преподавая фотомастерство студентам различных специальностей.

Обучение осуществляется по следующим основным курсам: «Основы фотографии», «Теория фотографических процессов», «Химико-фотограф ическая обработка светочувствитель ных материалов», «Технология обработки кинофотоматериал ов», «Основы современного фильмопроизводст ва», «История мирового фотоискусства», «Съемочное мастерство», «Основы фотокомпозиции», «Психология цвета», «История операторского мастерства», «Цифровая обработка фотоизображений» и т.д.

В настоящее время, кроме занятий в аудиториях, студенты обучаются в трех больших специально оборудованных павильонах, где учатся работать со светом, съемочными декорациями, в лабораториях для работы с пленкой. В отдельном павильоне проводятся занятия по фотораскадровке литературного произведения, что важно как при подготовке фотографов, так и операторов. Кафедра имеет уникальное оборудование по форматной съемке и печати.

Обучение строится по принципу творческих мастерских: у каждой группы свой мастер-куратор. В настоящее время кураторами групп являются П.А. Плешанов, С.П Гнатюк, А.Б.Смирнов, С.С. Матушкевич. В 2012 году П.А. Плешанов стал лауреатом городского конкурса кураторов.

Для студентов на регулярной основе проводятся творческие встречи с мэтрами в области фотографии и кино: английскими фотографами Хизер Морс и Кэрол Куд на тему «Фотосъемка животных», кинооператором М. Левитиным на тему: «Портретная съемка» французским режиссером Николаем Головихиным .

С техническим новинками студенты знакомятся на встречах с представителями компаний – мировых лидеров по производству фото оборудования и осветительных приборов (Pentax, Canon, Dedolight). Для освоения техники натурной съемки много занятий проходит на пленере, проводятся выездные фотосессии в разные города и регионы.

В содружестве с кафедрой экологии проводятся совместные выезды на натуру в заповедные места Карелии и Северо-Запада.

Таким образом, учитываются творческие и научные интересы студентов двух кафедр: одновременно проводится изучение и фотосъемка источников и водоемов, редких растений и птиц в разные времена года.

Педагогическое ноу-хау кафедры – подключение студентов к работе на вступительных экзаменах.

Студенты имеют возможность принять участие в предварительном просмотре и обсуждении двух-трех сотен работ абитуриентов. Таким образом, с одной стороны достигается прозрачность проведения творческого конкурса, а с другой — студенты получают необходимый практический опыт.

С особым вниманием кафедра научной и прикладной фотографии подходит к выбору базовых предприятий для производственной и преддипломной практики. Студенты практикуются исключительно на ведущих предприятиях отрасли.

Одно из базовых предприятий по прохождению практики — Госфильмофонд – единственный киноархив в мире, который имеет оборудование для перевода изображения с пленки на цифру и обратно на кинопленку и включенный в книгу рекордовГиннесса как один из трех крупнейших в мире киноархивов.

В ходе практики студенты учатся работе на уникальном оборудовании по восстановлению старых копий – их цветоустановке, реставрации и оцифровке.

Также, студенты практикуются в одной из крупнейших библиотек мира — Библиотеке Российской Академии Наук, в фотоархиве которой они изучают старинные фототехники: дагеротипию, асфальтовую, солевую техники фотографии.

Среди базовых предприятий — городской копировальный центр «Восстания-1», компания «Фото-Люкс», Ленинградская кинофабрика, где студенты учатся делать цифровые монтажи, цифровые реставрации с сохранением аутентичности, фото-книги, практикуются в фотосъемке различных мероприятий, в том числе массовых.

Кафедра имеет установившиеся связи со странами ближнего и дальнего зарубежья – Белоруссией, Венгрией, Эстонией.

Наиболее тесно кафедра сотрудничает с арт-колледжем города Тарту (Эстония) в области академической мобильности студентов. Так, эстонские студенты проходят годичное обучение в Санкт-Петербургс ком Университете кино и телевидения, а наши студенты в течение семестра учатся в арт-колледже города Тарту.

Научная деятельность сотрудников кафедры проводится в рамках темы «Исследование качества изображения в гибридных фотографических системах». Преподаватели регулярно участвуют в международных научных форумах и конференциях, организуют семинары и круглые столы.

Аспирантурой кафедры научной и прикладной фотографии руководит эксперт в области экономики, доктор физико-математич еских наук, профессор Руслан Петрович Филимонов.

Кафедра ведет постоянную работу по подготовке учебных пособий, учебников, практикумов для студентов.

Книга А.В. Редько и Е.В. Константиновой «Фотографические процессы регистрации информации» была признана лучшей книгой 2005 года за высокий научный уровень современного учебного пособия, имеет почетную грамоту Ассоциации книгоиздателей России и рекомендована УМО по образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов.

За последние пять лет сотрудники кафедры опубликовали более сорока учебных пособий, монографий и научных трудов, из которых можно выделить пособия «Проблема тоновоспроизведе ния в современной фотографии» , «Цифровая обработка фотоизображений» и монографию Е.В. Константиновой «Цифровая фотография» (2011).

Профессорско-пре подавательский состав кафедры входят в жюри фотоконкурсов и фестивалей разного уровня, выступает качестве экспертов в СМИ, проводит экспертизу на судебных процессах по качеству фотографий.

Ежегодно кафедра проводит десятки творческих проектов, среди которых организация фестивалей, фотовыставок, фотомарафонов. Работами студентов были оформлены фойе петербургских кинотеатров «Чайка» и «Пик».

Преподаватели кафедры научной и прикладной фотографии приняли активное участие в реставрации уникального фотоальбома 1903 года для Музея артиллерии, выпущенного к юбилею Полтавских полков. В результате реставрации, на фотографиях вековой давности с изображением полка численностью 800 человек, все лица различимы.

Наряду с направлением «народная художественная культура» на кафедре стала активно развиваться социальная работа. На протяжении 2011-2013 годов студенты, обучающиеся по этому направлению, приняли участие в качестве волонтеров в целом ряде социально – значимых и благотворительны х проектов, обеспечивая фотофиксацию мероприятий и подготовку фотоотчетов.

Среди недавних проектов – благотворительны й концерт в рамках программы «Анна Нетребко — детям», городской фестиваль «Ночь музыки в Санкт-Петербурге », фестиваль жестового пения «Поющие руки» для слабослышащих детей.

В рамках программы «Сотворение», ориентированной на социальную адаптацию инвалидов, занимающихся творческой деятельностью, преподаватели проводили мастер-классы, а студенты – фотосъемку и подготовку материалов для альбома-сборника творческих работ участников программы. В рамках городской программы для пенсионеров, преподаватели кафедры провели курсы по обработке фотографий в программе Photoshop для пожилых людей.

На базе кафедры более двенадцати лет работает студенческий фотоклуб «Профиль».

Студенты ведут фото-летопись Университета, освещая значимые события, занимаются организацией студенческих выездов, выставок, мастер-классов.

Студенты кафедры научной и прикладной фотографии являются лауреатами международных конкурсов по фотографии: в их арсенале — победы на престижной Международной Московской Неделе фотографии. В ближайших планах – продолжение участия в международных конкурсах, организация выставки работ в Тарту (Эстония).

Кафедра готовит специалистов широкого профиля, а современная практика дает разнообразные возможности для трудоустройства выпускников, которых можно встретить в киностудиях, фотосалонах, средствах массовой информации и на других профильных предприятиях.

Сохраняя лучшие традиции, кафедра научной и прикладной фотографии развивает новые направления, ведь технологии идут вперед. Получают все большее распространение лазеры, изображения на воде, на воздушных носителях. По инициативе профессора Кузнецова Ю. В. в 2014 году кафедра открывает новое направление подготовки «Инноватика» и специальность «инновационные технологии визуального отображения информации». Выпускники, обладая компетенциями на стыке искусства, науки и бизнеса, будут находить более широкое применение инновационным технологиям в реальной жизни.

Кафедра была создана в 1945 году, в 2001 году переименована в кафедру научной и прикладной фотографии. С 1945 по 1970 год кафедру возглавлял лауреат Государственной премии СССР, д.х.н., профессор Ю.Н. Гороховский, с 1970 по 1980 год – к.т.н., доцент К.А. Августинович, с 1980 по 2010 год – заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор, академик Международной академии наук высшей школы, изобретатель СССР А.В. Редько, с 2010 и по настоящее время – к.т.н., доцент Е.В. Константинова.

На кафедре преподавали такие известные в области фотографии и кинематографии специалисты как: лауреат Государственной премии СССР, д.х.н., проф. Ю.Н. Гороховский, д.т.н., проф. И.Б. Блюмберг, к.т.н., доцент К.А. Августинович, д.т.н., профессор А.В.Редько, к.т.н.. доцент Т.А. Новацкая, к.т.н., доцент Т.М. Левенберг, к.т.н., доцент Н.И. Филиппова, к.т.н., доцент Г.Г. Багаева, к.т.н., ассистент А.С. Шахназарова, ассистент Н.Б. Гутина, ст. преподаватель Н.П. Адашев и др.

У записи История кафедры научной и прикладной фотографии просмотров: 1357

Читайте также:  Круглая полка из картонной трубы
Ссылка на основную публикацию