Водяная мельница из соломки

Конструирование водяной мельницы своими руками

Украшением ландшафта загородной территории служат часто цветники, светильники, садовые статуэтки. Счастливцы же, вблизи загородных владений которых протекает ручей или река, могут украсить территорию еще и путем сооружения на ней водяной мельницы. Журчание воды успокоит нервы и создаст атмосферу уюта. Знойным летом около мельницы хорошо потому, что прохладно.

Получение водного потока

Если нет возможности обеспечить естественный водный поток, прибегают к искусственному способу. Тут такие варианты:

  • Декоративные конструкции помещаются под желобом, и тогда колесо вращается во время дождя. Хотя небольшой насос и поливочный шланг, по которому вода подается на крышу, позволят запустить механизм и в отсутствие осадков. Стекшая на колесо вода может отводиться потом в огород.
  • Для организации потока используются неровности рельефа участка. На возвышенности в землю врывается емкость, в которой скапливаются осадки или поступает вода из скважины. Возле емкости ставится мельница, к которой жидкость подводиться по желобу.
  • На ровной площадке возвышенность создается при желании искусственным путем, по технологии «альпийской горки» — с использованием уплотненной почвы и булыжников. В середину архитектурной формы можно замуровать шланг, бьющая из него вода сымитирует подземный ключ.
  • Мощности насоса должно хватать для перекачивания воды из резервуара внизу в накопитель вверху или подачи на само колесо мельницы. Мощность зависит от расстояния, на которое подается жидкость.

Самодельная мельница

К сооружению главной конструкции приступают по завершении обеспечения перепада уровней воды. Конструкция мельницы довольно простая: нужен домик с насосом и колесо, движимое силой воды, переходящей в нижний резервуар из верхнего.

Если есть каскад, можно справиться без домика — хватит одного или нескольких колес. Строение может быть из дерева, кирпича, иного подходящего материала.

Колесо можно сделать так:

  • Из колеса велосипеда.
  • С применением катушки для кабеля.
  • Из круга, выпиленного из сколоченных досок.
  • Из куска трубы с лопастями, прикрепленными к ним.

В любом случае должно быть следующее:

  • Лопасти.
  • В центре колеса труба для монтажа оси, вокруг которой происходит вращение.
  • Части прикрепляются механически.

Делается две опоры, на которые, с помощью подшипников, подвижно крепится ось. Желоб подводится к верху колеса. Если лопасти из дерева, стоит вскрыть их лаком, отталкивающим воду. Металлические лопасти рекомендуется покрасить для защиты от ржавчины. Сооружаются каналы, по которым вода потечет в огород или иное место.

Опоры могут быть выложены из бута или кирпича: разрушающиеся со временем грани лишь придадут конструкции оригинальности. Камень и кирпич сочетается с деревом.

Срок службы деревянных элементов будет большим, если они изготовлены из древесины твердой породы. Металлические части обрабатываются ортофосфорной кислотой: коррозия в этом случае останется поверхностной, а естественное старение добавит виду оригинальности.

Декоративное оформление может выполняться с помощью следующих материалов:

Место, куда бьет струя воды, можно устелить морской галькой. По сторонам от желоба и около домика высаживают декоративные растения. Участок вокруг конструкции может быть вымощен плиткой.

Использование силы воды

Мощный водяной поток мельницы, кроме того, что радовать глаз, способен приносить еще и практическую пользу: ось колеса может раскручивать ротор электрического генератора, за счет чего обеспечивается освещение дорожек, к примеру, или же воду можно направить на грядки для полива.

Стилевое оформление

Водяная мельница своими руками прекрасно впишется в ландшафтный дизайн в стиле «кантри». Размер конструкции выбирается в зависимости от мощности водного потока, хотя для декоративного оформления хватит примерно 1 м высоты.

Популярен и уникальный стиль «фахверк», когда снаружи виден каркас построек. Чтобы оформить участок в этом стиле, дачнику понадобится коричневая и белая краска, тонкие рейки и черепица для крыши. Мельничный домик красится в белый цвет, затем оклеивается декоративными полосами. Поверхность разбивается на треугольники и мелкие квадраты. В результате фронтальная часть приобретет весьма необычный вид. Возле мельницы можно высадить белые цветы или поставить скамейку коричневого цвета.

Многие предпочитают японский стиль. Если выбран он, главными украшениями мельницы станут камни, растения и сама вода. Цвет домика должен быть темным. При желании сооружается каменная башенка или скамейка, вокруг высаживаются карликовые деревья. Колесо декорируют песком, кусками раковин или галькой.

В каком бы стиле не была оформлена ваша загородная территория, водяная мельница, гармонично вписывающаяся в общий стиль украсит дачный участок!

МК «Мельница из шпагата с инвентарём (авторская)».

надежда игнатова(Волощук)
МК «Мельница из шпагата с инвентарём (авторская)».

Здраствуйте мои дорогие друзья,хочу с вами поделиться моей новой поделкой это мельница из шпагата с инвентарём (авторская).

Сейчас я вам подробно расскажу как я её делала. Для её изготовления нам понадобится:шпагат,шпажки большие,зубочистки (для инвентаря,2 литровая бутылка, ножницы,клей титан,картон и для декора:фасоль (белая и коричневая,бусинки,паетки,зёрна пшеницы,киндер сюрприз:

И так начнём. Возьмём картон и свернем его в трубочку,обрезаем излишки и получается конус:

обматываем конус шпагатом,вот так:

декорируем шпагатом:

дальше делаем лопасти. Для лопастей нам понадобятся шпажки нарезанные размерами: 7см(8шт,4см(4шт,6см(4шт) и 4 целый шпажки.

Эта заготовка на одну двухстороннюю лопасть:

берем две целые шпажки и связываемих шпагатом посередине:

приклеиваем обрезанные шпажки 7 и 6 см:

приклеиваем заготовку 4 см:

приклеиваем по горизонтали заготовку 7см,вот так:

когда все заготовки приклеились,снимаем шпагат и это место фиксируем клеем:

две двухсторонние лопасти соединяем по центру клеем и обматываем шпагатом:

приклеиваем готовые лопасти к крыше мельницы:

обматываем шпагатом бутылку и приклеиваем крышу:

делаем цверь,нарезаем заготовки из шпажек 18 штук по 10 см и приклеиваем к бутылке и обромляем по краям шпагатом:

декорируем дверь маленькой белой фасолью:

из коричневой маленькой фасоли делаем фундамент,вот так:

декорируем маленькой коричневой фасолью крышу:

делаем окна в форме ромбика:

окно декорируем бемыми бусинками:

из белых бусинок делаем подкову:

из зубочисток делаем грабли и вилы,а из киндера лопату:

ведра – баночки из гуаши обмотанные шпагатом и декорированные паетками:

из мешковиные сшиваем мешочки для пшеницы и декорируем зернами пшеницы (можно еще нашить заплатки):

Мне моя мельница очень нравится и дочка играется с ней все время. Всем спасибо за просмотр,надеюсь вам понравилось.

Мастер-класс. «Колодец из шпагата» .

МК «Моя тележка из шпагата» (для огорода на подоконнике). Здраствуйте мои друзья,сегодня я вам хочу представить свою авторскую тележку из шпагата. Шпагат для меня доступный и недорогой материал. Тележку.

Как сделать водяную мельницу в домашних условиях?

Если сделать водяную мельницу своими руками, можно сэкономить значительное количество денежных средств на создании ландшафтного дизайна. А ведь это не только декоративное украшение приусадебного участка, но и функциональная постройка, которую используют для хранения садового инвентаря и т. д.

Устройство и принцип работы водяной мельницы

Функционирует водяная мельница достаточно просто – вода вращает колесо, поступая в него и вытекая. То есть колесо имеет лопасти, насаживается на вал, вращается посредством водного потока, который обеспечивает крутящий момент, и передает энергию.

Мельницы бывают разных видов, но у всех есть неизменные элементы конструкции:

  • колесо, оснащенное лопастями;
  • желоб;
  • шарниры и ось;
  • опорный каркас;
  • корпус (строение).

Типы водяных мельниц

Водяная мельница работает благодаря потоку воды, который может подаваться разными способами. От этого зависит тип конструкции, поэтому условно водяные мельницы подразделяются на 2 вида:

  1. Мельница, работающая от естественного потока воды. Например, через участок проходит ручей, который вращает лопастное колесо. Другие водоемы не подходят, так как в них нет быстрого течения. Но и в этом случае есть выход – можно установить электродвигатель, который искусственно создает крутящий момент.
  2. Мельница с насосом. В домашних или дачных условиях не всегда есть в наличии природный водоем, поэтому используется обычная помпа. Система предполагает расположение 2-х озерков на разных уровнях. Таким образом, сверху стекает вода, приводя в действие колесо, а снизу поднимается вверх при помощи насоса. Особенность – обеспечение правильного соотношения темпов перекачки и стекания воды, благодаря чему в обоих водоемах количество воды одинаковое.

Выбор конструкции

В последние годы водяные мельницы устанавливаются в качестве декоративного элемента, но моделей конструкции настолько много, что порой трудно остановить выбор на одной.

В этом случае нужно руководствоваться стилем ландшафтного дизайна, рельефностью участка, материальными возможностями, наличием или отсутствием водоема, личными предпочтениями. Но есть во всех мельницах два важных элемента, которые изготавливаются по-разному.

Колесо вращения

В зависимости от вышеуказанных показателей колесо изготавливают из таких материалов:

Декоративный домик

Домик для водяной мельницы устанавливается в тех случаях, когда нужно создать декоративный эффект, разместить внутри механизмы (чтобы колесо выступало в роли генератора). Постройка может иметь разные размеры и внешний вид, но изготавливается обычно из дерева, кирпича, пеноблоков. Особенность – колесо крепится к стене домика.

Размеры водяной мельницы

Определяющий фактор для выбора размера конструкции – водный поток. Немаловажно учитывать стилистику участка, растительность, другие сооружения – чтобы всё смотрелось соответственно. Но и сама мельница должна быть гармоничной и устойчивой, поэтому при строительстве опираются на примерные величины:

  • окружающая площадь – 1 кв. м;
  • высота конструкции – 140-160 см;
  • размах лопастей – 120 см;
  • радиус шестиугольного основания – 20 см;
  • высота оси вращения – 1 м.

Какие материалы и оборудование понадобятся?

Для примера изготовления водяной мельницы можно взять самый упрощенный и недорогостоящий вариант – деревянный домик и фанерное колесо.

Необходимое оборудование и инструментарий:

  • дрель со свёрлами;
  • молоток;
  • рулетка измерительная;
  • шуруповерт (заменяется отвертками крестообразными и прямыми);
  • линейка-угольник;
  • маркер (ручка, карандаш);
  • циркуль;
  • лобзик;
  • пила;
  • наждачная бумага или шлифовальная машинка;
  • линейка прямая;
  • крепежный материал – саморезы, шурупы, гвозди, шайбы, болты и подобное.

Требуемые материалы:

  • деревянные бруски для домика и колеса;
  • рейки из древесины для соединения крыши и стен;
  • фанерный лист для крыши и колеса;
  • стальной резьбовой стержень, втулки, трубка из алюминия;
  • шланг, прикрепляемый к желобу;
  • клей по дереву;
  • лакокрасящие средства – лак, эмаль и т. д.;
  • обшивочное сырье;
  • декор – камни, плитка, двери, окна и пр.

Подготовка участка

Первое, что надо сделать, – выбрать место для обустройства пруда с мельницей. Обратите внимание на следующие аспекты:

  1. Не устраивайте искусственный водоем около растительности, которая не переносит повышенную влажность.
  2. Избегайте скопления деревьев, кустарников, так как они затмят мельницу.
  3. Участок должен хорошо проветриваться.

Если с местом определились, очистите его от всяких насаждений и корней, мусора, сухих листьев, разровняйте поверхность.

Как создать искусственный поток?

Если нет природного источника воды, не страшно, потому что можно создать искусственный поток самостоятельно. Способы и особенности устройства:

  1. Сделайте желоб, в который будет поступать вода из водопровода или во время дождей. Над ним вмонтируйте колесо мельницы.
  2. Используйте рельефные участки территории, благодаря чему создается настоящая альпийская горка с эффектом падающего потока воды. Для этого установите желоб над колесом, по которому будет стекать вода в водосборник.
  3. Альпийскую горку можно сделать и искусственную – достаточно протянуть шланг, задекорировать его камнями и установить так, чтобы создался вид подземного бьющего ключа.
  4. Для подачи воды используется водопроводный кран или насос, установленный в скважину, колодец или естественный водоем.

Таким образом, вода может подаваться сверху, вращая своим потоком колесо, или снизу. Во втором случае необходимы специальные механизмы, создающие течение в воде.

Этапы изготовления водяной мельницы

Любое строительство начинается с создания схем, чертежей, эскизов. Поэтому запаситесь карандашами и линейками, задействуйте собственную фантазию, представив, как будет выглядеть «творение» после изготовления. Продумывайте каждую мелочь, рассчитывайте все размеры. А если не получается сделать это самостоятельно, доверьтесь профессионалам.

Изготовление колеса

Мельничное колесо – важнейшая часть данного сооружения. Чтобы его изготовить, не нужно обладать богатым опытом или профессиональными навыками, достаточно руководствоваться инструкцией.

Вариант № 1 – из фанерных листов:

    вырежьте 2 круга одинакового диаметра;

в центре каждого сделайте осевое отверстие;

  • из деревянных брусков вырежьте лопасти;
  • на дисках просверлите отверстия и нарежьте фанерные полоски, накладываемые сверху для скрепления лопастных элементов;
  • из фанерного листа сделайте еще 2 круга (меньшего диаметра), одну полоску, из которой создается окружность, разграничивающая лопасти и центр колеса;

    внутри окружностей установите металлический стержень.
    Теперь соберите все элементы крепежным материалом и клеем.

    Вариант № 2 – из досок:

      выпилите 2 шестигранных круга, в которых нужно сделать отверстия для установки осевой трубы;

    нарежьте лопасти и элементы для колеса, которые склеиваются клеем;

    лопасти прикрепите к оси;

  • соедините их с элементами колеса;
  • соберите шестигранники;
  • зафиксируйте осевую трубу.

    Изготовление домика

    Домик может иметь совершенно разную конфигурацию и форму. Для него применяются доски, деревянные бруски, фанерные листы, рейки. Какой бы вариант вы не выбрали, принцип постройки един:

    • установить основание из дерева, плитки и т. д.;
    • собрать элементы корпуса, соединяя их клеем или крепежными материалами;
    • обшить каркас рейками;
    • вмонтировать крышу, покрыть её кровлей.

    Более подробная инструкция представлена в нашем видео – стандартная конструкция декоративной мельницы, которая работает от порыва ветра. Но если с боковой части установить водяное колесо, то конструкция перевоплощается в универсальную. Азы строительства домика:

    Пропитка деревянных элементов

    Чтобы деревянные элементы дольше служили, их в обязательном порядке обрабатывают. В качестве пропитки используются такие средства, как Белинка, Сенеж и другие.

    Наносить защитные составы надо минимум в 4 слоя, так как из-за частого контакта с водой образовывается плесень, развивается грибок, в результате чего древесина гниет.

    Монтаж

    После изготовления домика и колеса с лопастями, необходимо собрать все составляющие воедино. Монтаж осуществляется поэтапно:

      Сначала установите скрепляющий механизм колеса к постройке. Для этого просверлите в домике отверстие, вставьте в него ось с распорной втулкой. Если колесо имеет трубу, она служит одновременно втулкой и креплением отверстия.

  • Обязательно оставьте между колесом и домиком зазор для свободного вращения. Можно дополнительно установить еще одну распорную втулку.
  • Закрепите гайками.
  • Покройте лаком или красками мельницу в 2-3 слоя.

  • Дайте просохнуть.
  • Установите в водоем или на основу.

    Дизайн водяной мельницы

    Стилей дизайна в современном мире для разных построек существует множество, но мельницы обычно выполняются в 3-х целевых решениях – кантри, Япония, фахверк. Каждый дизайн имеет свои особенности и тонкости.

    Японский стиль

    Данная стилистика отличается простотой, минимализмом и естественностью, поэтому вокруг мельницы необходимо уложить камни, домик декорировать бамбуком или тростником. Обязательно присутствуют декоративные карликовые растения, галька, песок. Некоторые дизайнеры предлагают для японского стиля изготавливать домик из камня в виде башни.

    Кантри

    Это самый распространенный дизайн в деревенском стиле. Изготавливается мельница исключительно из древесины, покрывается лаком. Для домика можно использовать ветки (необработанные), бревна и подобное. Отлично вписываются в кантри каменные элементы, рядом стоящие колодцы, состаренные мостики, тележки, цветы, декоративные деревянные фигурки.

    Фахверк

    Это малознакомый, но уже популярный стиль, отличающийся современностью, поэтому для крыши домика целесообразно использовать металлочерепицу.

    Сам дом выполняется в светлых тонах. Но рейки, которыми он оббит, могут иметь коричневый оттенок. В идеале поверхность постройки разбивается на треугольники, прямоугольники, квадраты. Рядом с мельницей красиво смотрится скамейка, клумба.

    Полезные советы

    Что советуют «бывалые»:

    1. Использовать водяную мельницу можно для выработки электричества при подсветке бассейна и прочих элементов. Для этого колеса раскручиваются при помощи ротора электрогенератора.
    2. Размеры мельниц подбирайте, исходя из мощности потока воды.
    3. Обрабатывайте металлические элементы антикоррозийными средствами, например, ортофосфорной кислотой.
    4. Если необходимо сделать выемку под шестиугольник, то её вырезают под углом в 60 градусов.
    5. Для нормальной работы мельницы лопасти должны иметь идеально одинаковые размеры, поэтому сначала вырежьте шаблон, а потом по нему и детали.
    6. Довольно часто на приусадебных участках прокапывают норы кроты. Чтобы этого избежать, во время строительства домика изготовьте ножки, которые вкопайте в грунт на глубину 20 см. Так при вращении колеса создается вибрация, отпугивающая грызунов.

    Если вы решились построить водяную мельницу самостоятельно, обязательно разработайте подробную схему, внимательно изучите собственный участок и установите сооружение в наиболее выигрышных местах. Используйте мельницу не только как элемент декора, но и в качестве хранилища, отдыхайте возле неё и наслаждайтесь необычными звуками текущей воды.

    Чудо из соломы

    До села Мульта ехать долго. Мы ехали сначала ночь, а потом ещё целый день. Ночь на поезде, день на автобусе. И когда приехали, не увидели ничего, кроме звезд на небе. Село находится на высоте 900 м над уровнем моря (Новосибирск – на высоте около 100 метров), и звезды там видно гораздо лучше, чем в Новосибирске. Некоторые из них кажутся очень близкими. Протяни руку – и потрогаешь.

    А утром мы вышли на улицу – и разинули рты. Причем надолго. Потому что за ночь мы напрочь забыли, что окружает нас вовсе не город, а вот такая красота.

    Вокруг летали птицы разных цветов и размеров. Некоторые птицы важно ходили по двору (гуси – это тоже птицы, мы не ошиблись?). Мы с усилием закрыли рты и отправились куда глаза глядят.

    Оказалось, что они глядели в направлении… музея. Это не ошибка. Мульта – старинное большое алтайское село, здесь когда-то жили деды и прадеды сегодняшних ребят – ваших сверстников. И все в семье передается из поколения в поколение: история села и разные ремёсла, о которых мы с вами только в книжках читали, да и то в лучшем случае. Например, работа на ручных ткацких станках.

    В музее одну большую комнату занимают деревянные ткацкие станки и работы, сотканные с их помощью: от половиков до поясов. А вторая половина музея занята… соломой.

    Вернее, разнообразной красотой, которую можно из нее сотворить. И самое удивительное, что «соломенных дел мастера» – дети. По-взрослому это называется «детский кружок при доме творчества в селе Мульта».

    Правда, детей мы в музее не застали, зато картинами их сначала долго любовались, а потом стали расспрашивать. Оказалось, что собирать солому для своих художеств можно не в любое время, а только в июле-августе. Для плетения нужна солома от пшеницы и овса, а для инкрустации – украшения изделия, то есть для изготовления вот таких красот – только ячменная, потому что она разноцветная. А это значит, что такого полосатого кота из любой другой соломки не сделаешь – только однотонного. Но кот в полоску гораздо симпатичнее, правда же. Чтобы сделать картину, каждую (представьте, каждую!) соломинку надо разрезать и разгладить утюгом. Если соломка нужна потемнее – утюг должен быть горячим. Очень горячий утюг поможет соломинке стать темно-коричневой. Собственно, дальше бери подготовленные соломинки и наклеивай на основу. Основа сначала покрывается специальной грунтовкой, ее варят из костного клея и красителя. Мы сказали «наклеивай», но это неверно. Потому что никакого клея не надо, вместо него – обыкновенная вода. Ну, а когда картина хорошенько просохнет, её надо покрыть лаком. Вот и всё!

    В пересказе получилось просто и быстро, правда?

    Знаете, какая мысль пришла нам в головы (одновременно пришла)? Во-первых, какие молодцы Люба Юрьева, Маша Ерёмина, Даша Субботина, Саша Беспалов, Наташа Кирина, Юля Казанцева, Оля Анохина, Алена Переверкина, Оля Нагибина и ещё одна Лена, фамилию которой мы плохо записали. А во-вторых, как здорово, что человек всегда находит способ сотворить красоту. Из всего, что под руками. Даже из соломы. Учит детей делать все эти чудеса Таисия Клементьевна Иродова. Сама она умеет творить еще и не такое.

    Взрослые в селе Мульта от детей не отстают. Эти полезные и красивые предметы – их рук дело. Ну, а самое-самое главное – соломенная красота всегда напомнит о лете. Даже морозное окно из соломки кажется не таким холодным.

    Водяная мельница из соломки

    Из пруда по дощатому желобу стремительно несется поток воды. Срываясь и с шумом падая па колесо, вода приводит его в движение. А за стеной, в бревенчатом амбаре, неустанно трудится проворный жернов, растирая зерна в белую, теплую, душистую муку.

    Это работает водяная мельница. За века русские мастера создали их тысячи и тысячи. Строителей водяных мельниц в старину у нас называли «водязые люди». Это были даровитые мастера-самоучки. Многие из них не знали грамоты, но обладали тонким инженерным чутьем, талантом механиков-изобретателей.

    По мере развития промышленности водяное колесо стали применять не только для переработки зерна, но и в других сооружениях, которые также назывались мельницами. Так именовались железоделательные, лесопильные, бумагоделательные, текстильные и ряд других предприятий. Они появились позже мукомольной мельницы, которая была, безусловно, одним из первых технических устройств, жизненно необходимых для человека.

    В России промышленные предприятия с водяным колесом распространялись довольно бурно. В XVI веке в районе реки Вычегды (на реке Лахоме) действовала железоплавильня с водяным колесом. Оно приводило в движенне молот для ковки железа — «самоков».

    В 60-х годах XVI века в Ивантеевке под Москвой водяное колесо приводило в действие машины для выделки бумаги. В 1665 году на Яузе стояли мельницы, которые толкли порох. Фабрика у села Преображенского вырабатывала полотно. В царском имении Измайлово, кроме других разных мельниц, появилась стекольная. В петровское время и позже, с развитием металлургии, машиностроения и других производств, множество водяных мельниц возникало по обеим сторонам Уральского «каменного пояса» и в Сибири.

    Порой мельницы стояли так близко, что мешали друг другу работать, из-за этого у хозяев возникали даже споры и тяжбы. На старых географических картах мельницы показывали поперечными черточками и многие реки были сплошь испещрены значками. Вот, например, речушка Мияка в Башкирии. На ней в начале нашего века трудилось двенадцать мельниц, а длина этой водяной ленточки — 25 километров. Получается, каждая сидела через два километра. Мияка впадала в реку Дему, где при устье шумела большая мукомольня, оснащенная многими вспомогательными машинами. Как было не считать водяные мельницы тысячами, когда человек осваивал так энергично любую малую речку.

    Мы вкратце познакомились с историей водяных мельниц. Чтобы получить о них более полное представление, небезынтересно узнать об их устройстве. Конструкция за многие века особенно не изменилась, ее основные механические элементы остались незыблемы. Мы будем рассматривать деревенские мельницы позапрошлого, XIX века.

    Основным материалом для постройки служила древесина. Из нее строили и амбар, и колеса, и валы, и всю прочую снасть. Следует оговориться, что амбары встречались и каменные, но очень редко. Металлическими были лишь некоторые части: оси, скобы и крепежные детали.

    По устройству водяные мельницы разделяются на мутовчатые (мутовки) и колесные. Мутовчатые мельницы представляли собой прообраз современной турбины. В них на вертикальной оси имелись лопасти, расположенные под углом. Поток воды, падая на лопасти, заставлял ось с насаженным на нее жерновом вращаться. Такие мельницы обычно ставили на горных реках с сильным потоком воды. Строили их и с плотинами. Это были одни из первых примитивных мельниц.

    В колесных мельницах вращается колесо, названное мастерами «водяным». Колесные мельницы бывают двух основных типов: верхнего и нижнего боя. При верхнем бое река запруживается. Поток воды направляется по желобу из пруда, падает на колесо, имеющее по окружности корытца-кюветы, и своей тяжестью вращает его. На реке с высокими перепадами, а также в горах обходятся без плотины.


    Водяная мельница. 1 — желоб; 2 — водяное колесо; 3 — сухое колесо; 4 — цевочное колесо; 5 — полок; 6 — кожух жерновов; 7 — жернова; 8 — желоб для муки; 9 — трясун-дозатор.

    При нижнем бое реку не запруживают. Водяному колесу вместо кювет даны лопасти. Они погружены в воду и приводятся в движение течением реки. Ставить такие мельницы старались на реках с быстрым течением. Для того чтобы мельницы работали более эффективно, иногда сооружали особую плотину, так называемый бун. Им перегораживали только часть реки. В сужении поток приобретал большую скорость, и колеса крутились быстрее. Бун сооружали на больших реках, где полную плотину сделать трудно, да и она не требовалась. Так строили мельницы на Волхове, Двине и других широких реках. Мельницы нижнего боя бывали и плавучими. Их буксировали по реке, меняя место работы. Ходили они по большим рекам — Двине, Днепру и их притокам.

    Устройство колесных мельниц всех типов во многом одинаково. Из бревен рубили амбар, крытый соломенной или тесовой крышей. Жестью крыли редко: от нее летом жарко, а зимой холодно. Ведь потолка-то у помещения нет, здание без отопления, холодное.

    В половине амбара, примерно на высоте плеч, настелен массивный полок. На нем помещаются жернова. Их два. Нижний — лежак и верхний над ним вращающийся — бегун. В середине его есть отверстие (глазок). Жернова огорожены кожухом.

    Над жерновами установлен ковш-бункер, куда засыпают зерно. Для регулирования подачи зерна на жернова бункер снабжен трясуном-дозатором. Это неглубокий качающийся ящичек, подвешенный к бункеру снизу. В лицевой стенке ящичка сделано отверстие для прохода зерна.

    Зерна из бункера сыплются в трясун, он, покачиваясь, бросает порции в глазок жернова. Зерна попадают между жерновов в размалываются. Крупность помола зависит от подачи зерен на жернова. Много подавать — мука выйдет крупной, мало — ее можно перемолоть, «сжечь». Мука выбрасывается через проем обечайки в желоб и по нему стекает в ларь.

    Крупность размола регулируется не только наклоном дозатора, но и подъемом жернова-бегуна. Ведь верхний жернов к нижнему не примыкает вплотную. Если бы он давил своим весом на нижний, то мог сдвинуться только величайшей силой. Бегун над лежаком находится в подвешенном положении. Между ними имеется зазор. Он регулируется подъемом и опусканием вертикальной оси, на которой сидит бегун. Мельник, прощупывая муку, устанавливает зазор между камнями.

    Как видим, дозатор служит важным элементом регулирования размола. Вероятно, в древних мельницах он не применялся. До него додумались и пристроили позже. Но когда — установить трудно.

    Если трясун-дозатор из наклонного положения установить в горизонтальное, то зерна из него сыпаться не будут. Он окажется запертым. Запирают дозатор при разграничении помолов. Первый хозяин домалывает. Бегун выдает остатки его муки. Следующий помолец уже засыпает в бункер свое зерно. Но оно на жернов не идет. Как только выгреб из ларя свою муку Иван, можно наклонять дозатор и пускать помол Петра. А пока жернова работают вхолостую.

    Крутится жернов от водяного колеса посредством деревянной зубчатой (цевочной) передачи. Ее колеса размещены внизу, под настилом жерновов. Водяное колесо с желобом вынесено наружу амбара. Так устроена мельница верхнего боя. При нижнем бое водяное колесо может находиться и внутри амбара. Но, как уже говорилось, мукомольное устройство у тех и других мельниц в основном одинаково.

    В зависимости от водных запасов и силы реки мельницы бывают и двух поставов, то есть при одном амбаре имеется два водяных колеса и два мукомольных агрегата.

    Рабочие поверхности обоих жерновов имеют бороздки. Они идут от центра к краям в виде радиальных кривых. Благодаря бороздкам и их краям — рифам зерно растирается в муку, и под действием центробежной силы она уходит в проем обечайки.

    «Ковать» камень — насекать на нем канавкн — большое искусство. При помощи специального подъемника мельник поднимал бегун и перевертывал. Равномерными ударами лопатчатого молотка внимательно, не торопясь, делал ответственную работу. По мере сглаживания рифов ковку камня повторяли.

    Жерновые камни должны быть особого свойства. От них требуется прочность, вязкость и пористость. Редко нужные каменоломни находились поблизости, и жернова приходилось везти за многие версты.

    Как известно, в муке, которую только что смололи жернова, содержатся отруби. Это разорванная оболочка зерна. Для отделения отрубей муку просеивают. Чтобы освободить хозяйку от этих хлопот, на некоторых водяных мельницах мука тут же и просеивалась. Над мучным ларем пристраивали натянутое на раму наклонное сито. При помощи несложного механизма сито получало колебательные движения от главного вала. Мука из-под жерновов стекала на сито, просеивалась в шла в мучной ларь. Отруби сползали в отдельный ящик. Сита на мельницах были разные — редкие и частые. На редком сите отрубей выходило меньше, на частом — больше.


    Схематическое устройство мельницы

    Мельницы с механическим решетом-ситом появились давно. Еще в 1561 году в Соловецком монастыре была сооружена мельница, которая молола, просеивала муку и отделяла отруби. Позже этот опыт, может, и распространился, но водяные мельницы с просевным устройством встречались все-таки редко даже и в начале XX века.

    Сорта муки, в зависимости от размола, назывались сеянка, крупчатка, вальцовка и другие. На водяных мельницах, где были сита, получали сеянку. Муку всех сортов вырабатывали только на совершенных паровых механических мельницах. Зерно там мололи не только жерновами, но пропускали и между рифлеными металлическими вальцами. Отсюда и пошло название муки — вальцовка. (Заметим, что на современных мукомольных комбинатах жернова не применяются. Их заменили разного рода мукомольные агрегаты.)

    На некоторых водяных мельницах не только мололи зерно. Здесь работали и крупорушки. Их еще называли «рушалки». Эти машины обдирали просо, гречиху, овес и делали из них крупу. Снимали рушалки и лузгу с подсолнечных зерен, подготовляя их к выжимке масла.

    В зернах, предназначенных для размола, попадались такие, на которых после обмолота оставалась рубашка. Для очистки от нее всю партию зерен пропускали через рушалку или другую машину — «обойку». Пленка с зерен сбивалась и уносилась вентилятором. Зерно при этой операции очищали и от других примесей: крупинок земли, налипшей грязи и прочего сора.

    В начале XX века на больших водяных мельницах стали появляться новейшие машины для повышения кондиции зерна перед размолом. Кукольотборник, например, удалял из пшеницы зерна куколя, овсюготборннк — зерна дикого овса — овсюга.

    Кроме пшеницы, ржи, ячменя, полбы, мололи и другие зерновые культуры: горох, рис, кукурузу, просо, крупу гречневую, овсяную, пшено, рожь на солод. Изобретательный хозяин приспосабливал в мельничном амбаре и толчею для толчения кудели, в сукновальню для валяния домотканого сукна, и чесальный барабан для шерсти.

    Как останавливают мельницу? Прекращают подачу воды на водяное колесо. Это делается двумя способами. Первый — воду выпускают в люк, устроенный в дне желоба, идущего от пруда. Если крышку открыть, вода хлынет в пройму. Второй способ, когда хотят сохранить уровень пруда, желоб перекрывают задвижкой — как бы его запруживают.

    К зданию мельницы пристроен просторный крытый сарай. В нем размещались возы и лошади помольцев. Небольшой мельничный двор окаймлен широким прудом и густой кущей деревьев — ивняка, ольхи, черемухи. А вблизи амбара, как часовые, стоят две-три высокие ветлы.

    На дворе дом, кузница, плотницкая, баня, сарай для скотины, огород. Дом разделен на две половины. В одной проживает мельник с семьей, в другой помольная. Встречалась помольная и как отдельная изба. Крыльцо, наличники и карниз дома часто украшали замысловатой резьбой. Не обходили подобными нарядами и мельничный амбар.

    Зимой в сильные морозы некоторые мельницы временно останавливались. Иногда над колесом делали укрытие-«тепляк» в виде соломенного шатра. Но это помогало мало. Оттого, что одни мельницы простаивали, на других бывало завозно. Приходилось ожидать не одни сутки, нужен был приют. В помольной избе во всю стену тянулись нары, застланные дерюгой или кошмой. На них отдыхали. Тут же стол, скамейки. Угол занимала объемистая русская печь с вмазанным в подтопок котлом. Помольцы могли приготовить нехитрую еду из муки, затируху, салму, картошку. При желании из пруда удавалось выудить и рыбешку на уху. К услугам почти всегда под парами ведерный самовар. На доброй печи можно обсушить валенки, портянки и другую одежду.

    В помольной нередко скапливалось по пять — восемь человек. Это убежище служило местом общения крестьян, вроде маленького клуба. Люди делились новостями, беседовали о хозяйственных делах. А порой в долгие зимние вечера кто сказку или веселую небылицу расскажет. Бывает, вполголоса попоют вместе песню.

    Строили мельницу без каких-либо чертежей. Вся техническая документация: расчеты, детали — содержалась у мастера в памяти. Конечно, он брал за образец уже имеющиеся мельницы, но приходилось порой кое-что менять или добавлять новое. Умение и мастерство, безусловно, требовалось огромное. Хотя и с образца, но не так просто сработать водяное колесо, распределить равномерно по окружности на шестернях места под зубья. И все это из дерева, основными инструментами служили топор, пила, долото, бурав, тесло, аршин. Циркулем — шнур или рейка, на конце с угольником. Так окружность и намечали. Мельнику помогал кузнец. Он ковал вспомогательные детали. Следует заметить, что промышленные водяные мельницы часто строили по чертежам и проектам («прожектам», как тогда называли). Об этом свидетельствует техническая литература XVII— XVIII и ХIХ веков.

    Небольшую мукомольную мельницу три-четыре человека нередко ставили за один сезон. Запруду делали простейшими подручными средствами всей деревней. Вспахивали участок целины а из дерна выкладывали плотину. Пласт был плотный, как ремень, тянулся, не разрываясь, на несколько сажен. Укладывали его ровно, прочно. Для крепления применяли жерди, колья, связки из хвороста. Начав дружную работу с раннего утра, к вечеру реку останавливали. Благодарность за такую великую услугу полагалась только в виде обильного угощения, которое мельник выставлял крестьянам.

    Некоторые плотины снабжали подъемным щитом-затвором. Он спасал от весеннего половодья. Без такого предохранительного устройства запруду весной прорывало, и ее приходилось возводить снова.

    На больших реках плотину строили при помощи ряжей. Из дубовых бревен рубили срубы с крепким полом. Такие бревенчатые коробки — ряжи — заполняли камнями, бутом, валунами, и они опускались на дно реки. По мере погружения на сруб наращивали новые венцы и так вели до возвышения над водой. Угол ряжа ставили против течения реки. Об него раскалывались льдины во время ледохода.

    Что касается производительности мельниц, то она зависела от размера камня и скорости его вращения. Жернова брали диаметром от 50 до 120 сантиметров. На маловодных речках ставился небольшой бегун, и вращался он в пределах 60 оборотов в минуту. Река помноговоднее могла крутить камень побольше, и совершал он до 150 оборотов. В зависимости от этого один постав размалывал от одного пуда (16 кг) до четырех пудов (64 кг) в час. Одна мельница обслуживала две-три деревни с общим населением тысяча человек. Заметим, что мука шла не только для людей, но и скоту.

    В заключение хочется сказать вот о чем. Водяная мельница представляет собой один из ранних памятников человеческого знания. Она несет в себе и элементы техники и архитектуры, вписанные в живописное полотно природы. Добрая кормилица не загрязняла землю. Хрустальная водица, выйдя из пруда и покружив колесо, уходила дальше такой же прозрачной.

    В настоящее время эти достопримечательности материальной культуры почти исчезли. Их в нашей стране остались единицы. Как рентабельные предприятия они свое время отжили. Водяные мельницы уходили из жизни трагично. Весной половодье прорывало плотину. Нередко ломало и мельницу. Пруд высыхал. Предприятие пустело. Восстанавливать его для помола не было смысла. Реставрировать и беречь как памятник? За это тоже никто не брался. Так подобные редкости и исчезали. Думается, что если целые мельницы где-то еще имеются, их надо сохранить, восстановить. Сейчас есть еще люди, знающие об их устройстве. Но не станет старожилов, очевидцев — некому будет и рассказать о водяных мельницах. Пусть их будет хотя бы по одной, по две в каждом регионе. Они стали бы интересными достопримечательностями, очагами знаний о технике и культуре прошлого.

    Профессиональная магия мельников и кровавый рецепт прибыли. Фоторепортаж из Оршанского этнографического музея “Мельница”

    Мы продолжаем социальный и культурно-образовательный проект “Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ”. Путешествуйте по экспозициям, не выходя из дома, и присматривайтесь к местам, которые хотели бы посетить. Оршанский этнографический музей “Мельница” очень фотогеничен, без изображения этого здания из красного кирпича не обходится ни один буклет о городе или путеводитель. Сами оршанцы называют памятник промышленной архитектуры в центре города исключительно по-белорусски – млын.


    Здание прежней городской мельницы стоит на искусственно созданном канале, который соединяет две реки Оршицу и Днепр. Уютен музей не только внешне. Внутри запах дерева, белорусский лен, аутентичные керамика, орудия труда и предметы быта создают особую атмосферу теплоты и загадочности. Здесь практически нет новодела и стилизации, а в основном – вещи и предметы, которые использовались нашими предками в старину. Если можно назвать стариной период со второй половины XIX века и частично до XXI.

    Настроение формируют не только экспонаты. Здание музея – бывшая водяная мельница, а с мельницами, как известно, в народе было связано множество поверий, основанных на взаимодействии с нечистой силой, с которой мельник должен был заключить тайный договор, закрепленный жертвоприношениями.

    Мельник получал определенную власть над самым главным, что составляло смысл крестьянского труда, – хлебом. Его положение порождало между ним и остальными крестьянами определенное отчуждение. Профессиональная магия выступала одним из средств налаживания отношений с общиной.

    Это очень помогало при улаживании конфликтных ситуаций – в случае неисправности и поломки мельницы, потери зерна, гибели у мельницы людей и домашних животных, в спорах по поводу качества зерна и муки, даже при ловле рыбы в мельничном пруду. Рыбачили у мельницы лишь с разрешения мельника, который выступал посредником между людьми и водяным. По поверьям, за “лицензию” нечистая сила требовала жертву водкой или табаком.

    Считалось, что при постройке фундамент мельницы нужно окропить кровью – иначе дохода не будет. Для закрепления результата ритуал старались обновлять раз в год. Когда-то каждую осень на День Святого Мартина (покровитель мельников) на Оршанском мельничном колесе закалывали гуся. Вплоть до XIX века ходили слухи о человеческих жертвах. Здесь бытовало поверье о том, что нужно сиротку “закласць”. Тем, кто приводил сироток, даже платили деньги – никому не хотелось “в гости” к водяному. Сделать заклад или завет – значит пообещать нечистой силе жертву. Предполагалось, что водяной заберет ее сам.

    Кирпичное здание мельницы было построено в 1902 году с северной стороны городища, на том самом месте, где исстари действовала мельница деревянная. Она просуществовала на территории бывшего Оршанского замка несколько веков вместе со страхами и суевериями того времени.

    Бизнесмены начала XIX века верили в технологии, а не в языческие обряды. Водяные мельницы чаще были частными. Оршанской поначалу владела городская управа, собственно, на ее средства мельница и построена. С 1910 года хозяином мельницы стал помещик. В то время ее штат составлял десять человек. Это была одна из самых крупных мельниц во всей губернии. Она была оборудована механическими круподерками. Здесь мололи муку и крупы.

    Ежегодный доход мельницы в первое десятилетие XX века составлял около 1000 рублей, что свидетельствует об успешности предприятия. Для сравнения, аптека в те годы зарабатывала 300-400 рублей в год.

    Новый владелец добавил к уже имеющемуся водяному двигателю мощностью 50 конских сил еще и паровой. В 20-е годы вместо парового и водяного двигателей был установлен электрический. Мельница работала вплоть до 1960 года. Затем здание приспособили под продуктовый склад, а в 1995-м здесь открыли музей.

    За четыре года активных поисков предметов этнографической тематики удалось собрать обширную коллекцию. Чтобы спасти свидетелей уходящего времени, пришлось посетить десятки деревень. Оршанский, Сенненский, Дубровенский, Горецкий, Шкловский, Поставский, Толочинский, Лезненский – и это не все районы, указанные на табличках, которыми снабжены предметы.

    Экспозиция представляет культуру и жизненный уклад одного этнографического региона – Верхнего Приднепровья. Здесь собраны сведения о разных сторонах народного быта от внешних подробностей – устройства избы и двора – до обычаев и суеверий. Все-таки этнография – наука о человеке, а не о вещах. Этнографа объекты культуры и быта интересуют не сами собой, а в их отношении к людям.

    Экспозиция первого этажа воспевает основную деятельность крестьян – земледелие. Здесь представлен практически весь сельхозинвентарь от плуга до серпа. Можно познакомиться с основными этапами земледельческих работ, которые были густо снабжены различными приметами и обрядами.

    Экскурсия, как правило, стартует от фрагмента каменной зернотерки – приспособления, которым пользовались до появления мельниц. Некогда весьма распространенная соха нынче редкость, ее сложно встретить где-либо, кроме музея. А вот конская упряжь отличается от сегодняшней лишь более современными материалами. Кстати, спросите, как в экспозицию затесались весы Российской империи и что символизирует макет ветряной мельницы внутри бывшей водяной.


    При строительстве усадеб в Поднепровье использовали в основном замкнутые планировочные схемы. Макет представляет усадьбу распространенного на данной территории веночного типа – такую могли позволить себе зажиточные крестьяне. Рядом – традиционный интерьер хаты. Напротив печи, которая тоже обладает интересной символикой, – самое священное место в доме – красный угол.

    Мельница на реке была символом семейного счастья и благополучия, а вращающиеся мельничные жернова – знаком верной любви. Чтобы представить, какими должны были быть жернова в здании мельницы, посмотрите на обычные ручные жернова и увеличьте их мысленно в диаметре до роста человека. Как их вынесли отсюда и куда дели – до сих пор загадка. Одни говорят, что жернова сейчас в реке, другие – что в фундаменте чьего-то дома.

    Поднимаемся на второй этаж по деревянной лестнице над “Хлебом нашим насущным” в “Свет души и таланта”. Краска на ступеньках блестит. С каждым шагом взору открывается просторный зал со множеством окон. На втором этаже говорят об основных традиционных ремеслах и промыслах, вспоминают обряды и приметы наших прабабушек.

    Большая часть второго зала – мягкая этнография: ткачество, вышивка, рукоделие. Пристальное внимание в экспозиции уделено обработке льна. В центре зала – ткацкий станок с кроснами. Раньше умение ткать было для женщины необходимым навыком.

    Считалось, что нельзя готовить основу для ткацкого станка поздно вечером – нечистая сила может перепутать нити. Если все же к ночи закончить основу не удавалось, ее сплетали в косы.


    Лен посадить, вырастить, высушить, собрать, обработать, получить волокно из стеблей, вычесать его, спрясть – когда-то это была повседневная работа женщин. Девушки уже с 13-14 лет заполняли сундук. Рушники, пояса, постельное белье, дорожки-постилки, скатерти, часто даже одежда для себя и будущего супруга – все должно быть готово. С рушниками было связано множество ритуальных действий на протяжении всей жизни человека, причем вышивка на рушнике, даже поминальном, содержала только положительную символику.

    Национальный костюм представлен на примере традиционной Дубровенской одежды. Главный предмет в крестьянском костюме – рубаха. У женщин были широко распространены юбка-андарак (верхняя юбка) с лифом-кабатом. Национальные костюмы, так же как рушники и керамика, в разных регионах Беларуси отличаются техникой изготовления, узорами и расцветками.


    На территории Оршанского уезда было несколько крупных центров гончарства. Особенно развито было производство в Копысе, где в начале XX века действовало около 20 керамических заводов, и все принадлежали частным фабрикантам. На самых крупных работало по тысяче человек. В комплект для печей и каминов входили кафля для облицовки стенок, лепные карнизы и фронтоны. Изразцы копысских мастеров славились многоцветностью. Делали местные гончары и керамическую посуду. Дуршлаг в начале 20-го века тоже был керамическим.


    Оптимальный брачный возраст для девушки предусматривал соответствие духовного (умственного, культурного) и физиологического развития. Невеста считалась зрелой, когда ее коса доросла до пояса. Коса в данном случае олицетворяла духовное начало человека. Колыбельку, как правило, собирал отец. Наши прабабушки никогда не качали пустую колыбельку, потому что верили, в этот момент в ней засыпает нечистая сила, которая может нагнать на ребенка болезни.

    Мастера Оршанского дома ремесел исполнили для музея народный календарь в виде восьмиконечной звезды, символизирующей четыре главных языческих праздника и четыре христианских. Получилось наглядное изображение сложного сплетения веры и верований наших предков, матрица основных ритуалов календарного цикла.


    Католическая хоругвь, православные иконы, картина художницы Валентины Янковской “Паганскiя багi” – еще несколько штрихов к духовному миру предков.

    Все изделия из соломки и резьба по дереву также выполнены современными мастерами, но по технологиям прадедов.


    Торжество без музыки было немыслимо. Ради хорошего музыканта могли даже свадьбу перенести. Одному из таких востребованных на всей Витебщине талантов в конце XIX века принадлежали эти цимбалы.

    Для детей в музее все диковинное – и шархуны, которые в сказках звенели в лошадиных упряжках, и девичий сундук с приданым. Многих очень озадачивает, что ступа – это не только транспортное средство бабы-Яги. А еще малышам нравятся игрушки-свистульки и фигурки зверей, и они зачарованно рассматривают соломенных пауков, которые едва колышутся или медленно двигаются под потолком вокруг своей оси вслед за движением воздуха. Сто лет назад пауки выполняли не только декоративную функцию, они впитывали в себя негатив. Раз в год их сжигали в печи и заменяли на новые.

    В музее практикуются мастер-классы для школьников, а иногда и с их участием. На этих занятиях изготавливают кукол и обереги. Недавно вспоминали традицию росписи пасхальных яиц. Результаты добавлены в экспозицию.

    Впечатляет то, что наши прабабушки не только умели произвести все, чем пользовались, но и демонстрировали глубокую мудрость в том, что касается человеческих отношений и взаимодействия с природой. Даже прием пищи никогда не расценивался как только физиологический акт, он был некой “тайной”, приобщением к священному.

    Сегодня процесс помола полностью механизирован, о связи мельников и водяных мало кто знает. Современный человек верит в профессионализм, технологии и эволюцию, и все в курсе, что “нечистая сила” появляется в Беларуси раз в год – во время планового тестирования теплосетей. Но генетическая память работает! В стенах млына, пусть и отреставрированного, посещает неясное щекочущее чувство, будто вот-вот вспомнишь что-то очень важное.

    Кстати, смех и шутки на мифологическом уровне – проявления отчетливых признаков жизни и примета “своего” мира, поэтому выступают действенными оберегами от возможного воздействия нечистой силы.

    Музей находится в Орше по адресу: улица Замковая, 2А. Стоимость входного билета: для детей и студентов – 10 000 бел.руб., для взрослых – 20 000 бел.руб. Экскурсионное обслуживание – 60 000 бел.руб. Фотосъемка – 10 000 бел.руб., видеосъемка – 20 000 бел.руб.
    Время работы: с 10.00 до 18.00. Выходные дни: понедельник.

    Читайте также:  Струбцина для крепления боковых деталей своими руками
  • Ссылка на основную публикацию